122
125
РЫНОКПроверено В МВДСИСТЕМЫ С РАДИОКАНАЛАМИНеподъемная фраза «Преступник ны, и локальные - городские, областнынче интеллектуализировался», ные и т. п. Глобальная система опредепрозвучавшая в каком-то докладе ления местонахождения - GPS (GLOBAL о состоянии дел с угонами автоPOSITIONING SYSTEM) - была разработранспортных средств, тем не менее тана в США и действует при помощи 24 очень верно отражает суть проблемы. спутников, которые, перемещаясь по Классные спецы, не нашедшие применеорбите, передают радиосигналы на Зения своим рукам и мозгам в скучающих млю. Сигналы поступают на вход приНИИ, часто перебираются по другую емника GPS, а процессор, вмонтиросторону баррикад, где и занимаются ванный в этот приемник, вычисляет косвоего рода творчеством. Причем усординаты объекта с точностью до непешно - по данным ГИБДД, с января по скольких десятков метров, где бы он ни сентябрь 2003 года в одной только Москнаходился. В мае 2000 года правительве похищено 11 тысяч автомобилей. Боство США отменило ограничения на лее того - из десяти похищенных восемь точность GPS, а потому в настоящее исчезают бесследно. А потому проблема время координаты высчитываются становится как бы неподъемной. с погрешностью в единицы метров. А что происходит по эту сторону? Подавляющее число «охранок» и «противоугонок» создают лишь иллюзию безопасности - зато появилось множество систем, где передача информации осуществляется по радиоканалу. Ниже - краткий рассказ об их реальных «талантах», проанализированных специалистами из МВД. КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ? Системы определения местонахождения объекта - читай, пропавшей машины - можно разделять по разным признакам. Если говорить про охват территории, то выделим глобальные, работающие на весь земной шар, региональные, рассчитанные на отдельные регио122 За рулем 12/2003мер - комплекс аппаратуры оперативного розыска и задержания угнанных транспортных средств (КОРЗ). Посты ГИБДД оснащались аппаратурой, позволяющей принудительно остановить угнанный автомобиль при его появлении в зоне радиовидимости. Понятно, что система КОРЗ не нашла широкого применения в условиях мегаполиса - ну что стоит угонщику объехать «вредный» пост? Навигационные методы подразумевают измерение параметров движения автомобиля с помощью различных датчиков. Их преимущество - эдакая самодостаточность, недочеты - низкая надежность, невысокая точность, большие габариты и высокая стоимость бортовой Отличие региональных систем от глоаппаратуры. В общем, сегодня их пракбальных - в меньшей зоне охвата. Здесь тически и не встретить. Что касается подля передачи данных могут использоиска машин, оснащенных радиомаяком, ваться ресурсы сотовых и других сетей. то его можно вести с применением раЧто касается локальных систем, то они дионавигации, радиопеленгации, а такдействуют в рамках ограниченной зоны же пейджинговых и GSM-сетей. - например, города и окрестностей. В чаРадионавигация основана на исстности, российская система ARKAN дейпользовании сигналов спутников ствует на территории Санкт-Петербурга NAVSTAR (США) и ГЛОНАС (Россия). и Нижнего Новгорода. NAVSTAR - это невысокая стоимость Если начать подсчитывать методы опи приемлемая погрешность определеределения координат объекта, то их окания координат (40-50 м) плюс, увы, жется тоже три: методы приближения, низкая помехозащищенность: оба иснавигационные и определения местонапользуемых канала (GSM, GPS) могут хождения по радиосигналу. Для реализабыть легко подавлены. Кроме этого, неции первых нужна сеть контрольных обходима прямая радиовидимость пунктов - чем их больше, тем система спутников GPS приемниками - в городе точнее и, увы, дороже. Типичный приэто тяжеловато... Наконец, отсутствие СИСТЕМЫ С РАДИОКАНАЛАМИкаких-либо гарантий от владельцев NAVSTAR не может свидетельствовать в пользу ее надежности. Так во время последней американо-афганской стычки янки взяли и просто выключили свои спутники... Где гарантия, что завтра они не сделают это опять? Метод радиопеленгации основан на приеме и обработке сетью пеленгаторов радиосигналов от передатчиков, установленных на автомобилях (системы ARKAN, «АВТОЛОКАТОР», «ЛОДЖЕК»). При использовании стационарных пеленгаторов (ARKAN) координаты подвижных объектов вычисляют, ориентируясь на измеренные пеленгаторами параметры сигнала. Недостаток - дорогое стационарное оборудование. Достоинства - высокие помехозащищенность и быстродействие, а также отсутствие зон неуверенного приема в городской застройке. Средняя погрешность местонахождения на сегодня не превышает 80 м, что сравнимо с аналогичным показателем систем GPS. Примером использования мобильных пеленгаторов могут служить системы «ЛОДЖЕК» (Москва) и «АВТОЛОКАТОР» (Москва). Американский «ЛОДЖЕК» развернут в Москве с 1995 года, но широкого распространения не получил - слишком много явных тактических и технических просчетов. Так, маломощные заградительно-шумовые помехи способны полностью дестабилизировать работу системы, а владелец автомобиля может узнать об угоне слишком поздно.