136
137
РЫНОК И СЕРВИСЭКОНОМИКАЗапорожцы делают «Ладу».ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ. ФОТО АВТОРАЧТО СЛЫШНО У СОСЕДАПозиция «ветеранов»: государство должно поддерживать отечественного производителя, а не тех, кто прикручивает колеса к готовым иномаркам. Поэтому надо не льготы отменять, а повысить смешные таможенные пошлины, не превышающие сегодня 3%. Верховная Рада склонилась на сторону «ветеранов», и это примечательно: только они могут поставлять свои автомобили в Россию без таможенных накруток. От последних освобождает важное условие, неподъемное пока для «молодых»: в стоимости ввозимого автомобиля доля украинских комплектующих, материалов и трудозатрат должна превышать 50%. У Запорожского автомобилестроительного завода этому требованию с лихвой удовлетворяют «Таврия-Но-ДОРОГА В РОССИЮ Год 2003-й прошел в ожесточенной борьбе между двумя непримиримыми лагерями автопрома. По одну сторону сравнительно молодые предприятия, занятые крупноузловой сборкой, и примкнувший к ним Луцкий автозавод (последний давно уже не выпускает «джипы для бедных», а собирает из российских машинокомплектов ВАЗы и УАЗы). По другую сторону - заводы-ветераны, ориентированные на полномасштабное производство, прежде всего ЗАЗ и львовский ЛАЗ. Оба лагеря активно лоббируют свои интересы в украинском парламенте - Верховной Раде. Позиция «молодых»: отменить «ветеранам» налоговые льготы! Условия конкуренции должны быть для всех одинаковы.136 За рулем 2/2004ва», псевдоседан «Славута» и пикап. Но до последнего времени ЗАЗу не хватало сил создать в России дилерскую сеть. Теперь она заложена: есть дистрибьютор («АСМ-Интертрейд») в Центральном федеральном округе, дистрибьюторы в Нижнем Новгороде и Краснодаре («Авангард-Авто» и «Автоюгмаркет»), три дилера в Санкт-Петербурге, дилеры в Тамбовской, Свердловской и Курганской областях. Диапазон розничных цен - от 90 до 150 тыс. рублей. Напомню, что двигатели у этих машин мелитопольские - старый знакомец МеМЗ-245 (1,1 л, 51 л. с), МеМЗ301 (1,2 л, 63 л. с.) и МеМЗ-3071 (1,3 л, 64 л. с, распределенный впрыск). Кстати, 3071 позволяет «Славуте» разгоняться с места до сотни за 13 секунд с небольшим. Гамма двигателей продлила жизнь семейству «Таврия», но выходить на российский рынок только с ними было бы недальновидно. В конце 2004 года ЗАЗ сможет предложить россиянам ав- ЭКОНОМИКАНА ПРИЛАВКЕтомобиль «Сенс» на основе корейской модели «Дэу-Ланос». Он уже сегодня недалек от той самой 50-процентной планки: у него силовой агрегат МеМЗ307 (1,3 л, 70 л. с, распределенный впрыск) и украинское оснащение всего мотоотсека. В ноябре к этому добавят сварку и окраску кузова - и дорога в Россию будет открыта. Для справки: «Сенс» (в переводе - «Смысл») стоит на Украине 5800 долларов.РАСЦВЕТУТ «ЗАЗОВАЗЫ» И «АСТРЫ»номичным силовым агрегатом МеМЗ3071. А пойдут ли мелитопольские двигатели в Россию отдельно от «таврий» и «славут»? В отделе экспорта ЗАЗа ответили: «Мы готовы поставлять, если Россия захочет. На вторичный рынок вообще нет вопросов»... Недавно сварены и первые кузова «Опеля-Астра». ЗАЗ может ежегодно выпускать «Астру» тиражом до 15 тысяч. Ее украинская цена в зависимости от комплектации - 11-13 тыс. долларов.«НЕ ОТВЕРТОЧНАЯ, A SKD ! »РУСЛАН И ГОВОРЯЩАЯ ГОЛОВАНаименование - интеллектуальное противоугонное средство AUTOTRACKER. Ориентировочная цена - 700 долл.