162
163
АВТОКЛУБИСТОРИЯ ЗАЗ-970КОГДА «ЗАПОРОЖЦЫ» БЫЛИ МОЛОДЫМИ...Смотреть на ржавеющие во дворе фургончики было до боли обидно. Столько труда вложили! Тогда-то конструкторы обратились к руководству: может стоит открыть небольшой заводской музей? Никто, конечно, не сказал «нет», но автомобили потихоньку догнивали и вместо музея попали на свалку. А потом время почти стерло и воспоминания о необычной машине даже у тех, кто ее создавал... Конец пятидесятых и шестидесятые годы в истории отечественного автопрома одни из самых ярких: в заводских КБ и НАМИ появлялись самые разные прототипы один другого интересней, а громадье планов постепенно воплощалось в пусках новых предприятий. В центре внимания был запорожский «Коммунар» этот завод начал производство не просто легковых, а самых доступных, претендующих на роль народных, автомобилей. На дешевизне «запорожцев» (кстати, на машинах было написано «Запорожець» - по-украински) настаивал лично Н. С. Хрущев. ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. На только что пущенные заводы обычно стремились попасть люди энергичные, из тех, кто рвется делать чтото совсем новое. Так было в начале тридцатых на ГАЗе, после войны на московском ЗМА, в конце 1960-х на ВАЗе, а десятилетием раньше на «Коммунаре».нужны компактные малотоннажные машины - лишь ЗМА в небольших количествах делал фургончики - «москвичи», а, во-вторых, конструкторы во всем мире продолжали в те годы бредить СЕРГЕИ КАНУННИКОВ немецким «Фольксвагеном». Даже американцы, проектиЗапорожским конструкруя заднемоторный «Шевроторам во главе с бывшим га- ле-Корвэйр», использовали зовцем Юрием Наумовичем германский опыт. Победное Сорочкиным было мало же шествие «Жука» продоллишь одной новой модели - жили удачные грузовички ЗАЗ-966, да и директор, Сери микроавтобусы на его базе гей Александрович Сериков, - «Транспортер-Т1». Такой спал и видел, что завод заяавтомобиль, кстати, был в те вит о себе «во весь голос», годы на ЗАЗе, и с ним, конечкак о самостоятельном мощно, познакомились основаном автопроизводителе. тельно. ...В министерские планы Семейство ЗАЗ-970 вклюгрузовичок ЗАЗ-970 не внечало грузовичок, фургон и сли, но Сорочкин был не пассажирский автомобиль только талантливым конструтеперь бы его назвали миниктором, а еще и организатовэном. Кстати, серийных ром. Директор «Коммунара», аналогов компактной шескак было принято говорить тиместной машине вагонтогда, «изыскал внутренние ной компоновки в мире тогрезервы», и работа над новой да почти не встречалось. По моделью закипела. сути, подобные конструкции Грузовик на базе «Запополучили распространение рожца»? Да! И решение это лишь в последние годы. было не случайным. Во-перПервый образец, прозванвых, стране были позарез ный на заводе «Точило», отлиОдин из первых ЗАЗ-970Т на испытаниях. Характерную подштамповку на боковинах, такую же как на ЗАЗ-966, сделали, чтобы не раздувать воздухозаборники системы охлаждения.16ZЗа рулем 1/2004 ИСТОРИЯ ЗАЗ-970Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья ив районе КаменкиДнепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном «полигоне» было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство. И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке. Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод елееле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке. Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что было дальше, вы уже знаете... С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и мини-вэны. А о «970-м» постепенно забыли. Лишь немногое из накопленного опыта использовали при проектировании... «Нивы». Лев Мурашов, работая уже на ВАЗе и участвуя в создании ее кузова, применил для лонжеронов ВАЗ2121 запорожские наработки. Ну что ж, хорошо хоть это пригодилось... D Редакция благодарит Льва Петровича Мурашова за помощь в подготовке материала. За рулем 1/2004 163Еще в 1965-м на заводе надеялись, что грузовой «Запорожец», хотя бы фургон ЗАЗ970Б, встанет на конвейер. Шестиместный ЗАЗ-970В 1962 года - предок современных мини-вэнов. груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учетом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965. Но вот V-образная форма двигателя для вагончика не подходила. У «Фольксвагена» оппозитный агрегат весь умещался под полом, а в «Запорожце» мотор выступал «горбом» в кузов. Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин - в прошлом конструктор-кузовщик.чался коротким «капотом» и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание. Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав. Предельно функциональный дизайн ЗАЗ-970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Еще работаяна ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444» прототипа ЗАЗ-965. Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально «накатали» соседи с «Запорожстали». Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял