126
127
ПЛаНЫ На завтраНОВЫЕ СОБСТВЕННИКИ. ЧТО МЕНЯЕТСЯНА ГАЗЕ ВСЕ СПОКОЙНОИГОРЬ МОРЖАРЕТТОКак-то незаметно получилось, что с тех пор, как «Волга» перестала быть у нас символом престижа, вроде бы отошел в тень и Горьковский автозавод, где собирают этот автомобиль. Впрочем, несколько раз в году вдруг о нем вспоминают, причем в последнее время все чаще. В нынешнем, к примеру, поводов для этого было предостаточно: запустили в серию обновленную, бесшкворневую «Волгу», потом рестайлинговую «Газель», на Московском автосалоне показали несколько новинок... Об этом писали газеты, рассказывали телевидение и радио, чтобы через пару дней вообще забыть о заводе. До следующего салона или громкого повода. А ведь там, за многокилометровым забором в Нижнем, чтото да происходит! Мы отправились за ворота проходной, украшенной бессмертным лозунгом «Качеству продукции - рабочую гарантию!»...ПО ПЛАНУ - ПОДВИГ Управление конструкторских работ размещается в одном из зданий, построенных больше полувека назад. Первое впечатление - время тут застыло: стены покрашены какой-то казарменной краской, многие специалисты по-прежнему склоняются над кульманами (казалось, молодые даже слов таких знать не будут!) ... И все же в старом здании, без сомнения, жизнь не прекращалась. В последние годы на научно-исследовательские и конструкторские работы здесь124 За рулем 12/2003выделяли немалые средства: 338 млн. руб. в прошлом году, свыше 400 млн. - в этом. И что удивительно - все запланированное сделали. И на будущий год снова планов громадье. - С января в серию пойдет ГАЗ31105, - рассказывает и. о. главного конструктора легковых автомобилей Борис Кундыш. - Его отличают новые облицовка радиатора, бамперы, крылья и капот, новые светотехника, ручки и замки дверей фирмы «Брано» (Чехия), а еще рулевая колонка, подрулевые переключатели и само рулевое колесо. Выключатель зажигания - от ГАЗ-3111 переместился вверх на 45° (нас всегда критиковали: ключ в случае аварии может травмировать ногу). В салоне - новые сиденья с менее жесткой подушкой, у спинок появились боковые элементы. Будут продолжены работы и по вседорожнику ГАЗ-3106, который очень тепло приняли на Московском автосалоне. Надеемся, что в будущем году доведем его до промышленного производства. Полон энтузиазма и его коллега Олег Филимонов, главный конструктор грузовых автомобилей. - Только что прошла большая модернизация семейства «Газель», теперь дошла очередь до других. Со следующего года автобусы ГАЗ-37025 будут оснащать АБС фирмы «Бош», а двигатель ГАЗ-560 станет соответствовать нормам Евро III (бензиновые - Евро II). Не забыты большие грузовики - идет работа над городским среднетоннажным «Валдаем». Его планируют поставить на производство к концу 2004 года. Полагают, что спрос на него будет в пределах 20 тыс. в год. Но есть и другие новости. Развивается собственное производство запасных частей и одновременно налаживается сеть их цивилизованного сбыта. С переменным успехом (но постоянно!) идет борьба с «пиратами» - теми, кто занимается изготовлением самодельных модификаций автобусов на базе грузовиков ГАЗа. И, самое главное, предприятие второй год работает с прибылью, а средняя зарплата рабочих выросла до 7 тыс. руб. - Конечно, нельзя сказать, что все идет гладко, - считает генеральный директор Алексей Баренцев. - Техническое перевооружение - дело в общем-то не сложное - были бы деньги, а вот изменить мышление людей, которые привыкли просто приходить на работу, не задумываясь о ее смысле, назначении - куда сложнее. Не бывает такого, чтобы пришел добрый дядя, назначил всем высокую зарплату, и тут же сама по себе появилась качественная продукция. Создать по-настоящему хороший автомобиль - сложнейший процесс. Здесь мы только в начале пути. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Многие наши люди старшего и среднего возраста помнят знаменитое буквосочетание НОТ. Лет 20-30 назад всем нам уши прожужжали: научная организация труда, научная организация труда... Диссертации на эту тему даже не писали, а пекли, художественные фильмы пытались снимать. Только все это забыто. Может, к сожалению, поскольку в мире научную организацию труда ни- НОВЫЕ СОБСТВЕННИКИ.