148
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У каминаИСТОРИЯ МАРКИ «БОРГВАРД»«Изабелла-купе» с 75-сильным мотором достигала скорости 150 км/чПоследняя конвейерная «Изабелла» 1962 года.Р100) - не хватало капитала. Стремясь не пропустить вперед конкурентов, Боргвард оставлял цену «Изабеллы» довольно низкой, но и прибыль была небольшой, оборудование работало на износ - вновь снизилось качество машин. Конкуренты не дремали: заполучить контроль над фирмой хотели не только немецкие, но и заокеанские концерны. С руководством «Крайслера» Боргвард вроде бы начал переговоры, в бременском испытательном гараже появилась пара заокеанских машин, но после поездки в Детройт Боргвард изрек: «Я же не сумасшедший! Это - семейное предприятие!». Через несколько недель после празднования 70-летия Боргварда, где в присутствии нескольких сотен гостей член бременского сената вручил юбиляру орден, он же сообщил, что долги компании огромны и кредитов она больше не получит. В ту зиму «изабеллы» расходились как нельзя лучше, но тех, кто взялся за Боргварда, это уже не смущало. Все было146 За рулем 12/2003похоже на тщательно подготовленную кампанию: в «Шпигеле» появилась статья под заголовком «Самоучка», многолетние поставщики вдруг стали разворачивать машины с комплектующими прямо у ворот завода, а попытку выпустить облигации, чтобы привлечь сбережения поклонников «Изабеллы», пресек сам Людвиг Эрхард. «Каждую марку, которую вы даете Боргварду можете с тем же успехом выбросить в Везер!» - заявил по радио министр экономики, будущий канцлер ФРГ. О том, что фирма объявлена банкротом, ее хозяин узнал из радионовостей по дороге с работы. Четвертого февраля 1961-го произошла, как выразился один немецкий журналист, «первая в ФРГ добровольная экспроприация» Карл Боргвард передал свое детище сенату Бремена с условием сохранения 23 тысяч рабочих мест. Но у временных управляющих были другие заботы: Йоганес Землер, кстати, еще недавно служивший на БМВ, начал с переделки кабинета и покупки автомобиля для своей секретарши. Нотариусу, который оформлял бумаги, отписали за труды... 650 тысяч марок. Конструкторы и испытатели быстро нашли другую работу. Поставщики тоже не поверили новой власти: с конвейера стали сходить некомплектные машины. Часть отдавали за долги смежникам, другие... скупали про запас фанаты марки. В декабре 1961-го заводы фактически встали. Небольшая группа рабочих в 1962-м собрала вручную еще 23 машины. Одну из них украсили черной лентой со словами: «Ты была слишком хороша для этого мира», а последнюю праворульную (остались лишь такие комплектующие) «Изабеллу» купила одна дама из Нюрнберга. Самые последние 140 машин собрал из запчастей некий Вальтер Штуль в 1964-1967 гг. Но Карл Боргвард этого уже не узнал - он умер 28 июля 1963-го. Через два года его коммерческая репутация была восстановлена - несмотря на аппетиты «спасателей», все долги удалось погасить. Улица, где расположен завод и некогда делали «изабеллы», называется нынче Мерседесштрассе, в цехах собирают «мерседесы», SL и SLK. На улице Боргварда - текстильная фабрика, неподалеку отделение БМВ. «Изабеллу» здесь можно встретить очень редко. Из 202 тысяч выпущенных машин какието сохранились, но те, что в хорошем состоянии, владельцы берегут. Раритеты нынче в цене, им не место на окраине Бремена. •