ТЕХПОМОЩЬопцияГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯодной ЛЕВОЙСВЛАДИМИР АРБУЗОВпору нет, гидроусилитель рулевого ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ управления - вещь весьма полезВозможность оснастить свою машину ная, но, к сожалению, стоит немастоль полезной опцией появилась у влалых денег. Целесообразность ГУРа дельцев «нив» лет, наверное, десять нана грузовиках сомнений не вызывает - зад. Тогда для этого адаптировали гидбез него на иной машине руль не поверроусилитель известной немецкой фирнуть. Но так ли необходим он на легкомы ZFLS модели 8052. Только цена под вушке? Понятно, что обойтись можно 2000 долларов начисто отбивала желане только без гидроусилителя - всякие ние такого тюнинга. Другое дело - сегодня. Тольяттинкондиционеры-прикуриватели тоже в какой-то мере элементы роскоши. Одская фирма «Рулевые системы» освоила нако сегодня гидроруль встретишь даже производство «нивовского» усилителя на совсем легких иномарках, а вседоза вполне разумную цену. Совместная рожник без него - скорее исключение, разработка «Рулевых систем», ВАЗа и чем правило. Оно и понятно: одно дело ZF получилась почти в четыре раза деслегка пошевеливать рулем на шоссе и шевле зарубежного аналога. (Продуксовсем другое - крутить его от упора до ция сертифицирована для семейства упора на разбитой лесной грунтовке. А «Нива», см. ЗР, 2003, № 11, с. 184). Дело в том, что корпус и крышка рупоскольку «Нива» пусть недорогой, но настоящий вседорожник, гидроусилилевого механизма для «Нивы» отличаются от оригинала ZF8052, поэтому тель ей еще как желателен.немцы их делали чуть ли не штучно. Себестоимость комплекта при таком раскладе, естественно, намного возросла. Наладив же производство этих деталей у себя, но оставив серийные комплектующие немецкими, удалось получить вполне приемлемую цену всего комплекта. Принципиальное отличие нового ГУРа (модель 21.3400012) от устаревшего сегодня ZF8052 - золотниковый распределитель роторного типа (производства ZF) вместо вращающегося золотникового. Аналогичная конструкция с середины 90-х годов успешно работает в модели ZF8070 на многих европейских машинах. Золотниковый роторный распределитель существенно повышает чувствительность рулевого управления, поскольку с ним меньше свободный ход руля. Другая особенность новинки - картер рулевого механизма при установке на «Ниву» практически не требует изменений в самом автомобиле. В перспективе - усилители с электронной системой управления, изменяющей коэффициент усиления в зависимости от скорости автомобиля, и золотники с повышенным усилием в центре (см. рис.). Как устроен и работает штатный рулевой механизм «Нивы», знают, наверное, все. За 33 года существования «классики» он практически не изменился. Чуть подробнее о новинке - рулевом механизме со встроенным гидроусилителем. Его задача - уловить намерение водителя изменить направление движения машины и повернуть колеса на нужный угол. По сути, водителю остается лишь перемещать рулем золотник, а он, направляя поток жидкости от насоса, управляет движением поршня. Поршень, он же рейка, находится в зацеплении с зубчатым сектором на валуУстановочный комплект гидроусилителя руля ГУР 21.3400012 снабжен подробной инструкцией, и монтаж его на автомобиль по силам даже новичку. 0 10 20 30 50 80 120 - 200 • • км/ч км/ч км/ч км/ч км/ч км/ч км/ч км/ч2 02 Момент, Н-м Перспектива. Изменение момента на рулевом колесе (помощь гидроусилителя) для разных скоростей автомобиля (сервотроник).208За рулем 12/2003 ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯНа правахрекламыРуль (и золотник) повернуты вправо: 1 - торсион; 2 - золотник; 3 - винт; 4 - шарики; 5 - гайка-поршень; 6 - сектор; 7 - бачок; 8 - насос; 9 - корпус золотника.Если компоненты рулевого управления на вашей машине от "Кедр", баранку крутить легко. От каждой выбоины шарахаться не будешь, посреди шоссе колесо не потеряешь. Шаровые от "Кедр" покрыты составом "Нильбор" и прошли ультразвуковой контроль, имеют накатную резьбу, не боятся коррозии. Компоненты рулевого управления и подвески для всех автомобилей ВАЗ. Поршневая группа ДВС.сошки и крутит его вправо или влево по мере необходимости. Если усилие гидравлики недостаточно, в работу включатся мышцы водителя - внутри поршня есть резьба, а в ней на шариках вращается винт, связанный через торсион с валом рулевой колонки. Эта же резьба позволяет сохранить управление машиной и при неработающем усилителе. Масло, гонимое поршнем, будет перекачиваться через клапан, минуя насос. Монтаж гидроусилителя на нашу «Ниву» занял несколько часов. В установочном комплекте есть подробнейшая инструкция, точнее, операционная карта с указанием последовательности действий, необходимого инструмента, моментов затяжки крепежа и шаблоновдля разметки нужных отверстий. Приводить ее здесь нет необходимости. Самое трудоемкое - вырезать отверстия в щите передка и доработать сошку-доступно даже новичку. Зато результат! Машина с гидроусилителем преобразилась настолько, что сразу отпали все сомнения в целесообразности этого приобретения. Езда по бездорожью стала уже не борьбой с препятствиями, а забавой. Руль настолько легкий, что в первые минуты движения кажется, что вал оборвался или палец сошки лопнул. Усилитель при этом работает совершенно бесшумно. К хорошему привыкаешь быстро, и теперь после нашей «Нивы» даже переднеприводные ВАЗы кажутся непомерно тяжелыми в управлении, оКомплекты рулевых шарниров для автомобилей ГАЗ. Все виды тросов стояночногоКедрЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕДР" 456320 Россия. Челябинская обл.. г. Миасс. а; я 572 Тел.(35135)42859.42451 e-mail:
[email protected] Торговое представительство ООО "Кедр-Авто" 115404 Москва ул. Липецкая, д. 10. кор.З тел.(095)327-5435 e-maiikedravtoifSmail.ruСРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО РУЛЯМодель ГУР 21.3400012 Винт шариковая гайка с распределителем роторного типа Мах. 21213 Глобоидальный червякдвухгребневый ролик 16.4ТипПередаточное число Полное число оборотов рулевого колеса Усилие на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте, кгс Насос Наибольшее давление. МПаU.5 2,9 3лопастный (ZFLS)3.3 25www.kedr.ruТовар сертифицирован10-За рулем 12/2003 209