174
175
176
177
автопаркВАЗ 2. isРОГА И КОПЫТАВАЗ-2115Изготовитель: АВТОВАЗ Год выпуска2003 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с февраля 2003ИГОРЬ TEPEMEHKOПробег на момент отчета:15 тыс. кмПредыдущие публикации в журнале: 2003, №8Говорят, лось - зверь безобидный. Особенно во внебрачный период. Может быть, в лесу так и есть. От встречи на шоссе редакционная «пятнашка» не оправилась до сих пор.ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ Каюсь, тем июльским вечером нарушил Правила. Когда в машине зазвонил телефон, решил не останавливаться, а лишь немного сбросил скорость. Возмездие явилось в виде огромного сохатого, внезапно возникшего в свете фар. Дальнейшее напоминало замедленное кино. Что есть силы жму на тормоза, чувствую удар и вижу, как лобовое стекло проваливается в салон. Правой рукой успеваю закрыть лицо, левой судорожно цепляюсь за руль... Очухался от боли в изрезанной осколками кисти. Лося поблизости уже не было. Судя по всему, он пошел своей дорогой, оставив на смятом капоте клочки грубой шер172 За рулем 12/2003сти. Крепок зверь! А еще говорят, в Подмосковье экология плохая. Через пару минут рядом остановился попутный автомобиль. За рулем, фазу видно, настоящий мужик - не испугался ни темноты, ни пустынной дороги. Да и действовал он решительно: перевязал рану, выставил аварийный знак и вызвал гаишников. Те «примчались» через тридцать минут и, достав казенные полиэтиленовые мешки и топор, принялись обшаривать придорожные кусты в поисках потерпевшего. Поняв, что остались без котлет, они взялись за меня. Составление схемы ДТП, перечня повреждений машины и проверка на алкоголь затянулись на два часа. Несмотря на серьезные повреждения, автомобиль остался на ходу, и яс ветерком (поскольку без лобового стекла) домчался до столицы. По дороге заскочил в 81-ю горбольницу - вынуть, наконец, стекло из саднящей конечности. Заспанный хирург хмуро заявил, что после аварии надо было звонить 03, а «самоходами» они не занимаются. Поняв намек, достал двести рублей: хватило и на оказание первой помощи, и на укол от столбняка. Следующие три дня прошли в тревожном ожидании. Если б лесники обнаружили труп, пришлось бы возместить ущерб природе в сумме от 6 до 8 тысяч рублей (см. «Комментарий юриста»). К счастью, никого они не нашли. А быть может, не искали. Пришло время заняться автомобилем. СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ Компания (а у нас, как исправных хозяев, все машины застрахованы) сработала четко. Сверили документы и послали в «Эй Джей Моторс» - «договорный» автосервис на улице Королева. Там встретили с распростертыми объятиями: «Ничего серьезного, восстановим лучше, чем на заводе. О ремонте будем знать только мы и вы. Управимся за неделю». Выдали автомобиль лишь через месяц. Но в каком виде! Весь салон густо усыпан пылью от шпаклевки. Обивка потолка почти сплошь в отпечатках грязных пальцев. Ушлый мастер сразу пояснил: грязь в кабине - не страховой ВАЗ-2115случай, за нее сервису не платят. Выходило, что салон загадили в виде бонуса, бесплатно. Зато на ближайшей мойке чистка обошлась в 3400 рублей. Почти до слез растрогало напутствие быть поосторожнее с электрикой. Последний специалист уволился накануне, и провода к потребителям подключал... приемщик. А с него какой спрос? Если что, просили заезжать без стеснения. Очередным сюрпризом стало новое лобовое стекло - с диоптриями! Жизнь сквозь него виделась комнатой смеха, светофоры казались овальными. Пришлось надавить на страховщиков - так и до очередной выплаты недалеко. Те, подивившись на восточный орнамент по периметру чудо-изделия, дали-таки направление в фирму «Автогласс». Там эксклюзив поменяли на обычный триплекс Борского завода. Действительность обрела привычные очертания. Как оказалось, ненадолго: вскоре обзору начал мешать капот. Стальное полотно отвалилось от усилителя и под напором ветра стало угрожающе задираться. Гарантийное обращение в «Эй Джей» обернулось лишь потерей времени. Здесь в очередной раз не нашлось нужного специалиста. Честь фирмы взялся защищать маляр. Выслушиватьоткровения, не подкрепленные полномочиями, мы не стали, а попросили оценить качество ремонта специалистов независимого центра «Мосэкспертиза». Вопреки ожиданиям, в назначенный день директор автосервиса все-таки отыскался. И прибыл на осмотр не один, а в компании с юристом и собственным экспертом.