164
165
166
167
АВТОКЛУБВНЕДОРОЖНЫЙ тюнинг «нивы»охотный РЕЙДНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВНИКОЛАЙ МПРЛПЯНРЯ (ППТП- ДЛЕКСДНЛР KVflhHFRто ни говори, а «Нива» в России вседорожник номер один. Отличная проходимость, достаточный комфорт, приемлемые ресурс и надежность - что еще надо любителю рыбалки, охоты или жителю далекой от асфальта глубинки? «Тойота», «гелендевагены» и прочие «ленд-роверы», может, в чем-то и лучше, только цена их многократно превосходит самые смелые фантазии большинства соотечественников. А потому старая добрая «НиЧва» еще долго будет у нас самой популярной. Да ив трофи и ралли-рейдах гонках по бездорожью - она частенько утирает нос породистым иноджипам. Но «Нива», конечно, не рядовая, а прошедшая серьезную подготовку. Гонки гонками, а сделать свою «Ниву» еще более надежной и проходимой желает, наверное, любой приверженец путешествий по настоящему бездорожью. Опыт спортсменов здесь как нельзя кстати.. #Изящество и комфорт принесены в жертву функциональности.ТЯГОВЫЙ БАЛАНСПовысить проходимость автомобиля легче всего улучшением его геометрических показателей: дорожного просвета, переднего и заднего свесов, радиусов продольной и поперечной проходимости. На первый взгляд, просто поставил огромные колеса и разом решил все проблемы. Но потом выясняется, что машина стала вялой и не может без разгона одолеть давно знакомый крутой холм. Причина - уменьшилась сила тяги на колесах. Теперь придется увеличивать передаточное число трансмиссии или максимальный кру164 За рулем 1/2004 тящий момент двигателя. А может, и то, и другое. Как ни странно, проще поработать с двигателем. Форсировка «жигулевских» моторов давно перестала быть секретом избранных и избавилась от налета шаманства. Самый эффективный путь - замена стандартного распредвала другим, с более широкими фазами газораспределения. За характерный профиль кулачков их называют горбатыми. Для бездорожья выбирают низовые валы, не только увеличивающие крутящий момент, но и смещающие его в зону низких оборотов. Признанный лидер в производстве чудо-валов - уфимская фирма «Мастер-Мотор». Самые распространенные и потому омологированные к ралли-рейдам в национальном классе двигатели - вазовские 1600, 1700 и 1800 смз. Последний - самый мощный, для езды на рыбалку и охоту ему просто нет равных. Кроме того, эти моторы доступны и просты в ремонте, не то что распиленный-расточенный 1,9-литровый с ходом 86 и поршнями на 84 мм. Хороший ресурс ценится не меньше - со слабым мотором в гонке теряются секунды, а с поломкой-часы...Дальнейшая доводка двигателя связана с характером трассы. Если сплошь болото, приходится ставить шноркель трубу, подающую воздух в двигатель с уровня крыши. И даже если воды всего-то по пояс - обязательно герметизируют систему зажигания, выводят на панель приборов тумблеры электровентиляторов радиатора охлаждения. Ставят пару, чтобы охватить всю площадь радиатора и не вскипятить мотор. Следующий шаг к улучшению охлаждения - водяной насос с шестилопастной крыльчаткой от ВАЗ-2121. Стандартные радиаторы служат вполне норЗа рулем 1/2004 165 АВТОКЛУБВНЕДОРОЖНЫЙ тюнинг «нивы»мально, охотникам-рыболовам другие не нужны, но гонщики предпочитают медные оренбургские, с большим объемом и теплоотдачей. ТРЯХНЕМ СТАРИНОЙ Больше всего при подготовке «Нивы» к гонкам достается трансмиссии. В редуктор заднего моста обычно монтируют самоблокирующиеся дифференциалы - их три типа. Самый дешевый - $300 - дисковый, но жестко срабатывает. Средний по характеристикам, качеству и цене - $400 - винтовой, типа «квайф». Он допускает тонкую настройку момента блокировки. Самый хороший, но и дорогой - кулачков о-дисковый. Его цена - 500 долларов. В редуктор переднего моста самоблокирующийся дифференциал не ставят - ездить приходится не только поЧтобы мотор не захлебнулся в болоте, воздухозаборник выводят под крышу.