198
199
200
СПОРТКАМАЗ ДЛЯ РАЛЛИ РЕЙДОВ>^ ^^ . ^^ ^^ _ ^J^m^W ^r WWW^I T! ГГ-1гIIАНДРЕЙ СИДОРОВ ФОЦ ) : ГЕОРГИИ САДКОВ198 :*: КАМАЗ ДЛЯ РАЛЛИ РЕЙДОВыиграть супермарафон «Париж Дакар» в автоспорте столь же престижно, как завоевать «золото» на Олимпийских играх. Победителей знает весь мир. Спортсменов - в лицо, машины - по силуэту и фирменной боевой раскраске. К сожалению, видеть гонку воочию могут лишь избранные вечно воюющие африканские племена да те, кто каким-то образом оказался причастен к каравану гонки. Остальной мир каждый год в начале января припадает к экранам телевизоров. Увы, России, похоже, не нужно знать своих героев. Максимум, что удавалось увидеть за последнее время - парутройку десятисекундных сюжетов, нарезанных из тех, что дает в эфир французская телекомпания. КамАЗов в этих обрывках, как правило, нет - зачем рекламировать чужаков? А между тем уже который год команда «КамАЗ-мастер» уверенно лидирует в марафоне.Но большой спорт - большие деньги, а их в конечном счете создает интрига, непредсказуемость и острота борьбы. Чтобы хоть как-то стреножить камского мустанга, джентльмены по ходу дела вводят новые правила и норовят сделать это в последний момент. За три месяца до старта Дакара-2002 предписали перенести двигатель из середины рамы под кабину (читай - сделать новый автомобиль). Не помогло см. ЗР, 2002, N- 5, «Одинокий волк «Дакара». В 2003-м понадеялись на чудовищную мощь грузовиков ДАФ отца и сына Де Роев - опять мимо подиума! К нынешней гонке организаторы потребовали подтвердить серийность выпуском пятнадцати «камазов» - аналогов спортивного грузовика и провести их омологацию. Это в соответствии с новым регламентом должно стать допуском «боевых» к очередному трансафриканскому ралли. Очевидно, что эти ухищрения преследуют единственную цель - потеснить фаворитов ралли - российских и чешских гонщиков и таким образом протолкнуть в лидеры кого-нибудь из западных экипажей. Не мытьем, так катаньем! А к следующему марафону уже готовятся мероприятия по удушению двигателей - ограничительные шайбы на входе воздуха в турбокомпрессор. Дело в том, что ведущие западные производители уже много лет строят двигатели для кольцевых гонок грузовиков ис такими ограничениями хорошо знакомы. Шайба диаметром 74 мм, если компрессор один, или две шайбы по 51 мм, если два нагнетателя - для них дело привычное. Даже с ними кольцевые моторы развивают под тысячу «лошадей». Наши же, пусть форсированные, но все же серийные, выдают «только» 850. Но марафон не «кольцо» здесь и надежность ценится не меньше мощности. Забегая вперед, скажем, что на эти «происки империализма» КамАЗу есть чем ответить. Впускные патрубки компрессоров можно, например, сделать в виде сопла Лаваля, а шайбы разместить заподлицо в критическом сечении. Тогда вреда от них практически не будет. Или подвеска. Теория утверждает, что для автомобиля повышенной проходимости нужна податливая на кручение рама. С ней вероятность диагонального вывешивания колес минимальна. Но такая податливость на высоких скоростях идет во вред управляемости, рассогласовывая работу подвески - машина начинает рыскать. У спортивного КамАЗа рама очень жесткая, а с рельефом трассы борются только рессоры и гидропневмостойки с встроенными амортизаторами - очень удачная, к слову, конструкция. ...Итак, комиссии представлены пятнадцать новеньких КамАЗ-4911 EXTREME, мало чем отличающихся от известных всему миру победителей ралли-рейдов. Что стоило это заводу - отдельный разговор, зато сегодня, пусть недешево, но эту машину молено купить!Перед нами серийный грузовик быстрого реагирования.О том, как устроены его спортивные собратья, мы рассказывали в ЗР, 2000, № 5 и 2002, № 5.