КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»автопаркДИЗЕЛЬНАЯ «ЧЕТВЕРКА..ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-341 ПОСЛЕ ПРОБЕГА 125 ТЫС. К М :1 - блок цилиндров; 2 - головка блока; 3 распредвал и детали привода клапанов; 4 - насос системы охлаждения; 5 - ТНВД; 6 - клапаны; 7 - прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 - форсунки; 9 - поршневые кольца; 10 - масляный насос; 11 - поршни; 12 - шатуны и шатунные подшипники; 13 - коленвал и коренные подшипники; 14 - вакуумный насос. Зеленый цвет: узел прошел 125 тыс. к м без замечаний и готов к дальнейшей службе (3, 5, 8,10, 12, 13, 14). Желтый - ресурс пройден, но перед дальнейшим использованием требуется ремонт (2, 4,6). Красный - деталь пришлось заменять в процессе эксплуатации (1.7.9.11).НУ ВОТ, ИСЧЕЗЛА ДРОЖЬ В РУКАХВАЗ-21045Изготовитель: Год выпуска: В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с мая 2000 АВТОВАЗ 2000 Пробег на момент отчета:ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ «ЧЕТВЕРКИ» (шпаргалка покупателя)• Главное достоинство - экономичность, но расплачиваться приходится худшей, чем у бензинового автомобиля, динамикой С другой стороны, мотор во многом «удобнее» на ходу, особенно если изучить его характер. Например, ровнее тяга, не нужен «подсос». Кстати, благодаря выгодной характеристике крутящего момента на дизельной «четверке» проще и безопаснее ездить по зимним дорогам (отмечено экспертами ЗР). Увы, зимой же вас могут подстерегать проблемы с пуском - ниже минус 20 автомобиль заводился неохотно. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы едва ли отличите его гул от бензинового собрата. Еще один аргумент «за» не столь ценится в России: дизельная «четверка» выполнила нормы Евро II. • Мотор не слишком надежен? Увы, это было, но изготовитель вылечил детские болезни, модернизирует конструкцию. К сожалению, сервис совершенно не плов обслуживать и ремонтировать дизель - утешением может служить простота и ремонтопригодность конструкции, надежность импортной топливной аппаратуры. • Дизельные «четверки» теперь в дефиците Их будет выпускать «Ижмаш» - намечена программа до 5 тысяч машин в год. Впрочем, этот недостаток ВАЗ-21045 - малый тираж- сегодня легко исправить самим потребителям, создав спрос...МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН125 тыс. кмПредыдущие публикации в журнале: 2000, N» 7,11; 2001, NB 1.4,9; 2002, N a 1,7; 2003, №2,4,7Зто был первый легковой дизель нашего автопарка. Как всякий первенец, он доставил немало хлопот. Но сегодня, готовя финальный отчет об эксплуатации ВАЗ-21045, мы испытываем легкую грусть - под окнами редакции больше не тарахтит баклажановый универсал, оповещая коллег: «Сачков домой поехал!». Первенец-это ведь не только заботы, но и радости... В сентябре ему «стукнуло» 120 тысяч: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Значит, пора собираться в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтобы подвергнуть его полной ревизии. Дорогой как раз наберем недостающий пробег.(наших 100-110 км/ч достаточно здесь как-то не принято лихачить). Правда, на сей раз путь оказался чуть длиннее - лишняя сотня километров в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу. Бежать по проторенной дорожке дизелю было проще общая средняя скорость без учета обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что почти на 5 км/ч выше результата трехлетней давности. И это при почти неизменном аппетите - расход топлива от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за сто с лишним тысяч мотор не растерял сил. Впрочем, это субъективная оценка, а объективные характеристики получим на заводе. в ИЗ 36,5 На этом самом стенде «гоняли» только что собранный двигатель в начале 2000 года - тогда «Барнаултрансмаш» выпустил первую тысячу дизелей ВАЗ341. На заводе хранят данные питомцев: поднимаем дело № 897, это номер нашего двигателя... Мощность, которую он показал «во младенчестве», 36,5 кВт. А сегодня? Ресурсный пробег, разумеется, не прошел даром - мотор выдал 34,3 кВт.4 НА 4 Четыре дня - и вот мы за четыре тысячи километров от дома. Дорога в Алтайский край «четверке» знакома. Еще в юности она первой из редакционных машин проложила путь на восток. Благоразумно не соревнуясь с торопливыми «десятками», одолели европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи топлива скисал), а на сибирских просторах вышли в лидеры194 За рулем 11/2003РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ СТЕНДЕНовым мотор Мощность при 4500 об/мин, кВт Момент при 2500 об/мин, Н м 36,5 88 Пробег 125 тыс. км34,38315 >9 ввв в© ввм чи . ,• В * • • ©*|•»«верш»йеаv»A КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬавтопаркДИЗЕЛЬНАЯ «ЧЕТВЕРКА»жив 90 тысяч, остались в неплохом состоянии, хотя на одном канавка несколько износилась - зазор между стенкой иа - на некоторых первых моторах быстро изнашивались упорные полукольца. Коленвал полукольцом 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. чал «свободу» в продольном направлении. ПробСпециалисты предположили, что поршлему помогла снять конструкция с четырьмя поня хватило бы еще тысяч на 50, то есть лукольцами; заявленный ресурс поршневая группа б - темный участок вокруг канавки первого отработает. Импортные кольца «Шотткольца - упрочняющий переплав. Здесь его учале» прошли ревизию без замечаний. сток мал, канавка будет разбита. На нынешних Кстати, после того случая завод усопоршнях зона переплава увеличена - показана вершенствовал технологию изготовлепунктиром; ния поршня, увеличив глубину проплава. А сегодня в Барнауле испытывают совсем новые поршни: в зоне первого кольца у них упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Кроме того, есть наработки по иной форме поршня: конструкторы обещают снизить расход масла до уровня бензиновых двигателей. Наш дизель просил примерно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, хотя на практике этот расход выглядит чрезмерным. Проявление дизельного аппетита - выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при «допустимом» расходе бумажный элемент через 5 тысяч уже принимал масляные ванны. Рады сообщить, что и эту детскую болезнь дизеля завод вылечил - шланг вывели за фильтр. Расход этим, конечв - специальные «дизельные» но, не уменьшить, но, по крайней мере, болты крепления ГБЦ (справа) элемент не страдает, а владельца не пус большим пределом текучести гает лужа масла в «кастрюле». повысили надежность газового Коленчатый вал, вкладыши, упорстыка. Они «крепче» притягиваные полукольца честно прослужили ют головку к блоку. Возможно, все 125 тысяч. Более того - размеры дена будущих моторах будет изталей и сегодня укладываются в черменена и прокладка; тежные допуски, так что их смело можг - через шланг вентиляции но отправлять на участок сборки новых в воздушный фильтр попадало двигателей. То же самое относится масло. После модернизации к распредвалу и толкателям. оно минует «кастрюлю», постуУвы, столь приятную картину подпая сразу во впускной трубопортила головка блока цилиндров провод (ГБЦ): направляющие втулки оказались изношены, зазоры между ними и Впрочем, это всего на 6% меньше направляют в ремонт при износе 0,15 мм клапанами составляли в нижней части чальной величины - совсем недурно! (75 мкм по радиусу), этой детали сужде- до 0,2 мм. Руководство по ремонту разРезультаты измерений приведены в на еще очень долгая жизнь. Если, конечтаблице, а нам пора приступать к опено, с поршнями все будет нормально... В конце 2000-го «четверка» вместе с дизельной «Волгой» наведалась рации, которую и инженеры, и медики Дизельный поршень испытывает кув гости к родителям в Тольятти и именуют одинаково. Несколько часов - да большие нагрузки, чем бензиновый. Н. Новгород (ЗР. 2001, №1). и двигатель разложен по косточкам. Область вокруг канавки первого комОсмотр с пристрастием начали с главпрессионного кольца нуждается в упной детали - блока цилиндров. Напомрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переним, что блок, поршни и кольца отходиплавляют: электронным лучом вносят ли не весь срок. На 35-й тысяче кольцо добавки, которые усиливают стойкость разбило канавку в поршне и натерло ямк нагрузкам. Первый комплект поршку в цилиндре (о причине - ниже); выней оказался бракованным, канавка и шедшие из строя детали меняли по газона переплава не совпали - вот и прирантии. Второму блоку повезло больше - чина капремонта на 35-й тысяче. Увы, на стенках цилиндров прекрасно видны не нас одних постигла эта неудача... следы хона. Учитывая, что глубина хоТогда завод выполнил гарантийный нингования в среднем 5 мкм, а блок отремонт мотора. Новые поршни, прослуТАК ЛЕЧИЛИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:196 За рулем 11/2003 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬаВТОПарКДИЗЕЛЬНАЯ «ЧЕТВЕРКА»<у>» Ф©V©©Оо,Ранней весной 2001 года после капремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР. 2001, №4).iiiiiniПри восстановлении двигателя головка потребует ремонта: придется заменить направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, нетрудно перепутать с новым. А в подшипнике насоса системы охлаждения появился небольшой люфт - лучше заменить, дабы не испытывать судьбу. Правда, не всякая «жигулевская» помпа (узел для дизеля отличается