168
169
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАНЕще недавно при диагностике автомобилей и инструментальном контроле опирались на ГОСТ, действовавший с 80-х годов прошлого века. С января 2004 года автомобили, находящиеся в эксплуатации, должны отвечать требованиям нового стандарта Российской Федерации «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния». Несомненно, его положения касаются каждого автовладельца. Что же мы находим в новом документе? Очень важно, что он наконец-то разделил автотранспортные средства на категории: Mj -легковые автомобили (не более 8 мест, кроме водителя); М2 - то же, но более 8 мест, кроме водителя (микроавтобусы); М3 - то же, автобусы, в том числе сочлененные; Ni - автомобили полной массой до 3,5 т, предназначенные для транспортировки грузов; N2 - то же от 3,5 до 12 т; N3 - то же свыше 12 т (в том числе тягачи, спецавтомобили).168 За рулем 1/2004ная смесь), часть углерода окисляется до СО2, но затрудненное воспламенение такой смеси приводит к пропускам вспышек в цилиндрах и выбросу СН несгоревших углеводородов. Современные впрысковые двигатели, как правило, оснащают трехкомпонентными системами нейтрализации с обратной связью: кислородный датчик (лямбда-зонд) контролирует состав ОГ перед входом в нейтрализатор, а блок управления двигателем, опираясь на сигналы этого датчика, корректирует работу форсунок, поддерживая Xв оптимальных пределах. На автомобиле с трехкомпонентной системой нейтрализации величина X должна быть в пределах 0,97-1,03. Этого требует ГОСТ. Мы же заодно напомним, что чрезмерное обеднение или обогащение смеси увеличивает расход топлива. Диапазон частот вращения коленвала на режиме холостого хода двигателя указан четко. Например, если они не установлены изготовителем, то минимальные обороты (п мин ) не должны превышать 1100 об/мин для автомобилей категорий Mj и Щ, для остальных 900 об/мин. Так же четко оговорены и повышенные частоты вращения коленвала на холостом ходу. Предельное содержание компонентов в ОГ зависит от категории автомобиля, года выпуска, комплектации. Подобный подход позволяет предъяДля современного, с трехкомпонентвлять более справедливые требования ным нейтрализатором и встроенной к каждому автомобилю. Например, уже системой диагностирования двиганельзя придраться к тому, что в выхлотеля требования жесткие: СО - не бопе машины, выпущенной в 1985 году, лее 0,5% при пмини 0,3% при ппов , 1 на повышенных оборотах холостого хоа СН - не более 100 млн- для обоих режимов. да слишком много СО или СН. Взгляните в таблицу: для такого автомобиля Следующее требование касается норма одна - не более 4,5% СО при пт1Н встроенной системы диагностировахолостого хода. Прочие требования нения, которая информирует водителя о неисправностях систем управления применимы. двигателем и нейтрализации ОГ и накапливает эту информацию. При непо...И ВДОБАВОК - ЛЯМБДА Предельное значение токсичных ладках загораются на панели приборов компонентов представлено в таблице. световые индикаторы CHECK ENGINE Важное требование: газоанализатор - (проверь двигатель), SERVICE ENGINE уже 4-канальный, с дополнительным (обслужи двигатель) и т. п. ГОСТ требуконтролем содержания кислорода и угет исправности этой системы: если инлекислого газа в отработавших газах дикатор после пуска двигателя не гас(ОГ) - обязан вычислять коэффициент нет, техосмотр вам не пройти. Придетизбытка воздуха X для рабочей смеси ся отдать автомобиль в ремонт, а затем вновь подвергнуть контролю. в цилиндрах двигателя. Как известно, если Х=1, это означаСистемы, влияющие на токсичность ет, что воздуха ровно столько, сколько выбросов или правильность их контронеобходимо для полного сгорания топля, теперь проверяют тщательней, не лива. Если к существенно меньше едидопуская утечки газов по соединениям ницы (богатая смесь), часть углерода любых элементов выпускного тракта недоокисляется - растет содержание особенно минуя нейтрализатор. У вас, оксида углерода СО в отработавших к примеру, прохудился глушитель, а ингазах. Когда X больше единицы (бедспектор, вооруженный