14
15
АКТУАЛЬНОВ НОВЫЙ ГОД - С НОВЫМ КОДЕКСОМСТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖЕСТЬИГОРЬ МОРЖАРЕТТОСпервого января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ - событие, которое заметили немногие. И напрасно. Вспомним: так же незаметно в прошлые годы начиналась эпоха новых Административного и Налогового кодексов, а потом все ахнули от того, сколько перемен пришло вместе с ними. По сей дань не успеваем разгребать последствия. Об особенностях обновленного Таможенного кодекса (по сути значительно переработанной редакции действовавшего кодекса) мы расспросили заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов Главного таможенного комитета РФ Елену Цветкову.14 За рулем 1/2004- Елена Владиславовна, 10 лет страна жила по старому кодексу - и ничего. Зачем понадобилось его обновлять? - Новая редакция содержит ряд принципиально иных положений. Ее основные задачи - упростить и сократить время таможенного оформления, избавиться от фактически ненужных для таможенного контроля документов, при этом не повлечь снижения качества самого контроля и, как следствие, сокращения таможенных платежей. Отныне также сокращен объем полномочий, которые раньше были у Правительства РФ и ГТК, отдельные нормы устанавливает непосредственно закон.- И как эти изменения коснутся автолюбителей? Упорно ходят слухи о каком-то грядущем уменьшении таможенных ставок на иномарки старше семи лет... - Могу сказать одно: в отношении автомобилей старше трех лет никаких изменений размеров единых ставок таможенных пошлин, налогов пока не предлагается. С предложением сохранить действующие ставки на автомобили старше трех лет при подготовке проекта постановления согласились все заинтересованные министерства. Рынок только-только начал привыкать к новым пошлинам, и нам сложно вести даже аналитическую работу - ставки и правила меняются слишком часто. В таких условиях любое сравнение, лю- В НОВЫЙ ГОД - С НОВЫМ КОДЕКСОМбое обобщение некорректно. А главное - по рынку это бьет больно: вспомним ажиотажный спрос 2002 года, когда все ожидали увеличения пошлин на машины старше семи лет. Целый год после этого рынок лихорадило! А 2003 год? Как ни старались скрыть информацию о предполагаемом повышении пошлин на 3-7-летние автомобили, об этом все узнали. И снова ажиотаж! Рынок «перегрелся» так, что даже сейчас, спустя полгода, цены не падают. Но вернемся к кодексу. В предыдущей редакции ставки таможенных пошлин на товары (в том числе и транспортные средства), которые ввозят физические лица, вводили постановлением Правительства РФ. С 1 января они - нормы прямого действия и установлены законом. В отношении транспортных средств вообще предусмотрены единые ставки таможенных платежей для физических и юридических лиц. Это уже было сделано летом прошлого года для автомобилей от трех до семи лет (для физических и юридических лиц таможенные платежи рассчитываются по разным схемам, но они практически равны - ред.). Теперь Правительство РФ определит категории транспортных средств, а затем будут установлены единые ставки налогов, таможенных пошлин для каждой категории. При этом в отношении новых автомобилей, с нашей точки зрения, необходимо сохранить максимальную унификацию платежей в торговом и неторговом обороте. - И как это скажется на рынке новых автомобилей? - Надеемся, что никак. С точки зрения экономики все равно, кто повезет автомобиль в страну - фирма или частник-перегонщик; платежи должны быть одинаковыми. Автомобиль ведь при этом остается сделанным из того же железа... Другое дело, что для машины, которая ввозится для личного употребления, должен быть упрощен порядок оформления - не нужны паспорт сделки, контракт, сертификаты, не требуется процедура валютного контроля и т. д. Государство, особенно в последний год, после принятия «Концепции развития отечественного автопрома», старается изменить ситуацию, когда платежи для физических лиц были существенно ниже, чем в торговом обороте, и когда свыше 80% машин ввозили частники и лишь около 20% - юридические лица. Ни для кого не секрет, что эти 80% предназначались отнюдь не для «личного потребления», а дляпродажи. Бизнес, в который были вовлечены тысячи людей, никто не запрещает, но, будь добр, плати налоги. Этого требует и новая редакция Таможенного кодекса. Для торговых предприятий правила останутся прежние, а для частных лиц, которые после 1 января повезут новые автомобили, изменятся порядок оформления и система расчета, но общая сумма практически останется той же.