126
127
самые-самыеI/***ГКОЛЕСА ФОРТУНЫ Сколько колес у вашего автомобиля? Большинство, не мешкая, ответит - четыре. Но в необъятном автомобильном мире встречаются и такие диковинные «звери», как двух- или... 200-колесные машины. ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ В далеком 1912 году юрист Петр Шиловский привез в Англию и показал инженерам фирмы «Вулзли тул энд мотокар компани» проект удивительного транспортного средства - четырехместной машины, удерживающей равновесие не только в движении, но и на месте, будучи... двухколесной! Секрет автомобиля Шиловского крылся в использовании гироскопа, роль которого играл полутонный маховик диаметром более метра с двумя маятниками. Вращал гироскоп электромотор мощностью 1 кВт, подклюГЗОВСКИИченный к основному двигателю. Англичане приняли проект, и уже через год гироавтомобиль был построен: почти трехтонный пятиметровый монстр. В 1913 году успешно провели первые ходовые испытания. Машину завели, и когда маховик набрал обороты, Шиловский убрал два маленьких дополнительных колеса, удерживающих автомобиль с выключенным мотором в вертикальном положении. Как и рассчитывал конструктор, гиромобиль упорно не желал падать - даже при попытках раскачать его. Вскоре состоялся первый публичный показ гироавтомобиля в Лондоне, произведший, разумеется, сильное впечатление. Изобретение было запатентовано, но дальше дело не пошло - Первая мировая перечеркнула планы конструктора. Идею гироавтомобиля забыли до 1962 года, когда аме-До наших дней сохранились лишь фотографии удивительного гирокара Шиловского. 126 За рулем 10/2003Швейцарский «Твайк» с электромотором развивает 85 км/ч. Альтернатива для водителя - велосипедные педали. ПОСЧИТАЕМ КОЛЕСАриканская фирма «Гиро трэнспорт системе» спроектировала «Гиро-Икс». Низкий и узкий спортивный автомобиль массой 1850 фунтов (839 кг) с обтекаемым кузовом и 80-сильным бензиновым двигателем развивал скорость под 200 км/ч! В «Гиро-Икс» был использован 12килограммовый гироскоп, вращавшийся со скоростью 4000-6000 об/мин и развивавший момент 1762 Нм. Для популяризации проекта автор идеи часто появлялся на публике, которая не верила своим глазам: благодаря специальному устройству «Гиро-Икс» проходил поворот, эффектно заваливаясь в противоположную сторону! Обычно же машина ввинчивалась в крутой вираж, гордо удерживая строго вертикальное положение.Мотоцикл? Автомобиль? Удивительное транспортное средство «Додж-Томагавк» с десятицилиндровым мотором от «Вайпера» переходит из разряда концептов в мелкосерийные (слева на заставке). Шестиколесный «паровозе от «Сбарро» собирают по индивидуальным заказам. Модульный «Шоэрли» «в сборе».Когда двигатель выключали, гироскоп продолжал по инерции вращаться и удерживать машину еще на протяжении 20-30 минут, а если риск падения возрастал, «Гиро-Икс» выпускал изпод днища маленькое парковочное «шасси». Но как ив начале века, дальше экспериментальных образцов дело не продвинулось. СОРОКОНОЖКИ Многоосные машины давно находили применение в самых разных сферах жизни, даже в автоспорте. В сезоне формулы 11976 года участвовал шестиколесный «ТиррелР34»! Позже над подобными автомобилями работали «Вильяме» и «Феррари», но в 1982 году крест на экспериментах поставили технические требования формулы 1.Сегодня многоосной легковой техникой в основном балуют посетителей выставок. Например, пару лет назад в Женеве показали японо-итальянский прототип КАЗ (см. ЗР, 2001, № 8) восьмиколесный мини-вэн длиной 6,7 м, вмещающий восьмерых пассажиров. Три оси чудо-автомобиля сделали управляемыми, подвеску - гидропневматической, а в каждом колесе спрятали по 55-киловаттному электромотору, которые «кормятся» от литий-ионных батарей. Суммарная мощность 440 кВт позволяла развивать скорость около 300 км/ч! В принципе, КАЗ ориентировочной ценой три сотни тысяч долларов готовы производить хоть сейчас, были бы заказы. Но гораздо ближе к жизни творения дизайнера и инженера Франко Сбарро, прославившегося необычными концептуальными машинами. В память о пробеге гусеничных «ситроенов» по Азии в 1931-1932 гг. фирма «Сбарро» сделала полноприводный грузопассажирский «Круазьер Жон» (Croisiere Jaune - «Желтый рейд») на базе «Ситроена-Берлинго». Стандартную машину удлинили и превратили в восьмиместную, дополнив еще одним задним мостом. Привод четырех задних колес можно отключить. По мнению изобретательного швейцарца, такое транспортное средство идеально подходит для экскурсий по заснеженным альпийским склонам. И все же многоосные машины, как правило, выполняют более тяжелую работу. Порой автопоезда с тремя полуприцепами общей длиной до 50 м, рассекающие просторы Австралии, опираются на полтора десятка осей. Среди «сороконожек»-рекордсменов - спецтехника фирмы «Шоэрли», уникальная своей модульной конструкцией, позволяющей перевозить огромные грузы - например, мостовые фермы, буровые платформы, здания и авиатехнику. Каждый модуль снабжен гидростатическими моторколесами мощностью, в зависимости от модификации, 78-320 кВт. Машину, словно цепочку, набирают из звеньев, которые компонуются в любых сочетаниях - как по длине, так и по ширине. Максимальное число осей достигает 48, а общее число колес - 640! Этой «связкой» управляет один оператор при помощи компьютера, причем нередко делает это дистанционно. Разгон «сороконожки», способной взять вес 1400 т, до «максималки» в... 1 км/ч занимает... 124 с! Пока многоосные машины гораздо более распространены, чем двухколесные. Может, потому, что последним проще вставлять палки в колеса? •За рулем 10/2003 127