ЗАЗ в последнее время не просто ожил, Остальные производители легковых а вновь стал бесспорным лидером украмашин заняты крупноузловой сборкой инского автопрома. В 2002-м он выпуси очень обижаются, когда ее называют тил около 25 тыс. машин, утроил это ко«отверточной». Среди них большие наличество в минувшем году, а в нынешдежды подавал «Еврокар» в свободной нем замахнулся уже на 120 тысяч. Шесэкономической зоне «Закарпатье». Он тую часть программы - 20 тысяч - соначал с модельного ряда «Шкоды» («Окставят вазовские «самары». тавия», «Фабия», «Суперб»), а в проЕще недавно в такой симбиоз трудно шлом мае собрал первый «Фольксвабыло поверить. Слишком часто подобген-Пассат». На церемонию был приные проекты заканчиваются протокоглашен президент Кучма, который, пролом о намерениях. Но вот, поди ж ты, ехав по двору за рулем, поделился впев декабре запорожцы начали сваривать чатлениями: «Тормоза - прекрасные»... на специальной линии «девяносто треЗавод строит вторую сборочную линию тью» и «девяносто девятую». Окраска, мощностью 45 тыс. машин в год, но разумеется, тоже своя и соответствует и первая явно недогружена. Злую шут(спасибо компании «Дэу»!) мировым ку с «Еврокаром», получающим машинокомплекты из стран ЕС, сыграл сильстандартам. Интересно, что эти «зазовазы» могут ный евро: из-за этой «выскочки» даже по заказу украинских потребителей осцена «Фабии» в самой дешевой компленащаться сравнительно дешевым и экоктации перешагнула психологически важный рубеж в $10 000. Луцкий завод по-прежнему собирает из российских машинокомплектов ВАЗы (2107, 21043, 21093, 21099 и 21213). В его планах на этот год 25 тыс. легковых автомобилей. Судьба собственного многострадального ЛуАЗ-1301 остается туманной: пока речь идет лишь о партии в 500 штук... АвтоВАЗ поставляет машинокомплекты еще двум заводам: Кременчугскому автосборочному (не путать с грузовым КрАЗом!) и херсонскому «Анто-Рус». Первый из них работает также с Нижним Новгородом - после заката «КрымавтоГАЗа» (ЗР, 2003, № 1) он стал главным партнером нижегородцев на Украине. Кроме вазовских моделей (21043, 21053, 2107), собирают в Кременчуге и ГАЗ-3110 «Волгу», «Газель» и «Соболь». Суммарная годовая мощность этого предприятия -10 тыс. автомобилей. «Десяток» украинской сборки пока нет - Тольятти не дает машинокомплекты. А зачем, если украинский потребитель мирится с моделями «третьей свежести»? Но таких бедняков или консерваторов все меньше даже в провинции... D• Новинку от российской компании «Руслан» (RUSLAN Communications) назвали несколько заумно: «Распределенная система контроля автомобильного транспорта». «Ненашенские» имена сегодня также в моде. Реально же изделие представляет собой противоугонное устройство, подключенное к мобильным средствам связи.Возможности? Если машину попытаются угнать, то система оповестит владельца по сотовому телефону или через Интернет. Понятно, что связь - двусторонняя: в свою очередь можно заблокировать мотор, включить «аварийку», в общем, задействовать те цепи, которые подключит установщик. Для корпоративных пользователей важна и другая функция - диспетчер может отслеживать маршрут следования интересующих его транспортных средств. Контроль перемещения транспорта ограничен только радиусами покрытия GSM-сетей. Кстати, головное устройство системы организует голосовую связь между водителями и диспетчерским пунктом. Изготовители отмечают, что их система отличается чрезвычайно малым потреблением энергии - это позволяет ей работать чуть ли не бесконечно. Рабочий диапазон температур - от -40 до +50°С. Что касается прочих расходов, то установка обойдется примерно в 100-200 долларов, а телефон в комплект поставки, естественно, не входит. Клиент платит только за SMS-сообщения, а абонентская плата за систему не взимается.За рулем 2/2004 137