Там есть и технические характеристики. Сегодня несколько слов о «ширпотребе». Основных отличий не так уж много - чуть менее форсированный двигатель, нижнекамские шины вместо «Мишлена», стальные, а не легкосплавные колеса, «гражданские» сиденья да обычные топливные баки вместо алюминиевых. Остальные мелочи, необходимые в гонке, но бесполезные в повседневной жизни - не в счет. Ну зачем, например, отслеживать температуру гидропневматических стоек подвески при темпе движения, доступном простому смертному? Поверьте, задолго до того как она приблизится к критической, водитель, да и пассажиры запросят пощады. Три года назад мне довелось покататься за рулем подобного КамАЗа по заснеженному полю (см. ЗР, 2000, № 5). Отдав семь лет жизни гонкам на багги, я считал, что дискомфорт от езды по пересеченной местности мне в общемто привычен. Но когда победитель Дакаров Владимир Чагин прокатил меня250 тысяч? Надо брать!Серийный «Экстрим» почти не отличается от «боевого».BV*КВШШ?-xu——|Э* ру.юм 1/2004 199 СПОРТКАМАЗ ДЛЯ РАЛЛИ-РЕЙДОВ 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯКамАЗ-4911 EXTREME\•летZ»— лч 1 " "* "Ч• Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота База, м Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Полная масса, кг Максимальная" скорость, км/ч • Двигатель 7300 2500 3590 4200 9400 5500 16 000 165 73846, дизельный, с турбонаддувом и интеркулером-Фиксация кабины «Экстрима» - резьбовыми пальцами.Вспомогательное оборудование «Экстрима» проверено ралли-рейдами.по разбитой лесной грунтовке, понял, что заблуждался. О том, что испытывает за рулем гонщик, можно только догадываться, но на месте штурмана не только разговаривать боязно (язык прикусишь!) - видеть дорогу не так-то просто. На скорости за сотню машина, кажется, летит над дорогой, приземляясь лишь для того, чтобы откорректировать курс ив очередной раз оттолкнуться для прыжка. Полет проходит на высоте в среднем полтора метра, а очередное касание земли метров через двадцать. Слева - телеграфные столбы, справа - деревья, но поле зрения сужается почти до ширины дороги, а глаза выискивают ближайшую кочку, перед которой надо успеть сгруппироваться и напрячь шею, чтобы не слишком больно стукнуться шлемом о подголовник сиденья.Не случайно за один «Дакар» они худеют на восемь-десять килограммов. Вот и получается, что реальная «максималка» на бездорожье ограничена не мощностью двигателя или прочностью автомобиля, а прежде всего живучестью экипажа, его способностью переносить перегрузки, сохраняя работоспособность, и физической подготовкой. Иными словами, серийный «Экстрим» с лихвой перекроет запросы самого взыскательного покупателя. Цена машины - под стать возможностям 250 тыс. долл. Много это или мало - зависит от состоятельности покупателя и цели покупки. Спецслужбы, например, уже заказали несколько штук для своих тайных нужд. Присматривается и МЧС. С другой стороны - альтернативы-то нет. Ну какой еще грузовик сравнится с «Экстримом» в скорости, прохоУдается, прямо скажем, не всегда. димости, живучести и надежности? ДаА в наушниках между тем спокойный же легендарный «Хаммер-Н1» ценой голос пилота, комментирующего ход под 150 тысяч против КамАЗа - детская «гонки» и приемы прохождения того страшилка. И везет-то всего ничего, или иного ухаба. В общем, уже через деи едет только по ровному бездорожью, сять километров подобной езды чувстзато килограмм его американского вевуешь себя помятым мешком с костяса обойдется чуть ли не в полтора раза ми. Каково же экипажу ехать в таком дороже. А уж во что влетит эксплуататемпе по тысяче километров кряду? ция - одному Богу известно. Наш жеРасположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия Сцепление Коробка передачV8 3217.24 538/730 2500 2700 1300-1400fichtel und Sachs однодисковое,сухое ZF механическая 8-ступенчатая, синхронизированная SteyTVG2000/300 2-ступенчатаяРаздаточная коробка • Ходовая часть Подвеска: передняязадняя Размер стандартные шинзависимая на продольных полуаллиптических рессорах, с гидропневматическими стойками со встроенными клапанами амортизаторов то же, с продольной реактивной штангой 425/85R21«Экстрим» - серийный, то есть с ремонтом и обслуживанием машины особых проблем не предвидится, все много раз проверено гонками. Когда выйдет в свет этот номер журнала, почти такие же КамАЗы будут штурмовать очередной «Дакар». Пусть им сопутствует удача.KAMAZ\ Wv W\ AIHAZС 14.111 Ill.INUM.irR.llllHi>S1A"•»www kamaimaster.com www.Kamaz.n6t • I trai[тИЯHaidex m:vt;.flWABCO200За рулем Ш004