142
143
144
ЗаЩИТНаЯ ПОЛОСаслово УСТАНОВЩИКУКакими бы бурными ни были диспуты насчет достоинств тех или иных противоугонных средств, практика в конечном итоге требует одного конкретного выбора. С учетом этого может представить интерес, если хотите, особое мнение - мнение конкретного установщика. Телевизионные и прочие шоу с угонами автомобилей на время не имеют отношения к реальным грабежам: забавно - но и только. Угонщик хитрее. Журнал не раз писал, что угон «серьезного» автомобиля планируют заранее, причем количество «заготовок» точному подсчету не поддается. Прежде всего объект похищения постараются сделать безмолвным.КСТАТИ, О КРИЧАЩИХ МАШИНАХ Бездарно установленная сирена, торчащая на самом видном месте, выводится из строя за считанные секунды. Способов много - оторвать провода, залить водой или пеной, разбить молотком (ЗР, 1998, № 6). Поэтому мы у себя на сервисе не только капитально запрятываем ее «в закрома», но и подключаем устанавливаемую систему к автономному источнику питания - например, аккумулятору на 1,2 А-ч. Он независимый и подсоединен к основному через специальную цепь подзарядки - в пусках мотора он участия не принимает. При этом снаружи абсолютно ничего не видно - на любом автомобиле мы обязательно находим такие закоулки, куда добраться не так просто. Такой машине «глотку» не заткнешь, а даже у угонщиков нервы не железные. Само собой, аналогичным образом при желании спрячем и пейджер: стыдно смотреть, когда передатчик «вычисляется» с первого взгляда... Первый признак профессионально установленной системы - никаких следов снаружи. Понятно, что любые «вопли», в том числе и посредст142 За рулем 11/2003 слово УСТАНОВЩИКУBOM пейджера, - защита пассивная: ори не ори, а что толку, если мотор заведут и уедут... Поэтому главная задача - заблокировать двигатель, но вот этого почти никто делать не умеет, да и не хочет... Основные причины - лень установщиков и... нежелание хозяина! Наш доверчивый человек вообще издавна привык совершать странные с точки зрения логики поступки. Запрет дверь, а ключ положит под коврик... Установит домофон, а код нацарапает гвоздем на соседней стене. Купит противоутонку, а внедряться в недра автомобиля испугается - а вдруг что случится? Вот и висят под капотами «мерсов» и «бээмвэшек» инородные проводочки и неродные реле, а горе-установщик комментирует: мол, если что-то сдохнет, так выдерни вот эту штучку и вставь вместо нее канцелярскую скрепку - поедешь дальше. Неудивительно, что угонщик первым делом «вычисляет» эти самые реле - как по внешнему виду, так и по звуку... А дальше и метод тыка подойдет: реле умеет либо замыкать, либо размыкать - вот и все... КСТАТИ, О РЕЛЕ Электромеханическое реле самый ненадежный элемент в схемотехнике противоугонных устройств. При этом его заведомо легко обнаружить - оно выдает себя габаритами, звуками и опреНа правах рекламыделенным количеством проводов. Кроме того, даже не зная схемы подключения, реле несложно обмануть поочередной переборкой возможных вариантов: коротнуть на «плюс», попробовать «минус» - что-нибудь да сработает. Особенно когда речь идет о халтурной установке, где все наспех проложенные провода видны невооруженным глазом. Мы никогда не применяем такие реле для блокировки - исключение разве что сильноточная цепь пуска двигателя. В остальных случаях их роль выполняют полупроводники. Простейший пример - вазовская карбюраторная «восьмерка» (см. рис.). Понятно, что в таких примитивных машинах блокировать нечего по определению, но если изменить распайку датчика Холла, доработать ответную часть жгута, а «землю» датчика пустить через транзистор, то даже электрики на автосервисах встают в тупик. Конкретный пример - полгода назад такую машину пытались угнать в Нижнем Новгороде. Поотрывали все, что можно, цепляли «пауков» - в итоге так и бросили. А хозяин еще сутки ездил по автосервисам - просил восстановить «статус-кво». Только на шестой «точке» одолели, да и то, когда нам сюда позвонили... И коммутатор меняли, и трамблер а толку-то? Защитить простую машину всегда гораздо тяжелее,Блок охранной сигнализацииКоммутаторб|5 4 3|2 1гаГДатчикраспределительcm«Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом...» А ведь все просто - поменять коммутацию проводов, а «земляной» вывод Ларчи... простите, датчика подключить через транзисторный каскад сигнализации. Это - всего лишь один из вариантов защиты, приемлемый даже для простой «восьмерки». чем «навороченную». Но в любом случае ограничиваться дежурным приемом по втыканию реле в разрыв питания катушки зажигания мы считаем просто недостойным: не можешь сделать как следует - не берись совсем. На простой машине придумать что-то необычное даже интереснее - влезть в «потроха» прерывателя, изменить привод трамблера, доработать стартер... КСТАТИ, О СТАРТЕРАХ В ЗР, 1998, № 12 была приведена схема необычной блокировки стартера, применяемая нами на простейших автомобилях типа «классики». Напоминаю - достаточно разорвать связь между втягивающей обмоткой и электромотором, чтобы пуск двигателя из салона стал невозможен. Понятно, что угонщик сразу полезет с куском провода под капот, нолон.