152
153
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИСЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДЕЛО О ФИГОВОМ ЛИСТКЕСЕРГЕИ ВОЛГИНПравил страхования?» нам ответили предложением обратиться в суд. Логика таких «страховщиков» в общем-то понятна - дела в суде рассматриваются долго. И решения (в лучшем случае) клиент дождется не раньше чем через полгода, а то и через год. А к тому времени деньги в принципе можно «прокрутить» не один десяток раз, так что выплаты по решению суда окажутся малозаметными для компании. Это в худшем случае. В лучшем - клиент устанет ждать и согласится на любую сумму... Все это пришлось объяснять Юрию: если пойдем в суд, на быстрое получение денег рассчитывать не приходится. Он оказался человеком принципиальным, а, кроме того, сумма, которую ему предложили получить через полгода, была намного меньше той, что значилась в полисе. К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ! Как обычно, мы начали с того, что написали письменную претензию и снова отправились в «Фигу». Принять претензию у нас отказались и сделали это только после долгих пререканий, хотя никаких доказательств того, что она принята именно «Страховой фигой», а не случайным прохожим на улице, у нас все-таки не было. Так что сразу же после посещения компании мы отправили второй экземпляр претензии заказным письмом с уведомлением о вручении. Ответ не заставил себя долго ждать. По прошествии ровно двух недель эта самая «Фига» сообщила: «для принятия решения о сумме, подлежащей к выплате» просим предоставить «документы, подтверждающие установку дополнительной противоугонной системы со звуковой сигнализацией». О том же, когда будут выплачены деньги ив каком размере, в письме ни слова (между прочим, в соответствии с полисом в случае, если на автомобиле не установлена сигнализация, размер страхового возмещения может быть уменьшен на 20% - не более того). Такой ответ уважаемой страховой компании лишний раз убеждал нас, что никаких выплат в установленный срок она производить не собирается. Скорее всего, как в известной миниатюре Аркадия Райкина - просто тянут время. «Костюм развалился? Но ведь к пуговицам нет претензий!» Так что нам не оставалось другого выхода, как обратиться в суд. И вот, наконец, назначен день судебного заседания. Первое, что сделали ответчики, - заявили ходатайство о передаче дела в суд по месту, где находится их компания. Вроде бы обычная, рутин-В ОЖИДАНИИ ЧУДА нил в компанию, где ему вежливо отвеКогда Юрий Л. прошлым летом обратили, что вообще-то такие дела быстро тился в редакцию, мы поначалу даже не решаются - придется подождать... засомневались в правдивости его слов. «пару-тройку месяцев». Когда и они осКак выяснилось, напрасно. тались позади с тем же результатом, Несколько лет назад Юрий приобрел Юрий обратился в редакцию. автомобиль «Додж» и, естественно, сразу же застраховал его. И не где-нибудь, ВТОРОЕ ПРАВИЛО О. БЕНДЕРА а чуть ли не в самой разрекламированКак я уже сказал, сначала возникли ной в Москве страховой компании. сомнения: так ли все обстояло, как это Свой первый автомобиль «Форд» он топредставил нам Юрий? Но услышав наже страховал там по риску «гражданзвание компании, созвучное с нациоская ответственность». За год страхональным словом «фига», все стало ясно. вых случаев не возникало, но вежлиПо нашим сведениям, Юрий оказался вость и обходительность менеджеров далеко не первым, у кого возникали компании хорошо запомнились, поэтопроблемы с этой страховой компанией. му после покупки второго автомобиля В Интернете есть даже специальный Юрий обратился сюда же. Только тесайт, где общаются обиженные клиенперь автомобиль был застрахован по ты. Поэтому очередное расследование полной программе - от угона, ДТП и на задумали посвятить методам этой славгражданскую ответственность. Цена, ной фирмы, которую в дальнейшем буконечно, немного удивила - за весь падем именовать «Фигой». кет Юрию пришлось заплатить почти Прежде чем писать претензию или 900 долл. Многовато, если учесть, что обращаться в суд, мы решили съездить автомобиль оценили в7 тыс., а гражвместе с Юрием в эту «Национальную данскую ответственность - в 5 тыс. страховую фигу». Конечно, не рассчитыдолл. Но компания-то серьезная, знавали на быстрое и положительное разречит, знают, что делают. Да и люди такие шение конфликта, но почему бы не поприятные... пробовать? К сожалению, диалога вообНо на этот раз случилась беда - автоще не получилось. Непредставившийся мобиль угнали! Сразу же обратился молодой человек сразу дал понять, что в милицию, затем - в страховую компаденег Юрию платить никто не собираетнию. И вот здесь-то началось... Потерся. Во всяком случае, те, которые оговопевшего заверили, что никаких пробрены в полисе. И уже тем более в течелем нет и, как это указано в договоре, ние 20 дней, предусмотренных договов течение 20 дней ему выплатят всю ром. В лучшем случае, в январе-феврале сумму. Прошло три недели, однако ниследующего года... А может, еще позже... каких денег Юрий не получил. Позво- На вопрос «А как же с требованиями152 За рулем 1/2004 СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРГОД ОБЕЗЬЯНЫная процедура, и не все ли равно, где будет проходить процесс... Но