102
103
ТЕХНИКАЭИСНЛЮЗИВНОе ИНТерВЬЮАВТОМОБИЛЬ и АРМИЯсильной страной, нужно бороться, пусть и кооперируясь с другими странами. Не надо этого стесняться. - Многие государственные структуры, в том числе силовые, используют иномарки... - Армия не может себе этого позволить. В войсках должна быть российская техника, для которой массово выпускают запчасти. Это относится ик колоннам войскового типа, формируемым в особый период, то есть во время мобилизации. - Кстати, ведь автомобили юридических лиц до сих пор ставят на учет Об армии и пограничной службе, об правления будут локомотивом, котов военкоматах... автомобилях и промышленности рый потянет все остальное. - Да, причем фирма, купившая, нас главным редактором «За рулем» - А как вы относитесь к сотрудничепример, «Ауди-Аб», должна поставить Петром Меньших беседует председаству с иностранными компаниями? машину на учет. Чепуха! Это откровентель комитета Государственной ДуМне кажется, они сами не придут и ный обман государства и самих себя. мы РФ по обороне Андрей Иванович не сделают за нас нашу работу. ПерАвтомобили, для которых на армейских НИКОЛАЕВ. вый шаг - за нами. Тем более, если складах есть запчасти, наверное, надо - Андрей Иванович! Насколько авторечь идет о военной технике, ведь приписывать. Но ставить на учет «Мермобильные подразделения армии отэто - государственная задача. седес» - профанация! вечают современным требованиям? - Что касается легковых автомоби- А как быть с физическими лицами, - Есть такое выражение: по Сеньке лей, на мой взгляд, мы уже не догоним владельцами вседорожников? Эти и шапка. Наши автомобильные войска Запад или Восток никогда. Вот космичемашины ведь тоже нужно ставить на соответствуют вооруженным силам. ские ракеты пока еще можем выпусучет. Эти подразделения - не худшая часть кать. Это было настолько приоритет- Я думаю, мы это законодательно армии, но, конечно, далеко и не самая ным в СССР, что мы до сих пор сохраняотрегулируем. современная. Есть образцы, вполне соем потенциал. Если сегодня не можем -Интересует ли армию продукция ответствующие мировым стандартам. делать современные автомобили, нужСП: «Шевроле-Нива», «КИА-СпорСкажем, на ралли «Париж-Дакар» но купить лицензии. Так когда-то постутидж», «Хаммер», который планируКамАЗы выглядят неплохо. КамАЗ стопали ив Советском Союзе: купили «Авют делать в Калининграде? ит и на вооружении, и это вполне притокар» и «Форд», приобрели конструк- Если Главное автобронетанковое личная машина. А многоосные тягачи ции танков. Мы должны входить в мироуправление проведет испытания и, под ракетные установки, под зенитные вую систему производства, выпуская авскажем, «Шевроле-Нива» подойдет аркомплексы? Белорусские автомобили томобили у себя, налаживая изготовлемии, ее возьмут на оснащение. Ника- прекрасные! За границей еще должние комплектующих. Нельзя заниматькой проблемы в том, что часть капитаны поучиться делать такие. Я могу скася лишь сборкой. Кадры, конечно, ла у иностранцев, нет, главное - произзать доброе слово и об «уралах». Нам должны быть российскими, но на каводитель наш. есть чем гордиться. Но сегодня в войком-то этапе можно привлечь наемни- Вопрос, подсказанный читателями: сках уникальные образцы, которым ков. Петр I ведь привозил иностранцев. навигационные системы в автомобидругие страны могут позавидовать, соАвтомобилестроение - визитная лях. Их продвижение тормозит Миседствуют с машинами, полностью изкарточка государства. Чтобы быть нистерство обороны, с иномарок устжившими себя. - Как в связи с этим вы оцениваете наАВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ учно-технический, производственный потенциал наших НИИ и заводов? - Главная проблема автомобилестроения - двигатели. Нет легкого дизеля, а гамма бензиновых моторов слишком узка. Высокий вес, малая удельная мощность, крайне низкий ресурс... Вторая проблема - электроника. Она пока не столь важна для военного автомобилестроения. На первом месте ремонтопригодность, необходимость учитывать низкий уровень обслуживающего персонала. Но надо смотреть в будущее. Можно иметь прекрасную ракету, но если шасси под нее не будет... УАЗ 2966. Грузоподъемность - 1 т. ГАЗ-3308. Грузоподъемность - 2 т. Двигатели: Надо вкладывать деньги в отрасли, Мощность двигателя - 68 кВт/92 л. с. бензиновые или дизельные мощностью где Россия продолжает доминировать Максимальная скорость -120 км/ч. от 86 кВт/116 л. с. до 110 кВт/150 л. с. или идет на мировом уровне. Эти наАНДРЕЙ НИКОЛАЕВ:«МЕРСЕДЕСЫ» НЕ ДЛЯ АРМИИ!102За рулем 11/2003 АВТОМОБИЛЬ И АРМИЯАНДРЕЙ ИВАНОВИЧ НИКОЛАЕВ Родился в 1949 году в Москве. