в гостиК ИОУЛУПУККИВЛАДИМИР ГРИНЬКОВ. ФОТО АВТОРАПо утрам при 30-градусном морозе наша техника заводилась без проблем, но из бескамерных шин «Дэу-Нексия» порой уходил воздух.Иоулупукки - это финский брат нашего Деда Мороза. Вот к нему-то в гости мы и отправились на Новый год. Варианты с гостиницами или туристическими деревнями отмели сразу. Только отдельно стоящий коттедж. В лесу. Чтобы никого рядом. И многомного снега. Таких коттеджей на 4—10 человек в Финляндии около десятка тысяч. Цены начинаются примерно от $600 за неделю и варьируются в зависимости от местоположения и размеров домика. Однако в любом случае чем больше дом, тем дешевле обходится каждое «коикоместо», поэтому выгоднее ехать большой компанией. Коттедж нашли через турфирму, причем заранее посмотрели его фотографии - симпа-тичный! Двухэтажный шестиместный домик общей площадью более 80 м2 , который мы сняли на пятерых, обошелся в 1800 евро за две недели. Ехать решили на своей машине. Вопервых, коттедж действительно стоит в лесу - до автобусной остановки четыре километра, до продуктового магазина шесть, а ближайший городок и вовсеДобротные товары по непривычно высоким ценам. 182 За рулем 1/2004Въезд а населенный пункт. ПУТЕШЕСТВИЕ: ФИНЛЯНДИЯФинляндия вообще страна дорогая. Час парковки в центре Хельсинки обойдется от 1,2 до 2,4 евро, в аэропорту 6 евро. Стаканчик кофе с кусочком пирога в придорожном кафе - 3 евро. Ручная мойка автомобиля (только снаружи) -18 евро, автоматическая дешевле. Хозяева коттеджа ждали на перекрестке, откуда начиналась лесная дорога к «нашему» дому. Проводили, показали жилище, объяснили, что как включается и где что хранится, и уехали, оставив для связи номер своего мобильного телефона. В последующие две недели хозяева появлялись редко - в основном когда мы испытывали в этом необходимость. Домик оказался оборудован на славу. В кухне - электроплита, посудомоечная машина, холодильник, микроволновка и много чего еще. Кроме того, сауна, газовая колонка, сушильный шкаф, стиральная машина, телевизор,На снегоходе и 60 км/ч - много, хотя разгоняться можно до 140. Наш дом в лесу - и никаких соседей... Летом здесь белые ночи, а зимой солнце показывается из-за горизонта лишь на несколько часов.в пятнадцати километрах. Во-вторых, везли с собой продукты, которые в Финляндии в 2-4 раза дороже, чем у нас. Кроме паспортов с визами и медицинских страховок на каждого участника нашего новогоднего автопробега, потребовалась еще «зеленая карта» - международная страховка на случай аварии. Естественно, наклейка «RUS» на корме автомобиля. Непременное условие зимние шины с глубиной протектора не менее 3 мм. Шипы разрешены, но необязательны. И никаких антирадаров! Найдут (даже невключенный) - оштрафуют и изымут. Кроме полного бака, можно ввезти канистру с 10 л топлива - бензин в Финляндии отличный, но дорогой, «95-й» стоит около 1,1 евро за литр. До места доехали за два дня с ночевкой в Выборге и заездом в Хельсинки. Правила поведения на дорогах Суомипросты и понятны. Ближний свет должен быть включен всегда, независимо от времени суток и погодных условий. Ремни безопасности обязательны, в том числе для пассажиров на задних сиденьях. Зимой на автомагистралях разрешенная скорость - 100 км/ч, на обычных дорогах 80, в населенных пунктах 50 км/ч. На шоссе финны обычно едут чуть быстрее, но лишь на 10-15 км/ч - сообщить по телефону в полицию о злостном нарушителе может любой участник движения! Кроме того, штраф в Финляндии трактуется индивидуально и зависит от уровня доходов нарушителя: чем они выше - тем больше штраф. Глава одной финской компании, человек не бедный, заплатил 100 тысяч долларов (да-да, прописью: сто тысяч!) за то, что превысил разрешенную в городе скорость на 25 км/ч.