КОММЕНТАРИИ ЮРИСТАЕсли бы вина водителя в данном ДТП была установлена, за причинение вреда (гибель лося) действительно пришлось бы платить. Доказательством могло послужить, например, вынесенное ГИБДД и вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении. Правда, для возмещения ущерба потребовалось бы не только найти труп животного, но и доказать, что смерть наступила именно в результате данного происшествия. 0 виновности водителя правомерно говорить, только если доказана причинно-следственная связь между его действиями и наглупившим ДТП. Здесь сразу возникает множество вопросов: а мог и должен ли был водитель вообще предполагать, что на данном участке дороги неожиданно появится дикое животное, был ли он предупрежден об этом знаками и еще много таких «мог ли» и «должен ли был». Только получив ответы, можно рассматривать вопрос компенсации вреда. И не факт, что обязанность возместить его легла бы на водителя. Вполне возможно, что ремонтировать автомобиль пришлось бы за счет лесничества.ИРОНИЯ СУДЬБЫ С капотом вышла промашка. Всему виной стал дополнительный запор - хлипкая конструкция, требующая высокой точности монтажа. Выяснилось, что при малейшем перекосе (а кузов, как известно, податлив - дышит на неровностях) запорный конус штыря заедал в ответном отверстии. При открывании применяли силу. Под капот лазили часто - то «Тосола» долить, то масла. В конце концов связующая мастика не выдержала. Винить оставалось лишь себя - зачем согласились смонтировать такое дурацкое устройство. Покончив с капотом, специалист «Мосэкспертизы» приступил к измерению зазоров и проемов. И обнаружил несоответствия ТУ - мелкие, но в большом количестве. Попытки противной стороны свалить все на ВАЗ, выпускающий кривые запчасти, успеха не имели. I СМЕТА НА РЕМОНТ ВАЗ-2115, руб. Ведь мы оценивали качество ремонта, 13175,00 Выполненные работыЗапчасти и материалы Итого: 24 461,25 37 636.25а не уровень отечественного автопрома. К тому же в «Эй Джей Сервисе» не оказалось... сертификата на жестяносварочные работы. То есть отсутствовало официальное подтверждение квалификации персонала и качества оборудования. А без такого документа слова о высоком профессионализме - пустой звук. Дойдет до суда - благими намерениями не отделаешься. Подумав, стороны согласились на компромисс: они красят «наш» капот, а мы забываем про «их» зазоры. Ведь по российским меркам щели не так уж велики - бывают шире... СОВЕТ ОТ «ЗА РУЛЕМ» Выбирая страховую компанию, поинтересуйтесь ее «кругом общения». Хорошо, если там есть известные имена. Солидные автосервисы дорожат добрым именем и работают обычно на совесть. В спорных случаях не лезьте на рожон. Со штатным юристом автосервиса непрофессионалу не справиться. Обратитесь к независимому эксперту. Он поможет договориться с кем угодно. Если понадобится, то ив суде. И главное, соблюдайте Правила! сЗа рулем 12/2003 173Панель с усилителем каждый сам по себе.Лобовое стекло с элементами народного творчества. КЛУБ«АВТОЛЮБИТЕЛЬ»аВТОПарКCITROEN XANTIACJTROE NУПАЛ - ОТЖАЛСЯУ каждой автомобильной фирмы свой конек. Одна славится высоким уровнем безопасности машин, другая - их отточенной управляемостью, третья - экстравагантным дизайном. «Ситроен» обладает уникальной гидропневматической подвеской. Говорят, с ней любая дорога покажется гладкой. Очень ценное для нас качество! Но найти подходящий автомобиль второй свежести оказалось не просто. Ведь «С5» слишком молод для вторичного рынка, а потому дорог; «ВХ» - относительно дешев, но слишком стар. Остановились на «Ксантии». Машина, класса «41-го Москвича», выпускавшаяся в 1993-2000 гг., пожалуй, устраивала нас по всем параметрам.174 За рулем 12/2003ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВНужный экземпляр отыскали не сразу. Дело в том, что российские перегонщики предпочитают брать проверенных «немцев». «Ситроен» - экзотический для России автомобиль, особым спросом пока не пользуется. А нет спроса - нет и предложения. Выручили знакомые литовцы, предложив