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР. Служил в Сухопутных войсках командиром взвода, роты. В 1976-м окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. Занимал должности командира батальона, командира полка в Южной группе войск в Венгрии, затем начальника штаба и командира дивизии. В 1988-м окончил Военную академию Генштаба, служил первым заместителем командующего армией, затем - командующим армии. С 1992 года - первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба, затем первый заместитель начальника Генштаба. С 1993-го - Главнокомандующий пограничными войсками РФ, в 19941997 гг.-директор Федеральной пограничной службы. С 1998 года. - депутат Государственной Думы.1 ^^r^'^Lw ^Вроиства приходится демонтировать. Не устарели ли нормы секретности? - Даже отечественную систему ГЛОНАСС Министерство обороны до предела засекретило. Конечно, это надо менять! Убежден: системы GPS должны выйти на рынок. - Вернемся к армейским будням. Я видел в Ханкале, как 19-летние пацаны ремонтировали тайки в кустарных условиях: на полу в грязи запчасти, рядом автомат... Но эти танки шли в бой и возвращались! Армия сегодня держится на умельцах Левшах или все же создана профессиональная система обучения, подготовки? - Период, когда говорили, что русский мужик все выдержит, мы проехали. Нужен профессионализм. Но я против наемничества. Считаю, что в основе армии должны быть высокий образовательный уровень и осмысленное отношение общества к защите Отечества. Что касается автомата, валяющегося вместе с деталями танка, это - вопрос организации. Помните Булгакова? Преображенский в «Собачьем сердце» говорил: «Разруха не в подъездах, а в головах». - Наемник и контрактник, по-вашему, разные понятия?- Да! Офицер, проходящий службу по контракту, - не наемник. Контракт - особые условия профессионального выбора. Нельзя командовать людьми только за кусок хлеба. Это - осознанное служение государству. Мотивы контрактников - солдат и сержантов - сегодня понять трудно. Я не хочу обидеть всех, но часто люди приходят, только чтобы как-то одеться-обуться, поесть и раз в неделю помыться. Я думаю, это не та мотивация. - Сейчас есть тенденция сворачивать военные кафедры в вузах... -Логика такая: армия сокращается, офицеров запаса требуется меньше. Полагаю, это ошибка. - Андрей Иванович, вы ведь руководили погранслужбой. Проблема, волнующая многих: длинные очереди на границах. - На наших границах десяток организаций, а должен быть один человек. Возникают вопросы, связанные с таможней, отъезжайте на стоянку - к таможеннику, то же - с миграционными проблемами. Бороться надо с нарушителями, а не с нормальными людьми. Я за максимальную либерализацию границы с одновременным повышением эффективности ее охраны.- Расскажите, пожалуйста, свою автомобильную биографию. - Я обожаю машины! Отношусь к ним, как к произведению искусства, как к живому существу. Начинал, естественно, с военных машин. С удовольствием водил все, что ползало по земле и даже плавало и летало. Собственная «копейка» появилась, когда стал начальником штаба дивизии. Потом была «семерка». «Копейка» с позиций того времени - одна из лучших машин. А на «семерке» был прекрасный «трешечный» двигатель. Потом купил «девятку» - отвратительную по причине электроники - коммутатора, катушки зажигания... Сейчас у меня машины нет. А у жены «ШкодаОктавия» - прекрасный автомобиль! - Напоследок немного необычный вопрос: не кажется ли вам, что машины в чем-то уже умнее людей? Может быть, ритм истории изменят машины? - У машины никогда не будет интеллекта, мы ей передаем свои знания. Но главное: в отличие от машин, мы не только думаем, но и чувствуем... • В беседе принимал участие Сергей Канунников.КАМАЗ-4326. Грузоподъемность - 5,0 т. Мощность дизеля V8 - 1 76 кВт/240 л. с. Максимальная скорость - 1 00 км/ч.«УРАЛ-4320». Грузоподъемность - 6,0 т. Мощность дизеля V8 - 1 76 кВт/240 л. с. Максимальная скорость - 82 км/ч.МЗКТ-79221. Грузоподъемность 80 т. Дизель V12 мощностью 588 кВт/800 л. с. Скорость - до 70 км/ч.За рулем 11/2003 103