112
113
114
116
118
СЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВГОТОВЬ ШИНЫ ОСЕНЬЮкрайней мере, внешне) к российскому рынку свою заслуженную модель Ultra Grip 400, назвав ее «Медео», то в Кирове совместно с финнами создали новую покрышку с суровым названием «Норд Мен», по рисунку протектора чем-то очень напоминающую Nokian Hak-kapeliitta 2. Так или иначе, но обе интернациональные шины получили не только «заграничные» имена, но и подросли в цене на фоне российских. А раз так, то и конкурентов им мы подобрали самых разнообразных, в этот раз даже сделав перевес в сторону импортной продукции. В качестве шиноносителя использовали ВАЗ-2114, который в преддверии тюнинговой программы нуждался в обкатке и обустройстве рабочего места. Исходя из того, что Волжский автозавод наконецто определился с размерностями шин для всего переднеприводного семейства, официально допустив установку 14-дюймовых шин на «самары», мы подобрали зимние покрышки, подходящие всему переднеприводному семейству: итак, 175/65R14 и только в ошипованном варианте. Последнее связано с тем, что основные производители зимней резины иу нас, и за рубежом в один голос утверждают, что шины, конструктивно рассчитанные на ошиповку (а таковых на рынках северных стран, пожалуй, большинство), наилучшие свои показатели демонстрируют как раз с шипами.Прошлый зимний сезон был ознаменован появлением в широкой продаже двух новинок российскоиностранного производства. Почти незаметно, без броских рекламных лозунгов на наши заводы пришли компании «Гудьир» и «Нокиан», наладив производство зимних (и не только) шин в Ярославле и Кирове. И хотя обе покрышки не несут на боковинах известных товарных знаков, кроме надписи «designed by...», технология их производства строго контролируется представительствами, а продаются они в основном через фирменную торговую сеть. Интересен и подход к модельному ряду. Если «Гудьир» адаптировал (по 112 За рулем 10/2003 ЗИМНИЕ ШИНЫ 175/65R14Nokian Hakkapeliitta 2Производитель - Финляндия«Медео»Производитель - Россия, ЯШЗ• Цена - 2200 руб. И Размерность и индекс скорости - 175/65R14 ТШ Тип и глубина протектора - направленный, 9,5 мм • Количество шипов и высота их рабочей части -110; 1,2 ммИ Цена-2500 руб. Ш Размерность и индекс скорости - 175/65R14 TШ Тип и глубина протектора - направленный, 8 мм • Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,5 ммИ Цена-1400 руб. Ш Размерность и индекс скорости - 175/65R14 0. И Тип и глубина протектора - направленный, 9,5 мм • Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,5 мм1. «ГУДЬИР» То, что «Ультра-Грип 500» делает самую серьезную заявку на лидерство, мы поняли, едва начав серию замеров. Шина, как орешки, щелкала любой вариант предлагаемой программы, демонстрируя недостижимые для остальных результаты. И неважно, какое покрытие было под колесами, снег или лед - каждый новый замер оказывался эталонным. Тем не менее кое к чему придрались. Как выяснилось, эта шина не дружит с рыхлой снежной кашей, образующейся на плохо очищенных дорогах. Попав в подобное месиво на высокой скорости, «четырнадцатая» вдруг превращалась в плохо управляемый снаряд, рыскающий от обочины до обочины. Причина своенравности, по-видимому, в слишком хороших (!) сцепных свойствах: шина цепляется за малейший выступ поверхности, что в рыхлом снегу приводит к нежелательным, а главное, трудно прогнозируемым траекторным отклонениям. Но даже с подобными недостатками «Гудьир» - вне конкуренции. 2. «НОКИАН» Давний соперник нашего рекордсмена на этот раз выступал несколько скромнее. Так, на асфальте автомобиль продемонстрировал большую вибронагруженность, а комфорта заметно поубавилось. И хотя он сохранил и даже приумножил точность и понятность откликов, «четырнадцатая» стала определенно грубее в своих реакциях, и эту суровость она пронесла через все виды испытаний. Где «Нокиан» оказались в своей стихии, так это на заснеженных трассах. Минимум «нервозности» в рыхлом снегу, плавные срывы в скольжения и, соответственно, легкость и логичность ихкоррекции позволили вполне надежно управлять машиной даже на весьма высокой (120-130 км/ч) скорости. Увы, наметившееся было соперничество не получилось. Финские шины уступили лидеру по тормозным свойствам (причем и на льду и на снегу). Поначалу мы даже не поверили, но многократные повторы убедили: «Нокиан» ведут себя грубее ив критической ситуации им не хватает точности откликов, некоей рельсовости, присущей «Гудьир». Да и на специальной, закрытой трассе для оценки управляемости стало больше проскальзываний передней оси, глубже и резче занос. Все это, конечно же, ухудшило результаты. 