семинарпоискВнизу - расширитель обычного кольца, вверху цельногнутый с более частыми «сгибами».А это дальняя перспектива четыре «полукольца» вместо двух.азота, концентрация СО, а конструкция колец и поршня определяет во многом содержание углеводородов СН. Работа маслосъемного и компрессионных колец тесно взаимосвязана. Установка, например, чугунного маслосъемного кольца коробчатого типа, как правило, подразумевает, что верхнее компрессионное будет «минутным» (с наклоном рабочей поверхности на одну угловую минуту) или, как еще говорят, скребкового типа. Оно помогает собрать остатки масла, с которыми маслосъемное не справилось. Ныне все больше производителей отдают предпочтение составным маслосъемным кольцам. Они лучше коробчатых прилегают к цилиндру, особенно при перекладках поршня, и обеспечивают более равномерное давление на стенки (см. рис. 1а, б, в и комментарии). Правда, и с ними есть сложности - это форма расширительного пружинного элемента. Очень не-просто обеспечить податливость верхнего и нижнего колец и одновременно необходимое удельное давление на стенку цилиндра (см. рис. 2а, б и комментарии). Иными словами, составное маслосъемное кольцо, по идее, лучше коробчатого, но наличие «вторичных» проблем не позволяет эти преимущества в полной мере реализовать. Замкнутый круг?ВЫХОД ЕСТЬ Чтобы не возникало сомнений, почему малоизвестная российская фирма набралась смелости взяться за проблемы, которыми заняты лучшие мировые производители колец, специалисты «Стирлинг Инжиниринг» напомнили: корни их предприятия и основные наработки уходят в начало шестидесятых, в НИИтракторсельхозмаш. В семидесятые уже были достигнуты серьезные по тем временам успехи, хотя сегодня тот уровень может вызвать лишь добрую улыбку. Но дело не остановиСН, р рт лось. В 90-х годах 500 были международные патенты Вели400 Евро II кобритании, ФРГ, Японии, Франции и небольшое про300 изводство колец для ремонта экс192 200 плуатируемой у138 нас импортной 130 техники. А вот осЕвро III 100 новным, самым 70 свежим наработ0 кам три-пять лет Начало 100 200 300 от роду. Теперь к испытаний Наработка, часы сути. Рис. 3. Содержание углеводородов СН в выхлопе двигателя Усилия российВАЗ-21083 (850 об/мин). ских специалистовЗа рулем 12/2003были направлены на то, чтобы, опираясь на наиболее перспективную схему работы маслосъемного кольца, показанную на рис. 26, заставить деталь работать продолжительно, обеспечивая нормальное, а главное, стабильное во времени давление на стенку. И самое главное (что в конце концов удалось) изготовить расширитель не методом вырубки металла, как делают сегодня все, а последовательными процедурами гибки и плющения. В результате крипостойкость (способность пружинного элемента сохранять свои свойства) в два с половиной раза превысила требования международного стандарта ISO 6627. За пять часов нагретые до 250°С пружинные элементы теряют лишь 10% «упругости» при допустимых по стандарту 25%. На таком расширителе нет острых кромок, снижающих подвижность кольца. И, что примечательно, технология позволяет делать на 30% больше изгибов (см. фото). Знакомясь с результатами множества испытаний, проведенных на ВАЗе, ЗМЗ, в НИЦИАМТ и других организациях, мы выделили в первую очередь две темы. Первая: всерьез рассматривается вопрос о возможности работы одного из отечественных автомобильных двигателей всего на двух кольцах - одном компрессионном и одном маслосъемном, о котором идет речь (пока испытания не завершены и решение не принято, нас просили героев не называть). Вторая: при установке нового маслосъемного кольца на карбюраторный двигатель ВАЗ-21083 (без использования нейтрализатора) содержание СН в его выхлопе приблизилось к норме Евро III (рис. 3). А это уже прорыв! D138