112
113
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫМИХАИЛ ГЗОВСКИИСовременные автомобили становятся все сложнее. Спорить с этим утверждением, казалось бы, трудно, но... можно! Ведь все относительно: машина, сложная с точки зрения потребителя, зачастую оказывается куда технологичнее для производителя, чем примитивная по нынешним меркам модель 20-летней давности. В ЦАРСТВЕ РОБОТОВ Как вы думаете, чей кузов проще - уазовского «козлика» или, например, новейшей «Тойоты-Ленд Крузер»? Для технолога ответ не столь однозначен, как для нас с вами. Ведь кузова «козликов» до сих пор варят вручную, а это гораздо накладнее с точки зрения качества и затрат времени. Ведущие мировые компании не могут позволить себе такой «эксклюзив»: им гораздо выгоднее112 За рулем 11/2003«подрядить» роботов, чем кормить целый штат рабочих. Практически на любом современном заводе кузовное производство полностью роботизировано. Лазерная технология и автоматизация позволяютуменьшить число сварных точек, увеличить жесткость кузова, одновременно снизив затраты времени. Да и точность сопряжения возрастает многократно. Появляются крупноразмерные штампованные детали, созданные по гениально простой технологии гидроформовки. Машинам доверяют даже такие, на первый взгляд, непростые операции, как вклейка стекол, установка передней панели и финальное соединение кузова и шасси, остроумно прозванное профессионалами «свадьбой». Эффект от автоматизации очень заметен: если в 1990 году выпустили 576 тысяч легковых «мерседес-бенцев» си-Образчик передовых технологий - БМВ 7й серии. Электроника в этой машине вы полняет 270 различных функций. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕПоследнее слово техники в мире грузовиков - «Мерседес-Бенц-Актрос» Изюминка машины - система «Теллиджент»: электроника фиксирует каждый пуск мотора, отслеживает уровень масел в трансмиссии и двигателе, напоминает, что пора заменить воздушный и топливный фильтры, тормозные колодки.Выпускаемый ныне в Бразилии заднемоторный «Фольксваген-Комби» конструктивно соответствует немецкому аналогу 25-летней давности: 4-ступенчатан механическая коробка, 13-литровый мотор мощностью 67 кВт, «максималка» -120 км/ч.лами 100 500 специалистов, то спустя девять лет с конвейеров съехало уже 1 080 000 автомобилей, собранных руками 99 460 работников. Выходит, с точки зрения производственников, «мерседесы» стали проще. Стремительный рост числа собранных автомобилей на одного рабочего стал возможен только благодаря экономии времени на каждой стадии рождения машин: за 10 лет оно сократилось вдвое, а в планах производителей - «урвать» еще 25%. Если в далеком 1910-м «форды-Т» выходили из заводских ворот с интервалом 12,5 часа, то сегодня на иных предприятиях это происходит чаще, чем... раз в минуту. НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ... СЛОЖНОГО Вглядимся теперь в конструкцию современных «навороченных» машин. Конечно, отрегулировать карбюратор и покрутить трамблер здесь не получится. На первый взгляд, премудрая электроника усложняет автомобиль. Но именно она помогает не только экономить до 20% топлива, улучшать безопасность и комфорт, но и... упростить конструкцию! Традиционную проводку уже теснит мультиплексная. Всего два тонких провода соединяют между собой многочисленные электронные блоки, которые обмениваются огромным объемом информации. К тому же мультиплексная проводка гораздо компактнее и надежнее традиционной, а ее монтаж существенно проще. Параллельно в автомобиле появляются оптоволоконные кабели, работающие в самых напряженных участках там, где поток информации максимален. Если бы не они - автомобили были бы уже буквально опутаны проводами...Развитие электроники подстегивается отказом от громоздких гидравлических систем в пользу электрических. Управление по проводам (Drive by wire) оставляет все меньше механических связей в автомобиле. Рулевое управление, тормоза и трансмиссия без механики уже не фантазия инженеров близкое будущее. Подвески с традиционными амортизаторами, громоздкими пружинами и рычагами уступают место пневмогидравлическим устройствам, управляемым электроникой. Помимо высокой надежности, они позволяют сделать машину более универсальной: при поддержке датчиков дорожного просвета и ускорения компьютер выбирает оптимальную жесткость подвески, меняет (или сохраняет неизменным) дорожный просвет. Конечно, кое-кому нововведения не всегда кажутся соблазнительными. «Как такой сложный аппарат ремонтировать?» - сетуем мы. Но современная электроника надежней механики, а значит, проще не только в производстве, но ив эксплуатации. Мы ведь давно отвыкли от телевизоров дотранзисторной эпохи: теперь «ящик» можно годами смотреть, не открывая задней крышки, чтобы «поймать» погасшую лампу...Знаменитый «Гелендеваген» - «Мерседес» G-класса - пример конструктивной эклектики. Дебютировавший еще в 1979-м вседорожник неоднократно модернизировали. В результате архаичные по «идеологии» подвеска и эргономика сочетаются с передовой электроникой.За рулем 11/2003113