3. «МЕДЕО» Мягкие и комфортные, они вызвали интерес еще при обкатке. Казавшийся довольно резким, автомобиль вдруг стал обволакивающе спокойным, а с дорогисловно исчезли все мелкие неровности. Конечно, на асфальте реакции машины насторожили вялостью, совсем даже не «восьмерочными» откликами, появились запаздывания на действия рулем, но в целом ВАЗ-2114 сохранил логичность взаимосвязей и не стал коварным для водителя. Повышенного внимания эти шины требуют на смешанном покрытии. Если попасть одной стороной на снежок, оставленный, например, уборочной техникой, машину тут же плавно, но настойчиво начнет затягивать в сторону рыхлого покрытия, а выбираться оттуда она будет довольно неохотно. А вот где «Медео» полностью реабилитировались и, не скроем, приятно удивили, так это на скользких покрытиях. Прекрасные результаты по управляемости и торможению, отменная проходимость - здесь даже именитой «Нокиан» пришлось довольствоваться худ-За рулем 10/2003 113 ТЕХНИКАтестЗИМНИЕ ШИНЫ 175/65R144. Yokohama Guardex 700Производитель - Филиппины•вHankook VV404Производитель - Республика Корея1ГШ ммKleber Карпог 4Производитель - ЕвропаI Цена-1800 руб. I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 ОI Тип и глубина протектора - ненаправленный, 9,0 мм I Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,8 ммI Цена-1680 руб I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 ТI Тип и глубина протектора - направленный, 10,5 MI I Количество шипов и высота их рабочей части 110; U ммI Цена-1674 руб. I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 0. I Тип и глубина протектора - направленный, 8 мм • Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,3 ммпиши цифрами. И хотя на специальной снежно-ледяной трассе «Медео» в сравнении с лидерами чуть-чуть не хватает точности управления и скорости реакций, шина компенсирует это отменными сцепными свойствами и очень логичным поведением. Словом, если бы не жалобы читателей на хромающее качество ярославского «Гудьира», впору говорить о бестселлере отечественного рынка. 4. «ИОКОГАМА» Внешне ничем не выдающиеся, без модного нынче направленного рисунка протектора, эти покрышки вдруг уверенно пробились в пятерку лидеров. Уже на асфальте машина подкупает упругими, собранными, почти летними реакциями, логичностью поведения в острых ситуациях. Плата за это - жесткое качение шин на мелких неровностях. А вот на снегу «Иокогаме» несколько не хватает цепкости. Здесь преобладают ранние скольжения передней оси, активное затягивание в сторону более рыхлого покрытия, требующее вмешательства водителя. Но самым интересным оказалось поведение нашей «четырнадцатой» на льду. «Иокогама» вдруг поехала так здорово, что начала наступать на пятки лидерам, но стоило только попасть на снег - вновь начал преобладать снос передней оси. В результате - лишь пятое время на закрытой трассе. 5. «ХАНКУК» Крепкий хорошист, радующий мягким качением по неровностям и очень логичными, если не сказать правильными реакциями на асфальте. В этих условиях автомобиль чувствуется до тонкостей, а его даже самое небольшое непо114 За рулем 10/2003виновение тут же передается водителю, и он успевает принять контрмеры. На снегу все зависимости сохраняются, но «Ханкуку» чуть-чуть не хватает запаса сцепных свойств. Оказывается, бывает и так - автомобиль все вроде делает правильно, но скольжение возникает довольно рано и не позволяет достичь выдающегося результата. Оценка управляемости только подтверждает это. На льду по точности управления «ханкуки» почти не уступают лидерам, но проигрывают им, быстрее срываясь в скольжение. На снегу же автомобиль слишком активно стремится «вывалиться» наружу поворота, своими грубоватыми откликами требуя использовать специальные приемы управления. 