только что привезенную из Франции «Ксантию» 1999 года вьшуска с двухлитровым бензиновым двигателем. Автомобиль пребывал в состоянии комы: мятая дверь, изуродованный порог. Но главное - поврежденная средняя стойка потянула крышу и пол. Сторговались на семи тысячах долларов, включая стоимость предстоящегоремонта. С учетом таможни выходило $9 тыс. Показалось выгодно, ведь цена новой, судя по обнаруженной в «бардачке» купчей первого владельца, 21 тысяча евро. ТУДА - СЮДА - ОБРАТНО Взглянув на «ситроеновскую» подвеску снизу, вы не обнаружите в ней привычных упругих элементов - рессор, пружин или торсионов. Их заменяют знаменитые сферы - металлические шары, разделенные надвое упругой мембраной. В одну часть закачан сжатый азот. Он и обеспечивает подвеске прогрес- CITROEN XANTIAПринципиальная схема гидропневматической подвески.сивную характеристику. Другая соединена с амортизатором, заполненным высокотекучим минеральным маслом LHM (Liquide Huile Minerale). Гидросистема - общая для всех четырех колес. Помимо этого, она включает в себя гидравлический привод тормозов и усилитель рулевого управления. То есть на всю гидравлику приходится один резервуар и один насос высокого давления. Эта схема открывает большие возможности, и конструкторы «Ситроена» их не упустили. Изменяя, например,положение клапанов и подпор жидкости в амортизаторах, можно регулировать дорожный просвет. Предусмотрено четыре уровня. Если давление минимально, а клапаны открыты, то машина лежит на брюхе. Режим предназначен для длительного хранения. Следующий вариант - основной рабочий. Амортизатор трудится, как в обычном автомобиле. Третий уровень для бездорожья. Клапаны закрыты, давление - выше среднего. Штоки амортизаторов выдвигаются, «задирая» кузовКран управления подвеской имеет четыре положения.Экзотический прибор - указатель температуры масла в двигателе.над дорогой. Ехать жестко, зато нет желания злоупотребить скоростью. И последнее положение - клапаны закрыты при максимальном давлении. Диафрагмы сфер полностью выгнуты в газовую полость. Подвеска «выключена», кузов - на высшей отметке. Ездить так, разумеется, нельзя. Уровень предназначен для смены колес (крутить ручку домкрата, «растягивая» подвеску, уже не нужно. Задача - лишь оторвать колесо от дороги). Добавив к гидравлике электронику, автомобиль заставили держать постоянный дорожный просвет и не крениться в поворотах. Еще одно преимущество схемы реализовали в приводе тормозов. Здесь нет главного цилиндра и усилителя. Они ни к чему - ведь давление в системе создает насос. Вместо них распределительный клапан под тормозной педалью. Дозировать замедление, не прилагая усилий, куда удобнее. Правда, не сразу когда привыкнешь. Интересная деталь: ручник действует на передние колеса. Увы, но в достоинствах «Ситроена» кроются и его недостатки. Главный обилие деталей. Единая гидросистема, например, весьма уязвима: утечка в одном узле тут же сказывается на работе других. А раз так, пришлось принимать меры безопасности. На каждый мост добавили по одной (третьей) сфере в резерв. Точно такую же - запасной энергоаккумулятор - поставили на тормоза. Итого семь штук. Переживет ли, к примеру, диковиная конструкция наши лютые морозы? А вокруг - многочисленные датчики, регуляторы и клапаны. Случись что, за любую деталь придется выложить немалую сумму. Обоснованы ли эти страхи, покажет время. А пока беспокоиться не о чем ведь приобрели мы достойный экземпляр: 135-сильный шестнадцатиклапанный мотор, 15-дюймовые колеса, АБС, климат-контроль, электропакет и подушки безопасности. Все это в почти неизъезженном, первозданном состоянии! Да еще в исполнении «Эксклюзив», что подразумевает элементы роскоши - кожаный руль и вставки под дерево в салоне. МЕДКОМИССИЯ «Ситроен» - оригинал и по части диагностики. Универсальная аппаратура со сменными картриджами здесь не подойдет - таких модулей просто нет в природе. Необходимо специальное, фирменное оборудование. «Многомарочные» сервисы его не держат - нерентабельно. Случись беда - искать помощи надо только в «ситроеновском» центре. Вот и мы, чтобы всесторонне оценить покупЗа рулем 12/2003 175«Эксклюзив» означает кожаный руль и деревянные вставки.