ДОБАВКИ К БЕНЗИНУДаже имея печальный опыт, многие по сей день верят любым обещаниям. Купил яркий флакончик, выплеснул содержимое в бак, и, о чудо, автомобиль преобразился... Такого эффекта ждут. А как на деле?ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ - УОЧ Взять, к примеру, очень известную в кругах любителей «дрег-рейсинга» или «стрит-рейсинга» фирму NOS (Nitrous Oxide Systems), от которой и пошло понятие «нитрос» (в том числе по-российски, см. ЗР, 2003, № 5). Конечно, интересы американской фирмы не сводятся к закиси азота: делает она и другие препараты, призванные улучшать показатели автомобилей. В частности, те, которые - заглянем в инструкцию, переведенную фирмой, как положено, на русский язык, - препятствуют «преждевременному воспламенению (детонации) горючей смеси»... и помогают «во многих ситуациях от повышения тяги двигателя на крутых уклонах до езды по трассе». Так NOS рекламирует возможности выпускаемых ею «усилителей октанового числа». Будем и мы их так называть, в соответствии с переводом. Давайте-ка проверим, что это за препараты. Мы купили в магазине три «усилителя» (см. фото). Street Formula (далее № 1). Применяется для большинства «пассажирских» автомобилей. Должен повысить октановое число топлива на три единицы. И все удовольствие - 280 руб.! Off Road Formula (далее № 2). Рекомендован (это видно даже из названия) почему-то исключительно для вседорожников. Неужто обычный автомобиль с таким же двигателем стал бы ходить хуже? Ведь химикат должен увеличить октановое число на семь единиц! И всего-то за 330 руб. Racing Formula (далее № 3). Этот «содержит нитрометан». Рекомендован для спортивных автомобилей. Октановое число тоже вроде бы повышает на семь единиц. Правда, уже за 440 руб. Препараты расфасованы в емкости по 350 мл. Содержимое флакона нужно, согласно инструкции, смешать «с не менее чем 60,56 л бензина». Посчитали, что если зарядить 61 л, будет в самый раз. Этих пропорций мы и придерживались. Опробовали три заморских чуда на карбюраторном ВАЗ-2104 (из тех, на которых русский автовладелец ездит всюду - от лучших автострад до горных дорог и полного бездорожья). Автомобиль самый что ни на есть обычный, лишь дооснащен (уже давно) электронным зажиганием с октан-корректором. Чтобы упростить эксперимент и не расходовать сразу все запасы препаратов, не стали готовить смеси в бензобаке. Карбюратор питался из расходного бачка (от омывателя), который заправляли различными смесями. Для начала залили чистый АИ-92, затем последовательно все три смеси. А закончили опять-таки чистым бензином - для контроля результатов. Чтобы те не были субъективными, на машину установили аппаратуру «Корсис» и отправились на полигон, где по обычной методике замеряли время разгона с места до 120 км/ч, а также разгон на четвертой и пятой передачах в диапазоне, соответственно, 60-100 и 80-120 км/ч (эластичность двигателя). ИСТИНА ГДЕ-ТО ЗА УГЛОМ Что же показали испытания на полигоне? Взгляните на график и таблицу.НАША СПРАВКАЧТО ТАКОЕ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛОПонятию «октановое число» (04) можно дать несколько определений. Например, такое: 0 4 характеризует детонационную стойкость топлива или, что тоже верно, его способность противостоять преждевременному самовоспламенению. Октановое число - понятие эмпирическое, то есть введенное инженерами и определяемое экспериментальным путем. Зачем? У бензиновых двигателей есть система зажигания, задача которой - в нужный момент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин «правильный», все так и происходит. Но если 04у бензина низкое, смесь пытается гореть не так, как хотели создатели двигателя: в цилиндре возникают ударные волны, которые в критических случаях разрушают детали мотора. Когда эти волны «бьют» по металлическим деталям, образующим камеру сгорания, слышен звонкий стук (некоторые говорят - «стучат пальцы»). Почти все мероприятия, призванные увеличить мощность или приемистость двигателя, снизить расход топлива - в общем, сделать мотор «лучше» - приводят к появлению детонации. Неудивительно, что увеличить октановое число, как по взмаху волшебной палочки, пытаются очень многие. Ведь это прямая дорога к улучшению характеристик мотора.