6. «КЛЕБЕР» Первые ощущения довольно оптимистичны. «Четырнадцатая» устойчива и надежна на сухом и влажном асфаль-те; правда, не балует комфортом, жестко отзываясь на любую мелкую неровность. Однако на снегу быстро сталкиваешься с рысканиями машины из стороны в сторону и, увы, слишком откровенными проскальзываниями передней оси на виражах. Шине заметно не хватает цепкости. Из-за этого много работаешь педалью газа и рулевым колесом в поисках правильного алгоритма управления, причем и на снегу, и на льду. Получается более или менее стабильно, но медленно, что делает «Клебер» неинтересными для активного водителя. 7. «ФАЙРСТОУН» Даже на асфальте шина как-то не впечатляет. Ватные отклики, леность на входе в поворот да еще жесткое качение по неровностям. То, что перед нами середнячок, не блещущий стойким харак- ТЕХНИКАтестЗИМНИЕ ШИНЫ 175/65R14Firestone FW935SПроизводитель - ИталияBarum PolarisПроизводитель - ЧехияЯ-620 «Наст II»Производитель - Россия, ЯШЗ•I Цена-1680 руб. I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 QI Тип и глубина протектора - направленный, 9,5 мм • Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,2 ммI Цена-2100 руб. I Размерность и индекс скорости- 175/65R14 QI Тип И глубина протектора - направленный, 9,5 мм I Количество шипов и высота их рабочей части 110; 1,2 ммI Цена-ПОР руб. I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 TI Тип и глубина протектора - направленный, 9 мм I Количество шипов и высота их рабочей части -128; 2 ммтером, очевидно ив родной стихии. Ранние проскальзывания, повышенная склонность к сносу передней оси на снегу и резкий, с большим запаздыванием занос не позволяют точно управлять машиной в острых ситуациях. На льду ее поведение немного смягчается, становясь более прогнозируемым, но все равно управлению мешает назойливость скольжений и запаздывания на их коррекцию. 8. «БАРУМ» Честно говоря, от «Полариса» ожидали большего: видимо, сказывалось звучное, располагающее к зимней езде название... Действительно, на первых порах шины показались очень ровными по качествам и какими-то уютными. В меру жесткие и вибронагруженные, они демонстрируют вполне миролюбивое поведение на асфальте, напрягая лишь излишней певучестью на высокой скорости. Однако стоит зиме по-настоящему вступить в свои права, как «Барум» становится невзрачным: ему нечем выделиться среди таких же середнячковконкурентов. Водителя опять подстерегают слишком ранние и слишком прямолинейные скольжения, вынуждающие сначала «заталкивать» машину в поворот, а затем еще бороться с резким и глубоким заносом. Своеобразно повел себя «Барум» на льду. Наш ВАЗ-2114 вдруг очень неплохо поехал по закрытой трассе, соперничая даже с «Иокогамой», однако напрочь отказался останавливаться, потребовав большого тормозного пути. Чем и подпортил итоговое место чешской покрышке.9. Я-620 Единственный чисто российский участник состязания, которого ярославцы не побоялись включить в столь именитую компанию. По характеру шина получилась довольно противоречивая. Жесткая и вибронагруженная, в то же время на асфальте она не поражает целостностью откликов автомобиля - скорее озадачивает этакой задумчивостью. Зато на снегу напрягает резкостью срывов, развивающихся очень быстро, причем с чередованием то сноса передней оси, то заноса задней. Зачастую в одном повороте несколько раз приходится возвращать автомобиль на заданную траекторию - настолько нервно он реагирует на работу рулем и газом. В то же время «парадные» цифры, например торможения, весьма неплохи, а на льду и вовсе теснят «иностранщину». Конечно, дело тут ив большем количестве шипов, вгрызающихся в лед куда увереннее. Так или иначе, Я-620 не показала главного - общей целостности замысла, в полной мере присущей, например, «Медео». 