112
113
ТЕХНИКАКЛИМАТ В АВТОМОБИЛЕНЕТ плохой ПОГОДЫЧеловек всегда старался оградить себя от непогоды. В лютые морозы грелся у костра, находил спасение и от изнуряющей жары, но управлять климатом люди так и не научились. Зато современная техника дает возможность создать комфортные условия не только в доме и офисе, но ив автомобиле. ОТ ПЕЧКИ Еще недавно, а на некоторых автомобилях и поныне отопитель был единственным устройством, улучшающим погоду в салоне. Пар, конечно, костей не ломит, но жара иногда не лучше холода. Кондиционеры уже многим привычны. Тем не менее задержимся на простой установке, чтобы проще было разбираться со сложными. По конструкции система охлаждения или кондиционирования (рис. 1) напоминает отопительную. Два теплообменника - первый (обычно его называют конденсатором или конденсором), находящийся перед основным радиатором, второй (испаритель), стоящий в салоне, - соединены трубками. Компрессор, приводимый ремнем от коленвала, сжимает парообразный хладагент (рабочий газ) и подает его в конденсор, где газ охлаждается и переходит в жидкое состояние. Далее хладагент поступает в испаритель, где забирает тепло из воздуха, превращаясь в пар. Водитель может отрегулировать температуру, повернув одну из ручек на панели приборов. Ею он меняет положение заслонки, которая перераспределяет поток воздуха: основная часть идет через испаритель кондиционера, а некоторое количество - через отопитель. Таким образом, теплые и холодные потоки перемешиваются, и из сопел дует не ледяной ветер, а прохладный бриз. Поворотом соседней ручки можно изменить направление потока, например, чтобы удалить непрозрачную водяную пленку с ветрового стекла. Моторчики приведут в движение заслонки, которые направят воздух по нужному каналу. Увы, простенькие кондиционеры вместе с прохладой могут «подарить» серьезную простуду. Поэтому им на смену приходят более «интеллигентные» устройства.МАКСИМ САЧКОВМЯГКИЙ КЛИМАТ Водителю достаточно задать желаемую температуру, а дальше все сделает электроника. «Думающие» системы лишены минусов, присущих несовершенным кондиционерам. Они, например, медленно остужают салон, оберегая водителя и пассажиров от резких перепадов температур. Управляет климатом электронный блок. Он опрашивает датчики, установленные в салоне и снаружи, и, зная заданную температуру, отдает командыРис. 2. Распределение горячего и холодного воздуха в климатической установке с двумя зонами регулировки: 1 - воздушные заслонки; 2 - радиатор отопителя; 3 - испаритель кондиционера. Панель управления климатической установкой «Ауди-А8».Рис. 1. Устройство простейшего кондиционера: 1 - радиатор кондиционера; 2 - электрическая муфта компрессора; 3 - датчик давления; 4 - блок управления двигателем; 5 - выключатель кондиционера; 6 - испаритель; 7 - температурный выключатель; 8 - термодатчик. 112 За рулем 1/2004 КЛИМАТ В АВТОМОБИЛЕко количество молекул воды в воздухе превышает допустимое, система мгновенно переводит поток на стекла, не давая им запотеть. На богато оснащенных машинах воздуховоды проникли даже в сиденья. Стоит нажать кнопку вентиляции или обогрева кресел - и воздух, пробиваясь через пенный наполнитель и пористую кожаную обивку, приятно обхаживает спину и то, что ниже нее. В НАГРУЗКУ У самых современных климатических установок немало дополнительных возможностей - например, предварительный прогрев салона. Достаточно заложить в компьютер желаемую температуру и завести таймер - устройство, проконтролировав емкость аккумуляторной батареи и резерв топлива в баке, в нужное время включит подогреватель. На дизельных версиях его обычно устанавливают «в базе», для моделей с бензиновыми моторами за дополнительную плату. Электронасос будет «гонять» жидкость по малому кругу - от подогревателя к отопителю салона - до тех пор, пока температура не достигнет 30°С. По команде управляющего блока включается вентилятор и приоткрывается термостат - параллельно с салоном начинает прогреваться двигатель.Рис. 3. Распределение воздушных потоков в автомобиле «Лянча-Тезис».Чтобы попусту не тратить топливо и не засорять воздух, на кратковременных остановках пользуются стояночным отоплением. Пока двигатель не остыл, циркулирующая через печку жидУправлять климат-контролем можно и через меню бортового компьютера. кость будет отдавать тепло в салон. Копературу, здесь гораздо больше, как гда «температурный резерв» истощитисполнительным механизмам воздушных заслонок. Последние перекрывают и исполнительных механизмов - заслося, в работу вступит электрический понужные воздуховоды, четко дозируя хонок и шаговых электромоторов для их догреватель. Любопытно, что жаркое солнце окалодные и горячие потоки. При необхопривода. Задние пассажиры тоже не обделены зывается полезным для... дополнидимости система изменяет не только температуру, но и скорость вентилятовниманием, особенно в автомобилях тельного охлаждения и вентиляции сара. Компьютер постоянно анализирует представительского класса (рис. 3). лона. На некоторых автомобилях полученные данные и корректирует раИменно для важных особ - обитателей в люк встраивают солнечные батареи, кожаных диванов и придумали климакоторые вырабатывают энергию для боту системы. тические установки с четырьмя зонами вентиляторов, размещенных в потолрегулировки. Естественно, для этого ке. Они - дополнительные, поскольку ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход Пожалуй, самыми совершенными на требуются дополнительные датчики и их эффективность все-таки ниже, чем сегодня являются климатические устаисполнительные элементы, а на центу основного. новки с раздельными регулировками. ральной консоли у заднего сиденья -инКак быстро меняется автомобиль, Допустим, за рулем сидит теплолюбидивидуальная панель управления. а вместе с ним и наше представление вый человек, для которого температура У некоторых моделей в сопла воздуо комфорте! Давно ли за счастье считаниже 20°С абсолютно некомфортна, ховодов, подведенных к ногам задних ли хорошо работающую «печку», а приа рядом - его «теплокровная» противопассажиров, встроены электроспирали. митивные по сегодняшним меркам положность. Конструкторы позаботиОни подогревают воздух, пока эффеккондиционеры казались верхом росколись об обоих: устройство каналов тивно не заработает центральная сисши. Теперь мы без труда делаем погоду и воздушных заслонок позволяет устатема отопления. по собственному вкусу. Правда, только навливать разную погоду в левой и праОбычно помимо температурных на в замкнутых пространствах. Но это вой половинах салона (рис. 2). автомобили с индивидуальными зонаи к лучшему: революционные воздейстУправляет такими системами электми регулировки устанавливают датчивия на природу, как известно, даром D роника. Датчиков, фиксирующих темки, фиксирующие влажность. Как тольне проходят.За рулем 1/2004 113