Усиленная балка моста, сдвоенные амортизаторы, увеличенный дорожный просвет, каркас безопасности - необходимые атрибуты машины для соревнований. 166 За рулем 1/2004 ВНЕДОРОЖНЫЙ тюнинг «нивы»В гонках по бездорожью «Шеей Нива» пока экзотика.болотам, но и по асфальту. Хотя, говорят, в Германии делают «диф» с принудительной блокировкой: вот он бы не помешал, но удовольствие грести всеми четырьмя колесами обойдется в 800 долларов, что не каждому приятно. Отметим, при установке самоблокирующегося дифференциала надо заново регулировать подшипники и зацепление шестерен. Работа требует опыта и оснастки, поэтому обычно обращаются к специалистам, а те еще предлагают поставить в дополнение к большим колесам шестерни главной передачи с i=5,0 всего за $190-200 плюс работа. Но редукторов-то два, и цена переделки удваивается. Притом заранее неизвестно, как будет работать самоделка. Есть способ подешевле ис легко прогнозируемым результатом. Напомним, редукторы взаимозаменяемы с «классикой», а у нее есть пары 4,3 (ВАЗ-2101) и даже 4,44 (ВАЗ-2102) - самые подходящие для модернизации «Нивы». Но это еще не предел. Четырехступенчатые коробки передач ВАЗ-2101На правах рекламыи ВАЗ-2103 дадут еще 4-5 «десяток». Следующий этап - борьба «за живучесть» трансмиссии. Больное место «Нивы» - чехлы ШРУСов, поэтому вместо резиновых ставят более прочные из дюпоновского термоэластомера «Хайтрел». Вместо родной эластичной муфты промежуточного вала приспосабливают подобные от БМВ или «Мерседеса». Попроще - ставят шайбу диаметром несколько больше муфты с тремя эллипсными отверстиями. При разрыве резины болты цепляются за шайбу, и пусть со стуком и вибрацией, но до финиша добраться можно. Приводы передних колес, импортные они или отечественные, при экстремальной езде ломаются одинаково, зато полуоси ставят только вазовские - другие не выдерживают нагрузок. Иногда вместо штатного картера редуктора переднего моста используют вырезанный из задней балки. Крепят его не к блоку двигателя, а к балке переднего моста и стабилизатору, такой уже не лопнет.ГОРМОН РОСТА Тормоза, как правило, родные, а вот без ГУРа теперь никто не ездит. Основной производитель - ZF или отечественные «Рулевые системы». В приводе переделывают боковые тяги - ставят два коротких наконечника и, чтобы не гнулась, выточенную из шестигранника регулировочную муфту. С подвеской колдуют не меньше, чем с трансмиссией. Пружины «волговские» - они дешевле тюнинговых, а ходят не хуже. Амортизаторы - кто во что горазд, шаровые опоры - уважают «Трек-чемпион», а на оси нижних рычагов, чтобы не гнулись, надевают специальные втулки. Серьезные переделки нужны при установке колес с внешним диаметром больше 31 дюйма. Тогда умудряются приварить к основным вторые передние лонжероны, с ними просвет увеличивается еще на 70 мм. Под верхние шаровые опоры ставят на прочных болтах толстые (25 мм) стальные проставки. Заднюю балку усиливают сверху швеллером. Из шин предпочитают «Мишлен-XZL» размерностью 31"х7,5х16 ($140-150 за штуку), но есть подешевле, отечественные - ярославский «Медведь» и омские ОИ-504 размером 235/75R15 по 1300 руб. Диски - и стальные, и легкосплавные, кому что по карману - главное, не нарушить вылета, иначе подшипники долго не прослужат. Под большие колеса вырезают крылья и арки, ставят резиновые или пластиковые расширители. Для соревнований обязателен трубчатый каркас безопасности, чаще всего ему находят место в салоне, иногда монтируют снаружи. Сиденья на спортивных машинах от «Спарко» или «Рекаро», для «охотничьих» сойдут и родные, но если спортсмены снимают заднее для экономии веса и перевозки запчастей, то охотники в надежде на крупный трофей. Главное - удачно выстрелить!Пицца•••1 % # 11Х1Пицца ИталииГ$мш«'"J*Пиццамоя