10. «НОРД МЕН» Финский парень вятского происхождения поначалу радует четким и логичным поведением. По крайней мере, на асфальте «четырнадцатая» едет почти как на «Нокиан». Однако с появлением снега эта схожесть тает на глазах. Остается лишь резкость откликов, не подкрепленная должными сцепными свойствами ни в продольном, ни в поперечном направлении. В результате поведение кировских шин очень напоминает «ярославку», с той лишь разницей, что «Норд Мен» хуже тормозят на льду. Здесь, похоже, надо всерьез работать над составом протекторной смеси, сек-$ «§:$ k| t) l) l) t) t)116 За рулем 10/2003 TeCTЗ ИМНИЕШИНЫ 175/65R14недостаток - «нервное» поведение в рыхлом снегу, по крайней мере, примеПроизводитель - Россия, КШЗ Производитель - Словения Произв! нительно к отечественному ВАЗ-2114. «Нокиан» дорога, но грубовата, особенно в сравнении с лидером. Ей присущи точные реакции, очень надежное поведение на плохо очищенных зимних дорогах, но плата за это - высокая вибронагруженность на мелких неровностях. Слегка подкачали и тормозные свойства. Словом, нужна модернизация. «Медео». По идеологии - полная противоположность «Нокиан». Мягкие и ленивые на асфальте, они просто вгрызаются в снег и лед, поражая отI Цена - 1 400 руб. I Цена - 1 700 руб. менными результатами. Как и лидер, I Размерность и индекс скорости - 175/65R14 ТI Размерность и индекс скорости - 175/65R14 Т эти шины недолюбливают рыхлые поI Тип и глубина протектора - направленный, 9,5 мм I Тип и глубина протектора - направленный, 8 мм крытия, слишком чутко реагируя на каI Количество шипов и высота их рабочей части I Количество шипов и высота их рабочей части чество очистки дорожного полотна. 112:1,3 мм 110; 1,2 мм «Иокогама». Бойцовские свойства ретами которого наверняка обладают меченную траекторию. По сути, эти несколько ниже, чем у первой тройки. шины совсем не любят зиму и больше Но в качестве компенсации демонстриспециалисты из страны Суоми. напоминают универсальные. Этим и руют очень уверенное поведение на асобусловлен их полный провал в наших фальте и льду. А вот на снегу им не хва1 1 . «САВА» тает сцепных свойств и интеллигентноШумные, жесткие и довольно вибро- испытаниях. сти поведения. нагруженные, эти шины в то же время «Ханкук». Их конек - сбалансироне радуют активностью откликов на асВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ фальте и очень рано начинают сколь«Гудьир» вне конкуренции, в первую ванность ездовых свойств. На этих шизить на льду и снегу. Потеря сцепления очередь, по зимним качествам. Эта шинах автомобиль не только комфортен, происходит резко - приходится изрядно на хороша на асфальте и при этом восон очень правильно выполняет все копоработать баранкой, прежде чем автохищает способностью противостоять манды водителя. К сожалению, чтобы мобиль «одумается» и вернется на на- скользким покрытиям. Единственный пробиться в лидеры, нужны лучшие сцепные свойства. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» «Клебер», «Файрстоун», «Барум». ДИНАМИКА. УПРАВЛЯЕМОСТЬ, ПРОХОДИМОСТЬ Тройка уверенных середняков, местами очень схожих по характеру. Они вроде бы стараются изо всех сил, но изIS • g со ± И ё2 <ч 2 за посредственных сцепных свойств ос5 1 8, J If « 11 Sj i si таются «просто шинами», хотя и зимни:S i* set iZ И со aCE • Z t» ш ми. Им определенно не хватает собст• Лед венного «я». Отсюда скромность реВремя разгона зультатов и откровенные промахи в не6,9 6.8 8,6 0-30 км/ч, с 6,0 7,0 8,4 8,7 8,5 10,4 9,1 7,9 которых номинациях. Торможение 58 61 69 50-0 км/ч, м 54 58 59 66 62 65 69 71 Я-620. Достичь уровня середняков «ярославке» мешает некая противореШ Лед/снег чивость характера. Ей бы чуть меньше Время прохождения закрырезкости в поведении и побольше Г34" V38" V36" V47" той трассы T31" V33" V44" V44" T39" Г45" Г49" логики на снегу. С остальным она • Снег справляется. Разгон «Норд Мен». Шины удобны и логич4,2 4,2 4,2 4,4 4,4 4,7 4.2 0-30 км/ч, с 3,9 4,1 4.1 4.7 ны на асфальте: вне зависимости от Торможение его состояния здесь они обеспечивают 22 22 24 23 50-0 км/ч, м 20 21 23 23 23 23 25 автомобилю живые и быстрые отклиПроходимость, 4,5 54 4,5 3 балл 5333 2.5 1,5 ки. Однако для зимы этого мало, нужно еще дружить со снегом и льдом. | УРОВНИ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ j Пока у «кировчанок» это не очень получается из-за невысоких сцепных возможностей. a tu я » ~ «Сава». Из них первым делом хочетЕЕ 335 • ся выковырнуть шипы и не морочить <3J3 US izi Ii людям голову. Хотя и тогда покрышки I Внешний останутся весьма посредственными. шум, дБ(А) Что-то разладилось в технологии, отсю60 км/ч 75 78 76 76 78 78 79 77 78 да очень низкие сцепные свойства на 80 км/ч 78 81 78 79 82 79 100 км/ч 83 83 80 83 84 82 83 зимних покрытиях. орд Мен»пггиISavalEskimo S2 va£Ш\**&!£!**118За рулем 10/2003