116
117
РЫНОКэкспертизаЦИЛИНДРЫ СЦЕПЛЕНИЯ «ВОЛГИ»ДМИТРИИ ЕРЫГИН. МИХАИЛ колодочкинПРОДЕРЖИТСЯ ГЛАВНЫЙ?личных магазинах Москвы по цене от 110 до 240 руб. Симпатии определились мгновенно: только нижегородское изделие продавалось в «человеческом» виде - упаковка и все такое. Много раз зарекались не покупать «бомжей» - но ведь интересно же... Да и не всякий «волговод» клюнет на красивую коробку... Ладно, начнем. Образцы позируют на фото 1-5. Итак- сколько продержится Главный? ИСПЫТАНИЯ ЗАКОНЧЕНЫ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Первое, что хочется отметить, - полный беспредел в обозначениях. Только нижегородское изделие не вызывает вопросов, остальные же на первый взгляд не отличить друг от друга, да и на второй - тоже. Впрочем, если извлечь газовский цилиндр из коробки, то и он как бы сольется с массой себе подобных. Ну кому придет в голову рассматривать замаскированный значок на фланце изделия из Кинешмы? Это - наш камень в огород изготовителей: сегодня безликий товар выпускать на рынок нельзя. Изделия подобного рода ведут свою родословную от 408-го «Москвича» такие цилиндры по сей день лежат на прилавках. Более того, они внешне очень похожи на «волговские». Тех, кого интересуют детали, отсылаем к рис. 2, на котором приведены фрагменты четырех разновидностей внешне похожих, но совершенно разных изделий. Заодно взгляните на последнее фото:аявленныи производ!ительочешь придраться к экспертизе задай вопрос: а почему, мол, не провели ресурсные испытания? Наверняка попадешь в точку, потому что это удается далеко не всегда: очень долго, весьма дорого, ну и все такое... Однако бывают исключения - некоторые изделия отдуваются по полной программе. В частности, такая участь недавно постигла главные цилиндры сцепления «Волги» - им пришлось «отжаться» в лаборатории НАМИ аж четверть миллиона раз! Десять Главных - по две штуки каждого типа - были приобретены в раз-ХНАША СПРАВКА НЮАНСЫ ИСПЫТАНИЙ Работы проводили на стенде СГППЧц, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97 Для ресурсных испытаний изготовили установку. позволявшую испытывать пять изделий одновременно. Давление в цилиндрах поддерживалось на уровне 60+5 кгс/смг. Ход толкателей каждого цилиндра составлял 18 мм, что соответствует ходу педали сцепления 145 мм. Частота работы 0,5 Гц (одно срабатывание за две секунды). Общее количество циклов - 250 000. После ресурсных испытаний проверили герметичность всех цилиндров. Для этого в их рабочих полостях создали давление 60±5 кгс/см2 и поддерживали его в течение двух минут. Утечки жидкости фиксировали контрольным манометром по падению давления.гайку с таким выступом устанавливали на цилиндры для древних «двадцатьчетверок» - на более молодых «волгах» ничего подобного нет. Покупать такую деталь не стоит, хотя при желании гайку можно и переставить. Что касается итогов... В целом - все прекрасно: замечаний по ресурсным испытаниям нет, что как бы подтверждает легенды о неубиваемости «Волги». Хотя можно и придраться - у изделий № 3-5 наблюдалась течь «тормозухи». «Волгаря» протечками не испугаешь, но по современным меркам это уже неприлично. Хотя последующий двухминутный тест на герметичность цилиндры и выдержали, подтекать во время работы все равно нехорошо... А еще не понравились обратные клапаны, причем у всех цилиндров сразу! Ну не держат они избыточное давление - и все... Особых проблем это не создает, но опять-таки нехорошо: можно насосать воздуха. Давать советы «волговодам» не будем - они и сами все знают. Напомним лишь, что для нормальной работы цилиндров необходимо скрупулезно придерживаться газовских рекомендаций по части регулировки хода педали. Сказано: от 145 до 160 мм, включая свободный ход - так и делайте! При уменьшенном ходе уплотнительную манжету будет «зажимать» в компенсационном отверстии, что приведет к ее ускоренному износу, а при увеличенном - износ вырастет просто за счет возросшего перемещения. КромеЗаявленный производительГявленный производительОАО «ГАЗ». Нижний