К АК ОПРЕДЕЛЯЮТ ОЧДля экспериментов используют установку УИТ-85 (раньше применяли УИТ-65, что, впрочем, непринципиально). Это одноцилиндровый модуль; в нем есть цилиндропоршневая группа, но кривошип (коленчатый вал) приводится во вращение электродвигателем. Результат испытаний бензина сравнивают с тем, что показала на той же установке эталонная смесь двух веществ изооктана, обладающего очень высокой стойкостью к детонации, и нормального гептана, чьи антидетонационные свойства крайне низки. Исходя из этого, приняли 04 изооктана за 100, а нормального гептана - за ноль. Таким образом, 0 4 бензина, равное 92 единицам, означает, что он ведет себя в указанной установке точно так же, как смесь 92% изооктана и 8% нормального гептана. Раньше различали 04 по моторному и исследовательскому методам - одну и ту же установку гоняли в разных режимах Но в последние годы пользуются только 04 , определенным по исследовательскому методу.Препараты N0S для «усиления» октанового числаЗа рулем 11/2003 239 ТЕХПОМОЩЬматериалыДОБАВКИ К БЕНЗИНУНа чистом АИ-92 детонация (кратковременная, как ей и положено), конечно же, была. При разгоне с места «четверка» достигала 100 км/ч за 20,2 с (угол опережения зажигания по инструкции ВАЗа). Затем при этих же условиях опробовали смесь бензина с препаратами № 1-3. И тут начались странности: с присадками детонация усилилась, а машина поехала хуже. Цифры в таблице довольно убедительны, не правда ли! Особенно сильно машина «увядала» на больших скоростях. Если при разгоне до 100 км/ч смесь № 3 ухудшила динамику на 28%, то при разгоне до 120 км/ч - почти на 51%. Очевидный недобор мощности! Мы не замеряли максимальную скорость, но с «усилителями» она вряд ли превысила бы намного те самые 120 км/ч. А детонация та еще!.. Ладно, попробуем от нее избавиться, уменьшив уголопережения. Загоняя детонацию в рамки приличий, пришлось для первого состава уменьшить УОЗ почти на 3°, а для второго и третьего - на 8°. Интересное совпадение с рекламируемым повышением октанового числа! Кстати, что показывает таблица? При уменьшении УОЗ на 8° со смесями № 2 и3 чуть быстрее стал разгон, но все-таки хуже, чем в начале тестов на АИ-92. Тот, кто хоть немного разбирается в работе двигателя, сразу вспомнит, как, не имея другого выхода, заправлял «Жигули» бензином А-76: не допуская детонации, уменьшал УОЗ в сторону позднего зажигания. Важно не забывать, что здесь не простая закономерность! Ехать без детонации удавалось, но положенной мощности или крутящего момента мотор не выдавал, да и температурный режим часто отклонялся от нормы. С ярко выраженной детонацией (если УОЗ не трогать)406080Скорость, км/ч 100 120-10-20±$^ \м Смесь Nfl 1 - УОЗ штатный 1А Чистый бензин (завершение теста), Т» смесь № 2 - УОЗ уменьшен на 8° • Смесь N« 2 - УОЗ штатный — Смесь N» 3 - УОЗ штатный-30XV >\-40щ •-50Влияние препаратов № 1-3 на динамику разгона при стандартном УОЗ и уменьшенном на 8°. На вертикальной оси - увеличение времени разгона в процентах по сравнению с началом тоста на бензине.Проверим-ка токсичность..ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЯ НА ЧИСТОМ БЕНЗИНЕ ИС ДОБАВКОЙ У0Ч. СОСТАВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ Смесь Смесь Бензин Смесь N.1 N.2 №3 (завершение теста) Время разгона, с: 0-100 км/ч 0-120 км/чЭластичность, с (УОЗ штатный): 60-100 км/ч, IV передача 80-120 км/ч, V передача Содержание токсичных компонентов на холостом ходу: С0,% СН,ррпт 'Замер при УОЗ, уменьшенной на 8 .еехать было вообще невозможно - какая уж тут мощность, когда вот-вот прогорят поршни! Приступили к завершающим заездам - снова на чистом АИ-92. Вот так штука: двигатель, несмотря на все старания взбодрить его регулировками, прежней мощности не развивает! Замедлился разгон с места, ухудшилась эластичность. Похоже, эксперименты с «усилителями» успели на нем сказаться... Ну, а как насчет токсичности? Фирма обещала «сокращение выхлопов углеводорода и углеродного монооксида». Проверили состав отработавших газов на холостом ходу (фото). Выбросы СО и СН при применении УОЧ в самом деле несколько снизились. Какое же объяснение придумать странным результатам? Скорей всего, нам скажут, что использовали «неправильный» бензин: вот был бы американский - другое дело! С ним препараты работали бы рука об руку, полюбовно. Но коли так, зачем их в России продавать? ЧТО В ОСАДКЕ? Нужно ли теперь проверять другие «преимущества» препаратов? Например, «улучшение технических показателей топлива» (нечто для нас туманное), «защиту от коррозии», «предотвращение застревания клапанов». Решили не тратить на это время и