только большим диаметром крыльчатки) выхаживает положенный ресурс. Топливная аппаратура «Бош» вопреки уверениям скептиков («нежную плунжерную пару погубит российская «соляра», деликатные регулировки падут под пятой русского сервиса») отработала 125 тысяч на «отлично». Ревизия на 100-й тысяче, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они лишь профилактически заменили ролики ТНВД (топливного насоса высокого давления). К форсункам и ТНВД лучше всего применять принцип: не мешай машине работать! Судите сами: в одном очень именитом институте нам предлагали1 ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮВАЗ-21045 (0-125 ТЫС. КМ) Средний расход топлива, л/100 км Расходы на дизтопливо, руб. Расходы на обслуживание и запчасти за 100 тыс. км, руб. Расходы на обслуживание и запчасти за 100—125 тыс. км. руб. Из них: Повторитель поворота Комплект амортизаторов Рабочий цилиндр сцепления Шаровые опоры Моторное масло и фильтры Трансмиссионное масло «Тосол» Жидкость омывателя Ремень ГРМ с натяжным роликом Ремень привода вакуумного насоса Лампа фары Комплект личинок и замок багажника Датчик включения вентилятора Аккумулятор Термостат (2 шт.) Блок управления свечами накаливания Генератор в сборе Прокладка и болты ГБЦ Маятниковый рьнаг Щетки стеклоочистителя Полуось Свечи накаливания Стоимость работ 7,05 61 869,4 36166 15586 25 750 170 320 1750 210 300 200 520 216 150 235 S2 1170 360 530 1350 1100 180 150 520 360 4938Топливная аппаратура «Бош» готова отработать еще один ресурс.решает «терпеть» до 0,3 мм, так что запас у нас еще был - вопрос, какой? Возможно, в неважном состоянии втулок есть и наша вина: мы приехали в Барнаул с «никакими» тепловыми зазорами, клапаны были «пережаты». Привыкнув, что дизель с его непосредственным приводом клапанов а-ля «Самара» лишь изредка требует регулировки, мы провели ее в начале эксплуатации, потом на 35-й и 70-й тысяче и... расслабились, тем более что больше одной-двух шайб менять не приходилось. Еще одним слабым местом в дизеле оказалась прокладка между головкой и блоком. Незадолго до разборки двигатель стал перегреваться, а в расши198 За рулем 11/2003рительном бачке появились пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали верно - после замены прокладки все вернулось в норму. Отметим, что ее пробой - не единичный случай, а еще одна детская болезнь ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю необходимы собственные болты ГБЦ, с большим усилием затяжки. До некоторого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: иногда усилия не хватало и прокладки начинали пропускать. На нынешних моторах блок и головку стягивают специальные дизельные болты - их можно отличить по особой головке. КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»аВТОПарКДИЗЕЛЬНАЯ «ЧЕТВЕРКА»151 75245111^J3616634 808126 ИЗ 1 I24M4 122863 _Jl8780 _Jl7076 115 826—18303 7242В отпускной сезон 2001 два дизеля - «четверка» и «Волга» - махнули на юг (ЗР, 2001. № 9). Это лишь несколько страниц редакционной биографии ВАЗ-21045...О навесном оборудовании говоВы же не учли, скажет дотошный чирить особо нечего - генератор тот же, татель, лишние литры недешевого масО 10 20 30 40 50 60 70 90 100 110 120 что на бензиновой «классике», и вел села, поглощенные дизелем. В ответ можПробег, тыс км бя предсказуемо. Оригинальный узел - но напомнить про меньшую трудоемЗатраты на обслуживание и ремонт вакуумный насос - отработал весь срок кость ТО (долой регулировку зажигаВАЗ-21045 без учета расходов на топбез замечаний. ния, зазоров в свечах, даже клапанов каливо. Самые большие «ступеньки» появились в результате покупки шин, но ждые 10 тысяч). Впрочем, есть точные не ремонта мотора! данные - вот график расходов на эксплуПЛЮС 16-17 Дизельная модификация любого автоатацию ВАЗ-21045 (см. рис.). Без учета заплатить 250 долларов за замену расмобиля дороже бензиновой. Но благодизтоплива каждый километр обошелся пылителей всех форсунок и регулировдаря меньшему расходу топлива разнам в 41 копейку - совсем неплохо для ку ТНВД -дескать, «оно уже подстукива- ницу удается окупить. Как быстро? любых «жигулей» при таком пробеге! ет». Было это сто тысяч километров тоМы постоянно следили за ценами бенВ общем, дизель в самом деле окаму назад, а аппаратура все работает... зина и дизтоплива, считали средний зался «малобюджетным», подтвердив Однажды нам попытались отрегулирорасход - наш и аналогов, ВАЗ-21043 из свою репутацию. За это дизельные мовать дымность на стенде - в результате редакционного автохозяйства. Диторы и ценят во всем мире; надеемся, мотор перестал тянуть. Еще бы - все его зельная «четверка» вышла в ноль при распробуют