186
187
КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬ »У КаминаИСТОРИЯ МАРКИ «ЧЕКЕР»Возле фешенебельного нью-йоркского отеля, как всегда, длинная вереница желтых такси. Водители неукоснительно соблюдают порядок. Нарушить его может лишь дородный швейцар. «Чекер!» кричит страж у роскошного подъезда, и пузатый тяжеловесный седан выруливает из колонны. Швейцар вовсе не горит особой любовью к громоздким старомодным машинам - просто это единственный автомобиль-такси, который берет на борт пятерых пассажиров (при этом клиент не должен сидеть рядом с водителем!) или инвалидное кресло-каталку. Марка обязана своим рождением выходцу из России Моррису Маркину, который вместе с тысячами искателей заокеанского счастья прибыл 186 За рулем 10/2003в Новый Свет из Смоленска в 1912-м. Девятнадцатилетний парень почти не знал английского и был так беден, что даже въездной взнос - 25 долларов пришлось занимать. Зато Маркин был чертовски работоспособен и имел дядюшку в Штатах, видимо, оказавшему Моррису поддержку в обустройстве на новом месте. Юноша стал подмастерьем портного, потом выкупил дело у вдовы хозяина. Прилежание, трудолюбие и умение экономить позволили скопить денег. Моррис выписал из Смоленска двух сестер и семерых братьев ис одним из них открыл собственную швейную фабрику. Все складывалось удачно - во время Первой мировой удалось разбогатеть на военных заказах. Теперь преуспевающий американский бизнесмен Маркин, некогда занявший 25 баксов, чтобы въехать в США, сам мог давать кредиты. Именно за 15 тысячами долларов к нему в 1921-м и обратился некто Ломберг совладелец небольшой фирмы по производству автомобильных кузовов «Коммонвелз». Маркин ссудил Лом-берга деньгами, но лишь один раз. Когда тот пришел во второй - кузовное предприятие перешло в руки Маркина. Кстати, главный бухгалтер фирмы Ральф Е. Оукленд на ближайшие полвека стал финансовым советником Маркина. Бизнесмен не любил расставаться с людьми и менять однажды избранную линию. Это и погубило фирму, но гораздо позднее. А пока, войдя во вкус, бывший портной приобрел еще пару небольших автомобильных предприятий, перевел их в городок Каламазу, штат Мичиган, и 2 февраля 1922 года было объявлено о рождении фирмы «Чекер». Кто надоумил Маркина начать выпуск такси, неизвестно, но идея взять курс на этот явно перспективный рынок была продуктивной. Неказистые с виду, но просторные, прочные машины с не слишком мощными, зато надежными моторами «Континенталь» пришлись по душе таксистам Чикаго. Именно с этого мегаполиса фирма начала наступление на улицы американских городов. Компания стала развиваться, предлагая все более вместительные - вплоть до девятиместных (по нынешним временам - большой мини-вэн!) автомобили. Не помешало даже то, что в двадцатые годы «Чекер» несколько раз попадал в скандальную хронику Сначала марку, правда, в ряду других, записали в бутлегерские. В годы сухого закона на «чекерах» возили контрабандное спиртное из Канады: вмести-«Чекер-А4» 1951 года с 81-сильным (3,7 л) мотором «Континенталь» развивал всего 120 км/ч. зато места в салоне было предостаточно. ИСТОРИЯ МАРКИ «ЧЕКЕР»и первые полосы автомобильных журналов, не блистали на автосалонах. Тем не менее, со сцены исчезали известные некогда американские компании - одни разорялись, иные входили в состав гигантских концернов, а завод в Каламазу, сохраняя независимость от соседей из Детройта, продолжал делать свое скромное дело. «Эй, Чекер!» - так, по словам Владимира Лобаса - бывшего нью-йорского таксиста, автора известного романа «Желтые короли» - обращаОчень редкий санитарный «Чекер» работал в одной из швейцарских лись к начинающим водитеклиник. лям вместительных седанов бывалые американские «извозчики». «Чекеры» стали непременным атрибутом мегаполисов. Тихоходные: стандартный шестицилиндровый мотор с ленцой разгонял тяжелый автомобиль, а стоило включить кондиционер - пеДвенадцатиместный «Чекер-Аэробус» 1971 года. регревался. Старомодные: тельные автомобили как Тем временем, продавая модель А10, стартовавшую нельзя лучше подходили для всего несколько тысяч автов 1956-м, почти без изменетайников. Потом чикагская мобилей в год, фирма неплоний выпускали четверть векомпания «Желтое такси» нахо жила и даже расширяла ка. Зато вместительные, чала войну тарифов с таксимодельный ряд - делала некрепкие и надежные. стами-индивидуалами, рабообычные, специальные автоМежду прочим, отчасти тающими на «чекерах». Снимобили. именно поэтому дела фирмы жая таксу за километр, фирВо время войны компания шли все хуже: машины исма поставила «извозчиков» выполняла армейские закаправно пробегали сотни тына грань разорения - бользы, в частности, выпускала сяч миль иу таксистов не бышинство из них покупало ма«виллисы», а потом взялась за ло необходимости тратиться шины в кредит. К Маркину старое - производство прона новый автомобиль. А пришла делегация таксистов сторных, прочных машин. «гражданские» версии с бос просьбой отсрочить платеОни не попадали на обложки лее мощными двигателями и жи. Бизнесмен пошел водителям навстречу, убедив в правильности такого решения и акционеров, которые не получили в срок дивиденды. Впрочем, скоро война тарифов прекратилась, а компанию «Желтое такси» купила... фирма «Чекер». Еще один скандал был связан с именем Эррета Лобана Корда, стремительно взошедшего на американский автомобильный Олимп (ЗР, 2002, № 10). Расторопный предприниматель и Маркин через подставных лиц скупили акции «Чекер» по 7 долларов, спровоцировали биржевой ажиотаж и продали их по 59 баксов. История попала в газеты, но постепенно забылась.богатой отделкой не пользовались успехом у американцев, избалованных чуть ли не ежегодным обновлением моделей. В начале шестидесятых модельный ряд расширили удлиненными версиями с шестью и даже восьмью дверьми. Самый «растянутый» «Чекер-Аэробус» имел длину 6850 и базу 4800 мм! В 1970-м после смерти Морриса Маркина бразды правления компанией перешли к его сыну Дэвиду. Понимая, что в одиночку фирма не выживет, он начал переговоры с «Дженерал моторе», которые, увы, ни к чему не привели. После кризиса начала 1970-х производство упало с пяти до двух тысяч машин в год, а в 1982 году фирма вообще прекратила выпуск автомобилей. Американские таксисты работали на «чекерах» еще чуть ли не десять лет. И пока «извозчики» донашивали машины, за люксовыми версиями и длиннющими «аэробусами» стали гоняться коллекционеры. Кстати, и старенькие такси нынче реставрируют, чтобы катать туристов. Желающих поездить в седане родом из пятидесятых, говорят, немало. Неудивительно: нынче эти корабли мегаполисов почти такая же экзотика, как парусные бригантины.«Гражданскую» версию «Марафон Де Люкс» оснащали моторами V8 мощностью 250, а затем 350 л. с. За рулем 10/2003 187