СТаДИОНВЕСТИ отовсюдуУльяновский автомобильный завод создал новое подразделение - TJAZ Sport Division. На презентации в Москве ульяновцы показали машины и пилотов, которым, помимо российских внедорожных гонок, предстоит понюхать пороху на этапах Кубка мира и уже ближайшей зимой - на «Дакаре».В состав новой команды вошел только один заводской гонщик, самый титулованный - чемпион СССР и России Биньямин Джепаев. Еще там - два москвича, Сергей Шмаков и Евгений Доронин. На первых порах Джепаев сядет за руль «Охотника», Доронин - «Симбира», но главный козырь УАЗа - автомобиль Шмакова. Легкий, быстрый и прочный Bowler-Wildcat построен в Англии и не имеет серийного прародителя. В команде он значится как «УАЗ-Прототип». Новый коллектив стартовал в ралли «Коломна» - последнем этапе российского первенства по ралли-рейдам, и Шмаков (на фото) принес ему первую победу, а заодно продлил свои чемпионские полномочия еще на год. Интересно, что Джепаев на почти серийном УАЗ-31512 финишировал седьмым, оставив позади толпу «ленд крузеров» и «паджеро».Ч ЕМПИОНАТМИРА ПО РАЛЛИ12-й этап, «Тур де Каре» (Фракция)1. П. СОЛЬБЕРГ(Норвегия, «Субару-Импреза»)-42015, 2 К. САЙНС [Испания, «Ситроен-Ксара») - 0.36; 3 Ф ДЮВАЛМБепьгия, «Форд-Фокус»)- 0.41; 4. М. ГРОНХРЛЬМ (Финляндия, «Пежо-206») - 1.09. 5. К. МАК-РЕЙ (Великобритания, «Ситроен-Ксара»! - 1.26; 6. Ж ПАНИЦЦИ |Франция, «Пежо 206») 2 25; 7. Р БЕРНС (Великобритания, «Пежо-206»| - 236. 13-я этап . «Ралли Каталонии » (Испания) 1 Ж. ПАНИЦЦИ- 3:55.09; 2. С. ЛОЗБ |Франция, Ситроен-Ксара»! - 0.13; 3 М МАРТИН (Эстония, «Форд-Фокус»! - 0.14; 4. Ф ДЮВАЛЬ- 0.55; 5. П. СОЛЬБЕРГ- 1.10; 6 М ГРОНХРЛЬМ- 1.29, 7. К. САЙНС-1.43; 8 ТМЯШНШ(Финпяндия,«Суоару-Импреза»)-1.55. Пвлоты 1-2 С. ЛОЭБ. К. САЙНС - ло 63. 3. П. СОЛЬБЕРГ-62, 4 РБЕРНС-58; 5. М. МАРТИН-49; 6. М. ГРОНХРЛЬМ-46. Команды 1. «СИТРОЕН»- 147. 2 «ПЕЖО»-142, 3. «СУБАРУ»-93;ГОЛОВОЛОМКИ НА ФИНИШЕри подряд асфальтовых этапа чемпионата мира по ралли прошли по совершенно разным сценариям. Победы на них пророчили одним и тем же пилотам - Жилю Паницци («Пежо-206») и Себастьену Лоэбу («Ситроен-Ксара»). Но французы отличились лишь по разу, а в ралли «Тур де Коре» неожиданно первенствовал норвежец Петер Сольберг. Да, его «Субару-Импреза» к асфальтовым этапам получила активную подвеску, но самого скандинава всегда считали «грунтовым» гонщиком, и вот тебе... «Правильно» прошло лишь ралли Каталонии, где спор от старта до финиша вели Паницци и Лоэб - пилот «Пежо»4 «ФОРД»-89; 5. «ШКОДА»-21; 6 «ХЁНДЗ.-10.КУБОК МИРА ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ, ИТОГИ1 К. СОУЗА (Португалия, «МицубисиЧ200 Стракар) - 173, 2. Ж-Л. ШЛЕССЕР (Франция, «Щлассарфорд»! - 147, 3 Ж-Л СТРУП) (Франция, «Марседес-Бени ML430») - 64, 4. С. ПЕТЕРАНСЕЛЬ (Франция, «Мицубиси-Паджеро Эвштюшн») - 67, 5. Л. К0М0РНИЦКИ (Польша. «Мицубиси-Паджеро») - 66ТЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ. ИТОГИвзял верх с мизерным перевесом. Но Жиль не претендует на высокий результат в чемпионате, а Себастьен - один из главных фаворитов. Ситуация перед решающей гонкой в Британии просто головоломная: у Лоэба и его партнера по команде Карлоса Сайнса - равное количество очков! На одно отстает Сольберг и на пять - экс-лидер сезона Ричард Берне, за два года не одержавший ни одной победы за рулем «Пежо». вполне мог рассчитывать на успех. Поначалу он шел впереди основных соперников, но потом вылетел с дороги и пробил масляный радиатор. Тем самым, как выяснилось позже, «добыл» итоговое третье место земляку Андрею Блинкову. А первые две позиции в острейшей борьбе разыграли москвичи: Евгений Аксаков (его машина на фото) на финише был пятым, выиграв у Михаила Лепехова всего минуту. Любопытно, что в свободное от гонок время свежеиспеченный обладатель Кубка России работает в уголовном розыске. В гонке же победил самый опытный - петербуржец Борис Федотов. Лучшей техникой Кубка стал «Мицубиси-Лансер» группы N: все названные пилоты выступали именно на этой машине.Абсолютный зачет 1. С.ШМАКОВ (Москва, «БоулерУилдюг»/ «УАЗ-Прото»); 2 С ГИРЯ |Мгеква, «Тойота-Ленд Крузер»); 3. к БОГДАНОВ (Москва, «Тойота-Ленд Крузер»!•Гщшрщшт'»- 1С ШМАКОВ, 2.С. гира3 К. ЖИЛЬЦ0В(Москва, «МицуЗиси-Паджеро»!. «Продавши» 1. А. БОГДАНОВ, 2. С СМИРНОВ |Москва, «Тойота-Ленд Крузер»!; 3 А ОЛЕЙНИКОВ (Ростов-на-Дону, «Мииубиси-Паджеро»! Нвяввввввш» зачат 1. Д. ПАВЛОВ (Москва, ВАЗ-21214), 2. В. ГОРБАЧЕВИЧ (Москва, УАЗ-31512), 3 К. КУПЦОВ (Москва. ВАЗ-212131КУБОК РОССИИ ПО РАЛЛИ, ИТОГИАбсолютный зачет 1. Е. АКСАКОВ (Москва. «МицубисхЛансер»! - 466: 2. М. ЛЕПЕХОВ (Москва. «Мииубиси-Лансер»! - 461; 3. А БЛИНКОВ 1С.-Петербург, «Мицубиси-Лансер») - 434, 4 И. ЯКОВЛЕВ (С -Петербург, «Мицубиси-Лансер») -386; 5 А СЕВАСТЬЯН0В|Химп1, «Ситроен-Саксо») - 341; 6 С. УТЕР (Москва, «Ситрое(+Саксо») - 340.СЕРИЯ INDYCAR (IHL), ИТОГИ1. С. ДИКСОН |Н. Зеландия, «Гэнасси», «G-Форс-Тойота») - 507. 2 Ж ДЕ ФЕРРАН (Бразилия. «Пенске», «Даллара-Тойота») - 489; 3 X КАСТРОНЕВЕШ (Бразилия, «Пенске». «Даллара-Тойота»! - 464; 4. Т КАНААН (Бразилия, «7-Илзвэн», «Далпвра-Хонда») - 476, 5. С. ХОРНИШ (США. «Пантер», «Даллара-Шеврола»! - 461, 6. 3. АНСЕР (США. «Кортеко», «Даллара-Тойота»! - 374.Ф192инальным этапом Кубка России по ралли стала гонка «ДипломатСанкт-Петербург», собравшая 70 экипажей. Интрига была предельно закрученной: после 14 этапов примерно равное количество очков набрали три пилота, два москвича и петербуржец. Игорь Яковлев на домашней трассеЗа рулем 12/2003СЕРИЯ CHAMPCAR (CART). ИТОГИ1. П. ТРЕЙСИ |Канада, «Форсайт») - 226, 2. Б. ДЖУНКЕИРА (Бразилия. «Ньюмен-Хаас»! - 199; 3. М. ЖУРДЗЙН (Мексика. «Рзйхал») - 195, 4 С БУРДЗ (Франция. «Ньюмен-Хаас»)- 159, 6. П. КАРПЕНТЬЕР|Канада. «Форсайт») - 146; 6 М Д0МИНГЕС (Мексика, «Эрдэз Комлетишн») -118. все «Лола-Форд-Косворт»МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬстадионСПОРТИВНЫЕ ШИПЫЩЯигуапа&аTURKU FINLANDСЕРГЕИ МИШИНГВОЗДЬ КОЛЕСАсту запрессовывают в корпус - посадка внатяг. В спортивных же обе детали тщательно обезжиривают и рабочий элемент шипа впаивают в корпус - так прочнее. Иногда для большей надежности применяют и комбинированный способ соединения - вставку запрессовывают с одновременной пропайкой. Не менее сложная операция - ошиповка шины. В отверстие, предназначенное для шипа, предварительно впрыскивают порцию специального клея. Дозу тщательно подбирают - отклонения в большую или меньшую сторону ухудшают прочность и надежность посадки. Только затем вставляют сам шип. Понятное дело, свежеошипованные покрышки должны вылежаться до полимеризации клея. Размеры и форма рабочей части спортивного шипа регламентированы