шем положении. Среди них наиболее защищенные - системы, применяющие цифровые сигналы с большой базой и предназначенные для работы при шумах. Пример - все тот же ARKAN. Следующий параметр - точность определения местонахождения охраняемого мобильного объекта: чем она выше, тем надежнее и эффективнее система в целом. Точность пеленгационных систем в мегаполисе составляет 50-100 метров, а спутниковых - не хуже 50 метров при обычном режиме работы и 10-15 метров - при дифференциальном. Самый понятный параметр - это, коЧТО ВЫБРАТЬ? нечно же, стоимость потребительского Самый важный параметр системы с ракомплекта. Для беззапросных систем диоканалом - ее устойчивость к преднаона наименьшая, поскольку, кроме сисмеренным помехам. Наиболее уязвимы темы доступа и радиомаяка, комплект в этом случае системы с приемником на не содержит компонентов, удорожаюохраняемом объекте для принятия защих его стоимость. Но в любом случае проса или определения координат по конкретные расценки зависят от высигналам от спутников - «ЦЕЗАРЬ САбранного клиентом тарифа и должны ТЕЛЛИТ», «СТАРКОМ», «НАВИГАТОР», уточняться «по месту». «ЭСКОРТ» и др. Например, при помощи Параметр надежности в основном источника имитационно-шумовой позависит от сложности системы. Напоммехи (мощность передатчика около ним, что с запросным или спутниковым 2 Вт) удается подавить GPS- и GSM-при- каналом ее устойчивость к организоемники в радиусе до 3 км в городских ванным помехам самая низкая, а среди условиях. По этой причине спутникобеззапросных наибольшей надежновые навигационные системы не рекостью обладает система типа ARKAN, рамендуются ни для охраны имущества, ботающая с цифровыми сигналами ни в системах обеспечения безопаснос большой базой. сти, ни при транспортировке специальВремя непрерывной работы пользоных или опасных грузов и ценностей. вательского комплекта - параметр, позБеззапросные системы типа ARKAN воляющий судить о том, насколько долили «АВТОЛОКАТОР» находятся в лучго будет посылаться тревожное сообщение при отключении основных источНЕКОТОРЫЕ ТЕХНИК0-ЭКОНОМИЧЕСКИIE ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ 1 ников питания (штатного аккумулятоЖДЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 1 ра в автомобиле, электрической сети на 0ХРАНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ Наименова кие системы Технико-экономические стационарном объекте). Для беззапрос«АВТОЛОКА.СТАРКОМ» ARKAN показатели «ЦЕЗАРЬ ных пеленгационных систем типа ТОР. САТЕЛЛИТ> ARKAN или «АВТОЛОКАТОР» это время Сеть стационарных GSM-сеть, GPS-приемник GP-приемник Способ определения местомаксимально и может составлять от 3 мобильный пеленгаторов нахождения объекта до 10 суток в автомобильном варианте пеленгатор Твейджинговая CeTbGSMISMS, Собственная сеть Способ передачи информации CeTbGSMISMS, и до нескольких суток для индивидусвязь SMPR голосовой голосовой канал), ального использования. канал), роуминг сеть МТС (цифроТаким образом, наиболее эффективвой канал передачи данных), роуминг ны беззапросные широкополосные сиС.-Петербург +50 км Москва +30 км CerbGSM, Сеть GSM, МТС, Зона обслуживания системы стемы передачи информации, испольроуминг по области роуминг от МКАД зующие стационарные пеленгаторы Наличие интегрированного и сложные цифровые сигналы, позвоНет Нет в систему охранно-сигнального Да Да противоугонного устройства ляющие определять координаты раНаличие датчика Нет диомаяка в условиях имитационно-шуДа Да Да столкновения мовых помех. Они обладают наибольВозможность использования Нет Да Да * шей пропускной способностью, надежголосового канала Управление и контроль ностью и достаточно точны. Стоимость Нет Нет состояния с помощью Да Да всей системы оказывается наименьмобильного телефона шей, как и стоимость конкретного Точность определения 30-100 30-100 10-30 80 координат в условиях пользовательского комплекта. Qгородской застройки, м Устойчивость к воздействию помех, преднамеренно создаваемых для нейтрализации системы Неработоспособна Нет данных Неработоспособна Работоспособна при воздействии помех на несущей частоте мощностью до 1000 ВтПример более эффективного использования пеленгации - система «АВТОЛОКАТОР», которую применяют в Москве и Подмосковье. В городе точность подобных систем составляет примерно 400 метров. Далее с помощью пеленгаторов, установленных на машинах, определяется точное местонахождение объекта. Преимущество здесь в том, что система обладает значительно большей «живучестью» по отношению к организованному противодействию и позволяет эффективно использовать милицейские подразделения для поиска автомобиля.Редакция благодарит лабораторию испытаний ГУ «ЦСА ОПС» ГУВО МВД России за помощь в подготовке статьи.За рулем 12/2003 123