150
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬу КаМИНаМУЗЕИ ТольяттиНОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯСЕРГЕИ МИШИНMl, ГАЗ-67, «Виллиса», «Победы». Можно увидеть и менее известные машины: венгерский грузовик «Чепель», немецкий «Бюссинг» времен Второй мировой. Особая гордость музея - автомобили-киноактеры: полуторка - героиня фильма «Утомленные солнцем» и «Студебекер», снимавшийся, говорят, во многих картинах, в том числе «Место встречи изменить нельзя» и «Вор». В длинных рядах военных машин различные версии БТР, БМП, БРДМ, самоходок и танков, включая Т-80. Нашла здесь пристанище техника наших противников в годы Великой ОтечественПервый товарный ВАЗ 2101 Год рождения - 1970-й. Знаменитая «Катюша» на шасси ЗИС-5.ольятти - город молодой, но это не мешает ему иметь уже два автомобильных музея. Не случайно город порой величают автомобильной столицей России. Первый - заводской открыли более четверти века назад: в феврале 1976 года приказ о создании «Музея трудовой славы» (название в духе того времени) подписал первый генеральный ВАЗа Виктор Николаевич Поляков. Экспозиция здесь чем-то напоминает огромный семейный альбом - множество документов разных этапов истории ВАЗа, начиная с первых дней строительства. Ги-ТМУЗЕЙ ОАО «АВТОВАЗ»Тольятти, Южное шоссе, 36* Учебный центр. Часы работы: с 9 до 17. Перерыв с 12 до 12.30. Выходные: суббота и воскресенье.ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОАО «АВТОВАЗ»Тольятти, Южное шоссе, 36* Западная сторона НТЦ ВАЗа. Часы работы: с 9 до 17. Без выходных.гантскии, невиданный до той поры в СССР автозавод, новый город и мало чем похожий на тогдашние советские машины автомобиль... В числе «живых» экспонатов - первый товарный, реализованный через торговую сеть ВАЗ-2101, одна из ранних конвейерных «восьмерок», несерийные, еще ручной сборки «десятка» и «Ока». Неподалеку юбилейные автомобили: миллионный - ВАЗ-2103 выпустили уже в декабре 1973-го, 20миллионным стал ВАЗ-2111 в июне 2001-го. Встречаются и другие редкости, среди них - ВАЗ-21099, на кузове которого фамилии всех 110 тысяч (!) работавших на заводе в июле 1991 года, когда АвтоВАЗ отмечал 25-летие. По соседству две «Нивы» - участницы трансконтинентальных марафонов «Париж-Пекин». Первая прошла этот путь в 1984-м, вторая дважды - в 1994 и 1995-м. Приходится только сожалеть, что некоторые экспериментальные модели - переднеприводный «Чебурашка» (ЗР, 2003, № 3), прототипы «Нивы» - до музея не дожили. Да и часть нынешней коллекции пока в запасниках - экспозиции явно не хватает пространства на территории заводского учебного центра. Второе тольяттинское собрание совсем молодое: «Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» открыли в 2001-м. На площади почти 36 гектаров, помимо автомобилей, бронетанковая техника, пушки, даже ракетные комплексы. Присутствует железнодорожная, сельскохозяйственная и даже космическая тематика - всего 450 единиц (!), и некоторые еще ждут реставрации. Поклонники автомобильной старины наверняка задержатся возле легендарного «Захара» - ЗИС-5, «эмки» ГАЗ-нои: например, чешская «Прага» с крестами вермахта на бортах. В первую очередь музея (территория около 20 га) посетителям без экскурсовода вход не разрешен - идет строительство, главный объект которого - новое просторное здание. В планах - моторизованные (как некогда на ВДНХ) экскурсии по территории музея, для чего будут подготовлены автопоезда на базе «Нивы». Часть экспонатов уйдет под крыши. А еще тут намечено построить картодром, тир и даже парашютную вышку. По замыслу создателей, новый музей автограда должен стать местом семейного отдыха. G148За рулем 12/2003