правилами соревнований, и производителям остается «играть» лишь материалами (металл, припой, клей) и приемами ошиповки. Очевидно, что производить достойные изделия для спорта удел немногих. Финская «Турванаста», например, занятая разработкой и производством ши-#i £ A f& $ & . . ' •шипами зимних шин многие автомобилисты хорошо знакомы. Напомним: в 13-дюймовой шине их бывает от 90 (европейское ограничение) до 128 (российские мерки), а выступание над протектором составляет около полутора миллиметров. Но эти числа приводятся лишь для сравнения, поскольку речь пойдет о шипах спортивных - именно в спорте проходят обкатку новые технические разработки. В спортивном колесе шипов уже 350—400 штук. При таком их обилии, когда автомобиль движется по льду, шины практически не касаются опорной поверхности. Протектор при этом служит своего рода направляющим аппаратом, который выбрасывает ледяную крошку из пятна контакта. Только на снегу он вступает в непосредственную работу. Спортивный шип существенно отличается от «бытового». Он выступает из шины как гвоздь - на 4,5 мм и весит соответственно в два-четыре раза больше, не менее 4 граммов. Для разных покрытий существуют свои шипы. Лед, например, требует очень прочных и жестких. Вставка в таком шипе тонкая и довольно высокая, чтобы проколоть глянец поверхности и хорошо за нее зацепиться. Сухой асфальт шинам с такими шипами противопоказан - будут цокать, скоблить асфальт и очень скоро выпадут. А вот для зимних дорог «общего пользования», по которым прокладывают раллийные трассы, нужны шипы с более массивной рабочей частью им работать в сложных дорожных условиях, когда снег и лед чередуются с мерзлым грунтом и асфальтом. Конструкция спортивных шипов, естественно, сложнее обычных. В последних твердосплавный сердечник попроСпов уже 35 лет, имеет свой исследовательский центр, а в тест-пилотах у нее четырехкратный чемпион мира по ралли, любимец Финляндии Юха Канккунен. Уж он-то лучше других знает, какими должны быть настоящие спортивные шипы и как много зависит от них в гонке. (Чемпион, кстати, выступает в зимних ралли только на «своих» шипах.) ...На ледяной глади замерзшего озера нас ждет тренировочная машина Канккунена - заряженная полноприводная «Мицубиси-Эволюшн» седьмого поколения. Делаем несколько ознакомительных кругов с Юхой, сидящим за рулем. Затем меняемся местами, и в наушниках переговорного устройства слышу почти гагаринское: «гоу!». За рулем впечатления гораздо сильнее. Старт с места и разгон сравнимы с асфальтовыми ощущениями, тормоза тоже, а вот прорисовать виражи так, как здесь, вряд ли еще где возможно. Машина тут же чутко реагирует на повороты руля, манипуляции педалью газа. Можно легко делать на льду дуги и даже нарисовать кривую любой сложности, пройдя ее как по лекалу! Восторг! Главное - это удовольствие от управления автомобилем. Сам «Эво-7», тем более в спортивном исполнении, не поддается беглому описанию, но реализация его великолепных возможностей на льду достигается только благодаря спортивным шипам. После этого представилась возможность проехаться на «Мерседесе» А-класса, обутом в казалось бы классные зимние шины «Нокиан Хаккапелита-2». На фоне только что полученных ощущений от спортивных шипов показалось, что подо мной просто «лысые» летние шины. а194За рулем 12/2003