ЧТО МЕНЯЕТСЯат•is*кто не отменял. На ГАЗе с весны снова пытаются взять на вооружение передовую технологию организации производства. В качестве консультантов пригласили специалистов американской компании Yomo Consulting, имеющих опыт подобной работы более чем в 100 фирмах всего мира, в том числе ив «Тойоте». Для начала выбрали эталонный участок - им стал конвейер сборки кабин ГАЗ-3302 в сборочном цехе № 3 производства грузовых автомобилей. С марта американцы пристально наблюдали за его работой, а потом стали вносить изменения, поначалу незначительные. Например, рабочий, который устанавливает замки дверей кабины, использует для этого более двадцати деталей, лежащих на двух столах и тележке. За время операции он четыре раза должен проходить туда-сюда и дважды наклоняется. Сейчас последовательность операций изменена, рабочее место переоборудовано, а детали уложены в одну ячейку специального ящика. В результате за полгода производительность труда в смену выросла с 98 до 116 кабин (при той же численности работников), а количество кабин, принятых в ОТК с первого предъявления, увеличилось с3 до 60%! К середине будущего года, согласно контракту, объем производства на эталонном участке составит 140 кабин в смену, приемка продукции с первого предъявления возрастет до 75%, будут исключены простои конвейера. .. А если так по всему заводу? ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ Сегодня любой автосборочный завод это верхушка огромного айсберга. Тот же ГАЗ (завод - чистейшей воды продукт советской экономики, здесь есть все от литейки до производства инструментов) 75% комплектующих получает извне - от 1500 поставщиков. Изделия их увы! - не всегда вписываются в рамки требований ISO, а то и вовсе никаким нормам не соответствуют. Примерно раз в месяц руководители завода собирают поставщиков. Совершенно случайно пришлось на одном таком «производственном совещании» присутствовать. Честно говоря, чувствовал себя там крайне неуютно. Директор торгово-закупочной компании ГАЗа Геннадий Буфалов сразу обозначил ориентиры: «Наш завод - не помойка, и мы не дадим сливать сюда негожие отходы! Если кто этого не понял - будем расставаться. Немедленно!» И дальше прошел вдоль выложенных у стола президиума бракованных деталей, тыкая в ту или иную. Болты от завода «Красная Этна», которые можно выбросить через несколько дней после установки; стеклоподъемники из Павлова, что не поднимают стекол; зеркала заднего вида с трещинами из Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Там же никуда не годные хомуты из Батайска и Нижнего, растрескавшиеся шланги («Резинотехника» из Саранска), неработающие блоки реле (тот же Нижний), тормозные трубки без резьбы у штуцера, некондиционный прокат («Северсталь»)... Седые дядьки директора заводов, как провинившиеся школьники, вставали с мест, пытаясь объяснить причины брака, и обещали исправиться в кратчайшие фоки... - Мы просто вынуждены вести себя так агрессивно по отношению к поставщикам, - как бы извиняясь, объясняла потом директор по качеству ГАЗа Светлана Шидловская. - Иначе нас просто с рынка сметут. «Агрессия», кстати, дает свои плоды - количество рекламацийв 2002 году по сравнению с 2001-м снизилось в два раза, а за девять месяцев этого - еще на четверть. Несколько раз приходилось идти и на крайние меры менять поставщиков. Например, было много рекламаций по датчикам расхода воздуха из Арзамаса. Нашли другого поставщика в Калуге; там конструкцию детально переработали, и фазу количество рекламаций снизилось - со 186 в месяц (в феднем) в 2002 году до 12 в этом, а за последние месяцы и вовсе ни одного отказа не было. Мы находимся в очень жестких условиях и другого пути у нас просто нет. .. .Три года назад на ГАЗ пришли новые собственники - «Базовый элемент». По признанию его руководителей, два года ушло на расчистку авгиевых конюшен. За первый удалось избавиться от бартерных и вексельных схем, за второй - стабилизировать производство. Только на третий год, сменив две команды менеджеров, перешли к реструктуризации производства, сумели модернизировать автомобили семейств «Волга» и «Газель», повысить качество сборки. Теперь главная задача, по мнению А. Баренцева и его команды, - изменить отрицательный имидж автомобилей ГАЗ, который сложился за годы экономического спада в стране. «Если мы не сможем этого сделать - потребитель просто проголосует рублем за импортную продукцию», уверена С. Шидловская. Сегодня эту простую истину на ГАЗе, кажется, уже поняли все и взялись чтото менять. Одно уже получается, другое, третье - пока нет, но постоянная, часто невидимая работа идет. Человеку со стороны может показаться, что на заводе все спокойно и ничего не происходит. Это - не так. ПЗа рулем 12/2003 125