Изменений таможенных пошлин на автомобили старше трех лет не будетваров физическими лицами для личного потребления. В два раза увеличена квота для беспошлинного ввоза. Если до 1 января можно было беспошлинно ввезти в страну товаров весом не более 50 кг на сумму не больше 30 тыс. руб., то с нового года квота увеличилась до 65 тыс. руб. Хорошая новость и для тех, кто занят мелким бизнесом («челноков») - товары стоимостью от 65 до 650 тыс. руб. будут облагаться по единой ставке (она останется на прежнем уровне - 4 евро за 1 кг). Вот, кажется, и все, если не считать того, что вводится обязательное декларирование (в письменной форме) при перемещении через границу всех транспортных средств.Кстати, наш рынок уже начал ме- Но так было всегда! няться, приобретать более цивилизо- Раньше это было требование таванные очертания. По итогам грех можни, а теперь - закона. кварталов мы зафиксировали, что соОстальные изменения касаются отношение ввоза между физическими технической стороны оформления тои юридическими лицами существенно вара при перемещении его через граизменилось - 59% на 41%, а в некотоницу (в том числе и автотранспортом), рых регионах ввоз в торговом обороте методик определения его стоимости. уже преобладает над ввозом частника- Если я правильно понял, в новом ми. И это нормально! Теперь значикодексе сотрудников таможни все тельную часть подержанных автомоустраивает? билей ввозят компании, которые по- Это не совсем так, хотя, как говотом продают их через свои магазины. рится, закон есть закон. Некоторые С точки зрения потребителя, это в чем- его позиции нас очень беспокоят. Нато большой плюс: владелец салона гапример, до 1 января действовал порярантирует юридическую чистоту автодок, который не разрешал физическим мобиля, может сделать предпродажлицам, гражданам РФ, временно ввоную подготовку, обеспечить затем казить в страну транспортные средства. чественный сервис и т. д. Согласитесь, В кодексе же теперь разрешается врехоть это и будет несколько дороже, заменно, сроком до полугода, ввозить на то можно потом спросить по закону, территорию России ТС, зарегистрироесли вам продали, например, «утопванные в зарубежных странах. Мы ленника». считаем это весьма опасным в смысле разных злоупотреблений. - Раньше было немало претензий по поводу многодневных очередей при таможенном оформлении. Как на это «отреагировал» новый кодекс? - Новый кодекс установил срок для завершения таможенного оформления три дня. При условии, конечно, что декларант выполнил все необходимое представил положенные документы, сделал все таможенные платежи. Кстати, кодекс впервые установил перечень документов, обязательных при таможенном оформлении. Теперь ничего дополнительного сверх этого с вас требовать не имеют права. - Что еще нового в кодексе, имеющего отношение к автовладельцам? - Изменения коснулись практически всех этапов таможенного контроля и оформления, в том числе значительно изменен порядок перемещения то- Что, снова повезут машины с белорусскими номерами? - А их и сейчас немало в России, ведь на границе здесь нет таможенного контроля, а для оформления во «внутренние» таможни приходят не все. Но, боюсь, появится немало машин ис другими номерами - закон позволит разъезжать на них до шести месяцев. Еще больше опасаюсь, что многие из них будут с «криминальным прошлым». Если автомобиль законно куплен, он пройдет положенные проверки при оформлении сделки, при постановке на учет и т. д. А «временно ввезенный»? По закону им можно управлять по рукописной доверенности... И вообще, каким образом будут отслеживать пути-дороги этих иностранных автомобилей по России - пока неясно. За рулем 1/2004 15