как-то очень активно настаивал на этом юрист страховщиков, а наш судья неожиданно заупрямился - в ходатайстве отказал. И тут ответчик тоже удивил: его представитель неожиданно заявил, что «не совсем понимает, зачем мы здесь собрались, ведь наша компания уже давно готова выплатить все, что должна по полису». И даже якобы направили Юрию письмо об этом! Представитель продолжал настаивать: готовы выплатить все причитающееся по договору, без какихлибо оговорок по срокам! В итоге прямо в зале заседаний договорились, что буквально на следующий день соберемся в офисе компании и заключим мировое соглашение, по которому «Фига» выплатит Юрию все, что должна была сделать сразу. Честно говоря, не очень-то верилось в искренность слов представителя. Конечно, нам еще немного помотали нервы - в назначенный день в офисе никто не брал телефонную трубку, у их представителя почему-то оказался выключенным мобильный и т. д. Но, в конце концов, встреча состоялась, и Юрий получил деньги. Правда, почти с полугодовой задержкой... Так закончилось это дело. Каковы его уроки? К сожалению, иногда даже широко рекламируемые компании поступают, мягко говоря, непорядочно отказываются исполнять возложенные на себя обязанности. Предлагают в несколько раз уменьшенную сумму, да и ту «послезавтра», а не соглашаетесь «идите в суд». И ведь многие соглашаются! Куда деваться - чтобы получить свои деньги через суд, потеряешь немало времени, сил и денег, а результат предсказать трудно. Увы - «самым справедливым судом в мире» наш назвать мало кто решится. Не зря же ответчики требовали перенести слушания в суд по месту своей регистрации - видимо, там у них были все основания рассчитывать на «объективность» и «неподкупность» служителей закона. Не удалось? Тогда и решили пойти на мировую. Неизвестно, что за судья попадется, вдруг принципиальный, и тогда, если судиться дальше, сумма убытков может вырасти (туда могут отнести расходы на различные экспертизы, госпошлины, штрафы, убытки истца и еще многое другое). А мировое соглашение есть некий компромисс: вы убираете часть требований, а мы выплачиваем то, что должны. Правда, сразу возникает вопрос: зачем все это? Почему сразу не повести себя порядочно? Несолидно както, господа... •Говорят, что когда-то, очень давно наш предок - некий древний макак - вдруг встал перед кем-то на задние лапки, после чего и вышел в люди. По своей ли воле он туда вышел - дело темное, но родословную всем «гомо сапиенс» подпортил основательно. Однако наступает год Обезьяны, а потому не лишним будет повнимательнее всмотреться в некоторые «сугубо обезьяньи» черты». Для этого совсем не обязательно идти в зоопарк... Пресловутое внешнее сходство дело десятое. Куда интереснее смотрится, например, обезьянье пристрастие к эдаким образцово-показательным «проработкам» - это когда пахан на «партсобрании» стаи лупит неугодного ему соплеменника... Мало того рядовые члены «партии» из зала радостно ему подсобляют, причем не морально, а физически. Эту подпрограмму из нашего подсознания так никто и не стер - бывалый чиновник легко направит гнев им же созданной очереди на какого-нибудь клиента: мол, долго возится. И мы орем на неуклюжего очкарика, который никак не отъедет от бензоколонки, потому что ему, видите ли, недолили бензину или неправильно выдали сдачу... А что делает макак, не пробившийся в паханы, но желающий хоть как-то возвыситься над толпой? Он хватает пустую канистру и начинает лупить по ней всеми свободными конечностями... Что ж, мы переняли и это, но пустым канистрам с некоторых пор предпочитаем сирены, «квакалки» и прочую кричащую муру. Хуже другое братья меньшие, в отличие от нас, умели гасить конфликты с себе подобными именно на этой стадии. Скорчить страшную рожу, проорать илипрошипеть что-то эдакое - это всегда пожалуйста, а вот кровь проливать изза ерунды - что мы, люди, что ли? Так как нам обустроить макаков? У зоологов ответ уже есть. Взяли они как-то из обезьяньей стаи рядового макака и обучили «хорошим манерам»: в частности, вручили хитроумную кормушку с бананами и показали, как в нее лазить. Поумневшего примата вернули к сородичам, однако те и не подумали перенимать стахановский опыт. Мало того, как только гордый собой новатор доставал из кормушки очередной банан, то неизменно подвергался экзекуции и оставался воспитанным, но побитым и голодным. Зато когда на аналогичные курсы забрали косматого пахана, то по возвращении на историческую родину он стал объектом для подражания, а кормушкой быстренько научились пользоваться все. Отсюда любопытный, но печальный вывод: похоже, личным примером соблюдения ПДД на толпу не воздействовать... Нужен высокопоставленный макак «в законе», который первым из всех приматов перестанет пересекать сплошные и на глазах у всей стаи самолично расколотит кокосовым орехом персональную синюю «мигалку»... Где бы его только найти - в мэрии? В МВД? В Думе? Короче говоря, пресловутое недостающее звено между обезьяной и цивилизованным человеком - это как раз мы. И если нам хочется в сторону цивилизации, то придется начать с себя. А Новый год - подходящий для этого момент... Иначе вряд ли обезьяна будет когда-либо гордиться своими потомками. Нами, то есть... • 153