только органа- КОНТРОЛЬ ТОКСИЧНОСТИ ПО-НОВОМУми чувств, не заметил. Внутрь системы подсасывается воздух, но старый двухканальный газоанализатор может показать, что все нормально! С четырехканальным это не получится, он сразу обнаружит в отработавших газах избыток кислорода. Еще одно важное требование: комплектация систем нейтрализации и рециркуляции ОГ, улавливания паров топлива, экономайзера принудительного холостого хода и т. п. должна полностью соответствовать заводской. Никаких фантазий! Шланг вентиляции картера, выведенный под машину, отныне говорит не о находчивости автовладельца, а о том, что техосмотр ему не пройти!ля, - врет безбожно! Сошлюсь на наш опыт: при температуре в боксе ниже + 10°С мы обогреваем газоанализатор теплым воздухом. Следующее требование: перед контролем мотор прогреть до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, но не ниже 60°С. Но представим картину: морозец, пункт инструментального контроля и... очередь автомобилей перед воротами. Когда наступит черед, водитель въедет в «храм диагностики» - и вылетит оттуда с дикими показателями токсичности: мотор-то остыл! А кто виноват? Нужно было прогреть. Четырехканальный газоанализатор значительно расширяет возможности диагностики двигателя, позволяя «вогнать» его параметры в оптимальные ПРАКТИКА Токсичность измеряют специалисты. рамки, выявить скрытые дефекты сисНо небогатому российскому автовлатем. Такой прибор не останется без радельцу стоит держать ухо востро! Прежботы и при регулировках двигателя, не де всего поинтересуемся, есть ли у коноснащенного нейтрализатором. тролеров действующее свидетельство о Если идти дальше, газоанализатор проверке прибора. Нет? Повод уклонужно совместить с компьютером, позниться от процедуры. воляющим графически представить паА в каких условиях работает газораметры двигателя, сохранить их в паанализатор? Температура воздуха, атмяти вместе с данными об автомобиле мосферное давление, относительная и его владельце. Наконец - распечавлажность должны соответствовать тать, чтобы заказчик получил полнотребованиям завода - изготовителя весный документ. Это позволит при поприбора. Особенно температура. Как вторных проверках прогнозировать изправило, она должна быть в пределах менения в работе двигателя, связан20±5°С, но уже при +10°С газоанализаные, например, с износом. Для этого тор ощутимо врет. А когда некто регунужна особая программа, которую мы лирует токсичность выхлопа в мороз, сейчас обкатываем в нашей мастера «согревая» прибор в салоне автомобиской.ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ СО И СНКатегории « к омплектация автомобиля* Ч астота вращения коленчатого валаНа правах рекламыFin-whale0*&=Э*"-!жОксид углерода, объемная доля,Углеводороды, объемная доля, млн"1Автомобили категорий М , , М 2 , M j , N,, 1 ^ , N 3 , произведенные до 01.10.1986 г. Автомобили категорий М , и N,, не оснащенные системами нейтрализации 0 . Г * Автомобили категорий М2 , М 3 , N 2 , N3, не оснащенные системами нейтрализации ОГ * М , и N, с двухкомпонентной системой нейтрализации ОГ М : , M-j, N 2 ,1М 3с двужомпонентной системой нейтрализации ОГ М , и N, с трехкомпонентной системой нейтрализации ОГ и те же автомобили со встроенной (бортовой) системой диагностирования"" Мг, М 3 , N 2 , N3 с трехкомпонентной системой нейтрализации ОГ и те же автомобили со встроенной (бортовой)системой диагностирования***ПммнV3,5 2,0 3,5 2,0 1Д 0,6 1.0 0,6 05"1200 600 2500 1000 400 200 600 300 100Пмин Ппов яминппов минпПлов ПминпповПиснПгкя03 0,5100 200ЛтнПпов0.3200* В эксплуатационных документах предприятие-изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха А. ** Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативное значение содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах установлено технологическими нормами предприятия-изготовителя. "'Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 43 и 6.4.3.Официальный представитель в России, СНГ и странах Балтии ООО "Дельта Автомотив"Тел.: (095) 564 8262••mall: lnfoOd-auto.ruЗа рулем 1/2004 169