124
125
126
БРОНИРОВАННЫЙ «УРАЛ-432009»тровые щели, быстрое провисание петель и поломки замков утяжеленных дверей, уязвимость стыков панелей. В жарких спорах о реформировании арНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. мии, ее переводе на контрактную осноФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ ву страна дожила до Чечни. К той поре армии все подчинено Уставу. Наи, конечно, «уралов». Пусть взрывом выведенную из соцлагеря «лишнюю» перед известно, когда и чем чисотрывало переднее колесо с цапфой, колесную и гусеничную технику поретить сапоги и личное оружие, где водитель получал контузию, но даже зали на металлолом, и неожиданно выдолжен быть командир или кажна колченогом автомобиле часто удаяснилось, что на новую денег нет. Войдая БМП в наступлении и обороне. Так валось выбраться из-под обстрела. на, как всегда, застала врасплох. Потоже четко расписаны действия армейТолько бензиновый ЗИЛ - бочка с порому и пришлось воевать в горах морской ских автомобилей: одни доставляют на хом, а КрАЗ медлителен и неповоротпехоте и ездить по минированным допередовую личный состав, провиант, лив. «Урал» с камазовским дизелем, по рогам на гибельных бескапотниках. боеприпасы; другие работают в глубокрайней мере, свободен от этих пробком тылу, что называется, в обозе. лем, а уберечься от пуль водителю поБРОНЯ КРЕПКА «Урал» - автомобиль переднего края могала солдатская смекалка - мешки с Бронированный «Урал» - инициатива и давно заслужил уважение в войсках. песком на капоте и крыльях, бронежизавода, а коли без команды сверху, то и Даже капотный КамАЗ, более соврелеты на дверях. Хоть немного, но они без финансирования программы. Рабоменный и привлекательный, не в силах выручали. тать с броней помогали другие уральзатмить боевые заслуги ветерана. А теСущественно улучшить защиту экиские заводы. перь появилась его особенная модифипажа удалось в середине 80-х годов лоЭстеты отметят плохую обзорность кация - «Урал-432009» с бронированкальным бронированием кабины и мо(маловаты, дескать, бронестекла), плоной кабиной. тоотсека - совместной разработкой вохо зачищенные сварные швы, грубые енных и заводских инженеров. Способ ручки дверей и, о ужас, непрошпакледавно известный - бронелистом защиванный бронелист. Зато военные сразу БРУСТВЕР НА КАПОТЕ Экипажам бескапотников - ГАЗ-66 и Кащали еще кабины «студебекеров» со оценили мощные сейфовые двери с мАЗов - минная война не оставляла низнаменитыми «катюшами». Но и недоспрочными петлями и замками, амбракаких шансов. В лучшем положении татки такого бронирования известны зуры для ведения ответного огня. Пол оказывались водители ЗИЛ-131, КрАЗов не хуже: никудышный обзор через смокабины, задняя стенка и крыша тожеАНТИКИЛЛЕРВ124За рулем 2/2004 \-•..•.- -I135OK 74-.л•*-^'.-ZfАвтомобиль повышенной живучести по-прежнему многофункционален. Он одинаково пригоден для перевозки личного состава и боеприпасов.За рулем 2/2004 -^OUF* " - :- •• ТЕХНИКАБРОНИРОВАННЫЙ «УРАЛ-432009»Уровень комфорта - армейский.из бронелиста, в крыше - бронированный люк, читай - пулеметное гнездо. Кроме того, это аварийный выход, через него легко выбраться из опрокинувшейся машины - тяжелую дверь поднять не каждому под силу. Кабина стала двухместной, с раздельными спартанскими сиденьями. Так выкроили место под спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки и т. п., но военные говорят, что надо предусмотреть штатное место еще и для армейской радиостанции. Кроме обычной «печки», монтируют фильтро-вентиляционную установку (ФВУ). Двигатель, ярославскую «восьмерку», постарались укрыть не хуже, чем экипаж. Ведь он обязан вывезти из любой передряги: «железная маска» на радиаторе, боковины и капот из бронелиста. Традиционные «ураловские» пружины такой капот, конечно, не удержат, поэтому его оснастили фиксатором, а в закрытом положении крепят двумя барашками - так надежнее. Бро-щались с задания обгоревшие, без воздуха в тормозной системе, с изодранными в лоскуты шинами и многочисленными пулевыми отметинами на броне, но с живым экипажем. При высокой живучести шасси, хорошей скорости и бронезащите, удобной и быстрой, по сравнению с БТР, посадке-высадке есть еще одно достоинство у таких машин. Хотя на войне ресурс измеряется не километрами, а сутками, проведенными на передовой, но БТР-80 отправляют в капремонт уже при пробеге 50 тыс. км, а «Урал» ходит все двести, то есть эксплуатация оказывается дешевле. На пробу одну машину В бронекапоте - ярославская «восьмерка». с бронекабиной купили пограничники, одна несет службу в Чечне, во внутреннирование ящика с аккумулятором и них войсках, и все... Инициатива потопливного бака тоже добавило живушла снизу. Видимо, вспомнив, как в чести ветерану, только почему-то остадавние времена всей станицей собирались беззащитными заливная горловили в поход казака-бедняка - покупали на и дополнительный бак. коня, шашку и штаны с лампасами, УВД Бронированная кабина гораздо Тюменской области на паях с админитяжелее обычной, потому переднюю страцией решило закупить пару таких подвеску усилили, однако машина идет машин для своего ОМОНа, не вылезаюмягко, а лишние полтонны «Урал» даже щего из чеченских командировок. не почувствовал. Конечно, для разведывательно-доБронекабину можно установить на зорных целей во всем мире выпускают обычную машину даже в условиях диспециальную технику, чаще всего на визионного рембата. В этом есть смысл шасси автомобилей поменьше - «Хам- кабина стоит 400-500 тыс. рублей, а мер», «Ленд-Ровер Дефендер», но в росбронеавтомобиль - 1,5 млн. Впрочем, сийской армии всегда в чести была униза эти деньги под тент платформы уставерсальность: шинель - на все времена новят еще и бронированный модуль на года, сапоги - повседневная обувь, она 15-20 бойцов. Уровень комфорта - арже парадно-выходная и спортивная. мейский, внутри только деревянные Потому и впрягают «Урал» в несвойстлавки, но все функционально, есть бойвенную для него работу, а он ее все равницы, а двери оборудованы мощными но тянет. И не оттого, что в крови у незамками с внутренней блокировкой. го тяга к военным приключениям, Подобные модули на «уралах» с лопросто в войсках достойной альтернакальной защитой кабины уже нескольтивы ему пока нет и когда появится ко лет применяет в Чечне спецназ внутнеизвестно. А воевать-то приходится ренних войск. Часто машины возврауже сегодня. СБронированный модуль рассчитан на 20 человек.-126 • За рулём 2/2004 . *