видео, магнитола и по камину на каждом этаже. Естественно, вода из своей скважины и канализация. В общем, островок цивилизации в заснеженном лесу. Рядом озерцо, маленькое и, похоже, промерзшее до дна. Склон поблизости мы в первые же дни залили водой и превратили в горку - пластмассовые сани-корытца нашли в кладовке. Чуть позже хозяева привезли еще две пары лыж и ботинки к ним, не взяв за прокат ни цента. Войдя во вкус, через хозяев же арендовали снегоход - 150 евро за неделю, плюс бензин, которого, к слову, израсходовали совсем немного. Сравните: пятичасовое мотосафари на близлежащем лыжном курорте обошлось бы в 120 евро с человека! По лесу проложены несколько трасс для снегоходов, они помечены специальными знаками. Кто ещеЗа рулем 1/2004 183 АВТОКЛУБПУТЕШЕСТВИЕ: ФИНЛЯНДИЯтам катался, кроме нас, неведомо, но следы других снегоходов встречались. Накануне нашего приезда гостеприимные хозяева нарядили в коттедже елку. Так что привезенные из Москвы игрушки пришлось повесить на симпатичную елочку рядом с домом. Дорожку к ней украсили полупрозрачными фонариками со свечками (горят 24 часа!) - финское Рождество уже окончилось и праздничные товары в магазинах продавались с огромными скидками. Новый год встретили, как и положено, за праздничным столом, а потом продолжили праздник в лесу: светящаяся дорожка, засыпанные снегом деревья, сказочная тишина, хоровод вокруг елки, горячий глинтвейн и праздничный фейерверк, который мы напоследок устроили на нашем маленьком персональном озере. Мороз (31°С) определили только по термометру и очень удивились: после русского застолья в финском лесу было тепло и уютно. А Йоулупукки мы так и не увидели похоже, он отдыхал после рождественских праздников в своей резиденции близ городка Рованиеми. Кстати, туда из Хельсинки каждый вечер отправляется поезд со специальным вагоном для автомобилей. Мы не оставили надежду увидеть финского Деда Мороза когда-нибудь обязательно приедем сюда еще раз. аПутешествия-2003: поздравляем победителей!Вот и закончился год, в течение которого мы вместе с читателями совершили множество интересных поездок и сделали для себя немало географических открытий. Проехали через всю Европу и Сибирь, спускались с водопадов Исландии, колесили по Америке на моторхоуме, побывали на русском Севере, поднялись на Эльбрус, добрались даже до африканского Кот д'Ивуара. В конце года редакция традиционно подводит итоги конкурса материалов о путешествиях. Сделать это непросто: каждый рассказ хорош по-своему, да и предпочтения у всех разные. В результате долгих споров тройка призеров все же определена.Победители конкурса путешествий: Дмитрий Ромашкин, Михаил Селезнев, Наталья Богдасарова. современная машина, я бы тоже...» На поверку это не более чем отговорка. Доказательство тому - путешествие длиной 15 тысяч километров через одиннадцать стран, которое совершил на тридцатилетнем (!) «Москвиче-412» читатель из Грузии Эрик Багдасаров-Мириманов - «Большое вкусное приключение» (ЗР, 2003, № 1). Мечты нужно осуществлять! Поздравления со вторым местом, автомагнитолу и набор книг мы посылаем в Тбилиси. Большинство наших авторов отправляются в путь, чтобы познать мир. Но есть и такие, которые проверяют его - и себя на прочность. Как, например, каякеры-экстремалы из клуба Geolink-Xtrem, которые добрались на «Форде-Транзит» до Исландии, покорили опасные водопады и написали об этом необычный и занимательный дневник. Первое место, жидкокристаллический автомобильный телевизор и набор книг получают Дмитрий Ромашкин и Михаил Селезнев за рассказ «Планета гейзеров» и великолепные фотографии (3R 2003, № 2). «За рулем» продолжает ставший традиционным конкурс материалов о путешествиях в новом, 2004 году. Ваши рассказы, путевые заметки, фотографии, а также замечания и предложения присылайте с пометкой «Путешествие» на адрес редакции или электронный
[email protected]. Путешествуйте с нами, пугешествуйте как мы, путешествуйте лучше нас! QВ гости к Йоулупукки - хозяин в комфортабельном куле, машина сверху на платформе. Финский Дед Мороз оставляет подарки в расшитом носке.Мечтая о путешествиях, многие представляют себе дальние страны, экзотические пейзажи. Это очень здорово, однако такая поездка требует долгой подготовки, изрядного водительского опыта, немалых денег, упорства, наконец. А потому подчас так и остается мечтой. Между тем у России богатейшая история, и чтобы прикоснуться к ее шершавым камням, не надо ехать за тридевять земель и пересекать несколько границ. О поездке на русский Север, о красивейших городах, древних крепостях и монастырях, о связанных с ними легендах- рассказ Натальи Богдасаровой «В глубь веков», опубликованный в ЗР, 2003, № 5. Поздравляем автора с третьим местом и награждаем термобоксом, а также «Энциклопедией автомобилей» и «Автокаталогом-2004» издательства «За рулем». Читая о чужих поездках, частенько оправдываемся перед собой: «Конечно! Была бы у меня такая мощная, надежная и184За рулем 1/2004