иу нас. силы уходили, чтобы пропихнуть через пробеге 76 тыс. км. К 125-й тысяче она * ** глушитель чудовищные порции сажи... принесла, так сказать, чистой прибыДизель сделал свое дело, дизель может В Барнаул мы приехали с неверно отрели больше 16 тысяч рублей. Пусть неуходить: автомобиль отработал ресурс гулированным углом опережения впрывелика выгода, но это абсолютно реи списан из автопарка ЗР. Результаты на ска топлива и перетянутыми форсункаальные деньги, которые остались в этом длительном тесте он показал не ми - еще один результат некорректной кармане! Кстати, сегодня, когда развыдающиеся, не прекрасные - в целом работы сервисменов... ница в цене бензина и дизтоплива выпросто неплохие. Но почему-то жалко, Конечно, иногда подкрутить гаечки росла до 2 рублей, «сорок пятая» окучто 125 тысяч и три с половиной года уже позади... D и винтики ТНВД полезно - нам, наприпается вдвое быстрее! мер, приходилось увеличивать обороты холостого хода в жаркую погоду, иначе мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность «строго на глаз», мы рассказывали. Как заменить форсунку - тоже, работа не из сложных. Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не нуждается. Даже легкое постукивание форсунки не повод для беспокойства - само пройдет, когда вы угостите машину хорошим топливом. Насчет «плохой соляры»: за три с половиной года мы всего дважды нарвались на откровенно плохое топливо, когда мотор переставал тянуть и неважно пускался. Ценой одного отравления стала форсунка - прямо на челябинской улице мы ее заменили, а снятую впоследствии перебрали (пардон, прямо ...Которая закончилась там же, где и началась - в Барнауле, на родине дизельного в подвале редакции) и с тех пор возили двигателя ВАЗ-341. с собой как запчасть.200 За рулем 11/2003 NISSAN DATSUNДля крупных людей переднее сиденье не слишком удобно, заднее тесновато. Зато сидишь высоко - глядишь далеко благодаря большой площади остекления.ТЕХОСМОТРНаконец машина привезена (это обошлось в $1189) и поставлена на учет. Теперь попробуем решить трудно выполнимую задачу - пройти техосмотр почти без подготовки. Конечно, фары заменили на европейские; купили огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки, отмыли дорожную пыль. Какова же была радость, когда автомобиль выдержал нелегкий экзамен с первого раза! Кто бывал на московском ПИКе в Очаково, поймет, о чем речь. Проверка по полной программе: сначала осмотр на канаве - утечки жидкостей, целостность пыльников и системы выпуска. Далее - уровни масла, антифриза, тормозной жидкости, замер дымности (по специальной программе для дизелей) и тормозной стенд. Фары обязательно проверяют на светораспределение. Завершающий этап - проверка «джентльменского набора». Просроченные лекарства или неопломбированный огнетушитель здесь не проходят. И вот заветный талон получен быстро и честно. ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ На «расходники» (масла, фильтры, передние колодки) истратили 7300 рублей. Немало, и такой объем обслуживания требуется каждые 40 тыс. км, то есть примерно раз в год. Более частые расходы - моторное масло каждые 5000 км и масляный фильтр - каждые 10 000. Первый осмотр машины на подъемнике порадовал: ходовая часть в приличном состоянии. Правда, скоро потребуется замена пыльников шаровых опор. Они целы, но покрыты паутинкой мелких трещинок. Заметим, что верхние пыльники - съемные, а нижние приварены к металлу. Так что менять придется шаровые опоры в сборе. Комплект из четырех нам предложили за 2800 рублей - терпимо. Экстерьер машины говорит о том, что она была, скорее всего, не в частных руках, а принадлежала фирме: на ней нет так любимых японцами побрякушечек и «фенечек». Даже фаркоп отсутствует. В то же время нашли следы аварии, но, по всей видимости, несерьезной. Правое крыло ремонтировалось, крепления решетки радиатора справа повреждены, а бампер заменен. Проверка развала-схождения убедила в правильности этих выводов - геометрия передней подвески не нарушена. В число 40 000 на одометре, конечно, не верится, но вряд ли реальный пробег превышает 70-80 тыс. км. Косвенно это подтверждается обилием квитанций и сервисной книжкой. Там, конечно, сплошные иероглифы, но цифры арабские, понятные. ПОДГОНЯЕМ И ПРИМЕРЯЕМ НА СЕБЯ Начали с самого необходимого - установили сигнализацию, причем с таймером, столь нужным турбодизелю, можно уйти из машины с ключами. Автоматика заглушит мотор через определенное время. Следующим был фаркоп. Не пропадать же зря табунуЗа спинкой второго ряда сидений плотно уложено все необходимое. В моторном отсеке также задействован весь объем. За рулем 11/2003 203