Новгород, | Россиянеизвестен«Фенокс», Республика Беларусьр.d 9I Ориентировочная цена - 240 руб. • Единственное изделие, продаваемое в фирменной упаковке - указаны номер детали, адрес изготовителя, применяемость и т. п. Испытания выдержало без замечаний. В целом - лучшее, что есть на рынке. I Ориентировочная цена - 150 руб. Типичное отечественное изделие. Без упаковки, с непонятными опознавательными знаками, неказистое, но отработало без сучка и задоринки, а потому по технике придраться не к чему. I Ориентировочная цена - 110 руб. I Продавалось без бачка - его приобрели отдельно. В ходе ресурсных испытаний обнаружилась течь через резиновый чехол толкателя. Тем не менее цилиндр честио доработал до конца.Оценка:116И ИИИИ (отлично).Оценка:) • (хорошо).Оценка.I Li (хорошо).За рулем 12/2003 ЦИЛИНДРЫ СЦЕПЛЕНИЯ «ВОЛГИ»Рис. 1. Главный цилиндр привода выключения сцеплении «Волги»: 1 - наполнительный бачок; 2 - штуцер: 3 - чехол; 4 - толкатель рабочего цилиндра; 5,7 - манжеты; 6 - поршень; 8 - корпус; 9 - пружина; а - компенсационное отверстие; б - перепускное отверстие.НАША СПРАВКА - КАК ЭТО РАБОТАЕТ Поршень (рис. 1) постоянно отжимается пружиной 9 до упора в шайбу. Между головкой толкателя рабочего цилиндра и сферической впадиной на поршне предусмотрен зазор 0,343,9 мм, обеспечивающий свободный ход педали. При нажатии на нее поршень перемещается и перекрывает компенсационное отверстие а - рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра и через рабочий цилиндр передает усилие на вилку выключения сцепления. Если плавно отпускать педаль, давление в системе падает и вытесненная ранее жидкость возвращается в главный цилиндр. Если же педаль отпускать резко, жидкость не успевает заполнить освобожденное поршнем пространство ив главном цилиндре перед головкой поршня создается разрежение. Жидкость из питательного бачка через перепускное отверстие би отверстие в головке поршня поступает в полость перед головкой поршня, отодвигает пружинную пластину и сжимает кран уплотнительной манжеты 7. В дальнейшем избыточная жидкость через компенсационное отверстие возвращается в бачок. Обратный клапан поддерживает в системе избыточное давление, оно препятствует попаданию воздуха и выбору зазора в соединениях.Рис. 2. Похожие, но разные: а - главный цилиндр привода сцепления, дет. 408-1609010 («Москвич-408»); б - главный цилиндр привода сцепления, дет. 4301-1602290 (ГАЗ моделей 24-10,31029,3110,3102,53 и т. п.); в - главный цилиндр привода сцепления, дет. 24-1602300 (ГАЗ-24); г - главный тормозной цилиндр, дет. 408-3505010 («Москвич-408»).У бачка, купленного для «Фенокса», внутри сеточка (а), у остальных (б) пластик с дырочками.явленный производительОАО «Автоагрегат», Кинешма, Россия•БЗаявленный производительнеизвестен•Выступ на гайке - признак цилиндра для ГАЗ-24! На более поздние «волги» он не годится.того, на ресурс может повлиять несоосность деталей: грубо говоря, если педальный узел кривой, то цилиндр долго не протянет.Н АШИ ПРИОРИТЕТЫ•ЛI Ориентировочная цена - 150 руб. • Без упаковки, с непонятными опознавательными знаками на фланце корпуса, через чехол уплотнителя потекла жидкость. Однако все это не помешало выдержать испытания в полном объеме.I Ориентировочная цена -130 руб. И Еще одно изделие без родословной. В то же время не сильно отличается по виду от коллег, да и параметры те же - хоть и подтекает, но доработало до конца.Оценка:И ИИИР (хорошо).Оценка:Н ИИИС (хорошо).Что ж, за «волговодов» можно порадоваться - даже безымянные изделия, попавшие в наш тест, в принципе не возбраняется ставить под капот. Тем не менее победили нижегородские цилиндры: упаковка есть, а утечек нет. Это радует - именно на эту победу мы и надеялись. Ну как давать советы покупать то, что и описать-то трудно? А ведь второе место заняло как раз такое изделие, закончившее проверку «всухую». Остальная троица хоть и подмочила собственный статус, но ведь не провалилась же... В общем, места с 3-го по 5-е будем считать равноценными.За рулем 12/2003 117