деньги. Достаточно денежек, уже зарытых нами «на поле чудес в стране дураков».20,2 33,721,3 37,525,2 22,7* 49,9 38,5*19,9 48.525,9 23,4* 50,8 39,6*19,8 47,322,8 40,018,8 35,418.7 43,819.5 40,81.261,030,870,970,91331320307259282240За рулем 11/2003 ДОБАВКИ К БЕНЗИНУНа правах рекламыНАША СПРАВКАНОВИНКИ от «АВТОРЕАЛА»Для испытания «по науке» мы отдали препараты специалистам на установку УИТ-85. Результат процитируем: «ни у одного образца не выявлено (с учетом погрешности опыта)... положительного эффекта по повышению октанового числа». Почему так случилось? Могла сказаться та самая нестабильность. Пока из далекой Америки баночки к нам ехали, эффективность присадок таяла, таяла... Вторая возможная причина еще более интересна. По расчетам специалистов, в рекомендованной концентрации вещество с самым длинным названием должно было значительно повысить свойства эталонной смеси изооктана с гептаном, имеющей 04 около 60 единиц. Если качество топлива выше - результат может оказаться скромным. А что получится, если вместо смеси химически чистых веществ взять реальный товарный бензин, уже содержащий несколько присадок, не возьмется предсказать никто, пока не проведет испытаний. Недаром все присадки вводят в топливо на заводе, а не на бензоколонке или где-нибудь еще.Времена дефицита давно прошли. Рынок автозапчастей сегодня насыщен как никогда. Покупатель озабочен уже не столько тем, как и где найти нужную деталь, а как правильно ее выбрать. Предприятие ООО «Автореал» первым среди производителей тормозных дисков внедрило систему качества ISO 9001. Одной из основных целей является повышение требований к эксплуатационным параметрам выпускаемой продукции. Результаты испытаний приведены на диаграмме.ЧЕМ ПОДНИМАЮТ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛОС этой целью применяют большое количество присадок. Однако их типов совсем немного, а максимально допустимая концентрация каждого ограничена. Наибольшее распространение получили присадки на основе МТБЭ (метил-трет-буталовый эфир) и производные ферроцена, содержащего железо. Превышение дозировки первого препарата не лучшим образом сказывается на токсичности выхлопа, второго - вызывает вредные отложения на свечах Часто в бензины при промышленном производстве добавляют производные монометиланилина. Этот компонент ядовит. На этикетках испытанных нами присадок в качестве основного компонента указан некий ММТ(англ.). Русское название этого вещества, вероятно, самое длинное в нашей речи: метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца. Это средство относится к группе марганецсодержащих присадок, которые в нашей стране, да и во многих других, почти вышли из обращения. Во-первых, они тоже вредны, а во-вторых, нестабильны.0.02f"1 - неплоскосгность рабочих поверхностей диска 2 - непараллельнооть рабочих поверхностей диска относительно друг друга 3 - торцевое биение рабочих поверхностей относительно базовой поверхности диска. Расширяя номенклатуру производимых запасных частей, на предприятии начат выпуск шкива коленчатого вала для автомобилей ВАЗ 2101-2107 и кронштейна крепления растяжки передней подвески для автомобилей ВАЗ 2108-21099, 2115.ill_ Требований ВАЗа• Тормозные диски Автореал" по испытаниям НАМИ-ФОНДАОбработка отливок шкива коленчатого вала производится на полуавтоматической линии, обеспечивающей высокое качество продукции. Заготовки для кронштейна крепления растяжки передней подвески отливаются из высококачественного сплава АК7Ч и комплектуются подушкой переднего шарнира растяжки производства предприятия «Балаковорезинотехника». Серийный выпуск этих изделий начат в июне 2003 года. Вся продукция, выпускаемая на предприятии ООО «Автореал», проходит трехуровневый контроль, который обеспечивает высокое качество и надежность продукции. ООО «Автореал» 4563000, Россия, Челябинская обл., а\я 6, тел./факс: (35135) 4-24-40,4-17-9Б e-mail:
[email protected]АВТОРЕАЛФДилеры в регионах: Москва, ЗАО «Фирма Линц» (095) 188-30-10,188-34-01 Санкт-Петербург, ООО «Евро-Трейд» (В12) 172-84-39 Тольятти, ООО «Рипт-Авто» (8482) 71 -24-78, 14-82-57 Самара, ООО «Союэкомплект» (8462) 55-24-63 Ростов, ООО «Росавтопром» (8632) 20-18-07 Новосибирск, ООО «Автостандарт» (3832)49-94-13 Бхатеринбург, ЧП Лопаев (3432) 63-70-30, 63-77-76 Челябинск, ЧП Зубик (3512) 69-99-48 Армения, ООО «КаркомАвто» (10 3741) 28-03-50 Туркменистан, ЧП Бабаев (10 993522) 3-9160, 6-0879За рулем 11/2003 241