Генеральный представитель в России "Вебасто Рус", Москва: Алтайская ул. 19, стр. 1А. Тел.: (095) 777-02-47/48, факс: (095) 777-02-46 ВПЕРВЫЕ! РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОФИСЫ: по Уралу и Сибири: Екатеринбург, ул. Фролова, 27, оф. 1. Тел.: (3432) 73-43-80, факс: (3432) 73-43-81 по Северо-Западному ФО: С.-Петербург, пр-т Энгельса, 16, ар. 2 "А" Тел./факс: (812) 244-06-40 ^-ГлрХЪ, Более 30 ^"^2№*региональных /ч№!^~ представителей За рулем 11/2003 143 ство, но, согласитесь, обратиться к нам по поводу ремонта будет куда приятнее, нежели в милицию по поводу угона. Иногда приходится слышать: мол, какая там надежность у электроники - один паршивый полупроводник сгорит - и все... Спорить не хочу: в конце концов, все вышесказанное - это всего лишь мое, особое мнение. А насчет надежности... Ну, не знаю - возьмите и чисто визуально сопоставьте «потроха» устанавливаемых нами систем и какого-нибудь блока защищаемого автомобиля. Сравнение будет явно не в пользу последнего, так что проблему отказов охранных систем считаем надуманной. Удивлю противников электроники еще раз: все 100% систем, устанавливаемых нами на автомобиль, мы вскрываем и дорабатываем по своему разумению! Удаляем электромеханические реле, добавляем цепи согласования с внешними полупроводниками, выбрасываем множество лишних проводов из жгутов... В итоге повышается скрытность монтажа, а клиент получает абсолютную защиту все от тех же нехороших сервисменов... Что скрывать - ребята на некоторых СТО порой любят пошалить и незаметно заменяют на обслуживаемом автомобиле основной блок фирменной противоугонки на другой, точно такой же. Хозяин ничего не замечает, поскольку новый брелок выглядит так же, как и прежний - откуда ему знать, что запасной «коллега» уже лежит в кармане угонщика, которому теперь остается просто забрать машину в удобное для него время. А наша система для каждой машины - своя: ее просто так не заменишь, будь она даже на виду. Короче, я - за электронику: она меня еще не подводила. Кто не согласен - пусть приведет свои аргументы: можно и поспорить.В корпус современной микросхемы можно упрятать, скажем, пару коммутаторов, управляющих нужными цепями. Обнаружить такого «жучка» в толще жгута почти невозможно. Аналогично выглядит бесконтактная замена для реле, управляющих «мигалками». В итоге наши «охранки» работают беззвучно.привычная закоротка «на плюс» не сработает. Действительно, если подать напряжение на клемму «50», то оживет только удерживающая обмотка - у нее сил «не хватит», а если коротнуть контакты тягового реле, то стартер начнет крутиться вхолостую - только и всего. Стоит оговорить - подобный прием мы применяем и на иномарках: возни, конечно, много, но овчинка выделки стоит. А если еще коробка«автомат» присутствует, так машину ис толчка не пустить... Впрочем, справедливости ради отмечу, что на доработку стартера соглашаются не все: опасаются, как бы чего не вышло... Что ж дело хозяйское. Вообще боязнь «как бы чего не вышло» часто у клиента в крови, и небезосновательно. Тот, у кого хотя бы раз в пятистах километрах от дома машина вдруг переставала слушаться брелока, имеет моральное право опасаться всего на свете. Тем не менее наша позиция в по14Д За рулем 11/2003лена» (ДПКВ). Замечу, что при блокировке ДПКВ мы последовательно разрываем оба провода - известны случаи, когда заработавший двигатель отказывался глохнуть по команде брелока, поскольку сигнал умудрялся пролезать через разорванКСТАТИ, ный провод в виде наводки! О БЛОКИРОВКЕ Очень часто способ блокиДатчик-то - индуктивный, ровки придумывает... сама амплитуда растет пропормашина, попадающая к нам ционально оборотам... А угне на установку системы, нать заведенную машину а просто на ремонт. Бывает, скажем, от гаража, пока хос трудом находишь неисзяин ворота открывает - одправность, а потом задумыно удовольствие. ваешься - так ведь это же Полупроводники - оптроможно использовать! В итоны, транзисторы и т. п. - хоге берем, например, вот тароши не только высокой накую микросхемку (фото) и дежностью и малыми габапристраиваем внутри жгута ритами, но еще и тем, что проводов, где - не скажем. «не понимают» метода научВ одном случае она будет упного тыка. Наиболее вероятравлять низковольтными ной реакцией на попытки выходами под катушки заугонщика «познакомить» их жигания, в другом - нарунапрямую с «плюсом» или шит работу пары хитрых «минусом» питания будет датчиков, отсутствие котомгновенное «харакири», посрых вносит невообразимую ле которого машина станосумятицу в работу компьювится «невыездной» по опретера, в третьем - займется делению. Да, после этого попривычным «датчиком котребуется наше вмешательдобных вопросах жесткая уж если всем другим способам защиты автомобиля мы предпочитаем электрический, то блокируем так, что никакой автосервис с ходу не вычислит.