102
103
104
105
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: ДИЗАЙН СЕГОДНЯ И ЗАВТРАСЕРГЕЙ КАНУННИКОВИСКУССТВО КРОЙКИ Ичертил кузов «Адлера-Стандарт 8», а знаменитый Ле Корбюзье приложил руку к одному из «вуазенов». С тех пор изменились автомобили, технологии и инструментарий дизайнеров, но основные принципы сохранились. В ТИСКАХ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЫ Фантазию дизайнеров сдерживают рамки производства, законы аэродинамики, требования вместимости, пассивной безопасности, обзорности. Но для успеха массового автомобиля не менее важно попасть в ритм моды или... открыть в ней новую страницу. Однако создать «Ситроен-Де шво» или «Фольксваген-Жук», который, кстати, в свое время породил множество подражаний, удавалось нечасто. Большинство дизайнеров, проектируя массовые автомобили среднего класса, не рисковали, стараясь удовлетворить усредненные вкусы покупателей. А тем, как правило, хотелось, чтобы автомобиль выглядел посолидней и подороже. Поэтому не только европейский «Форд» (см. фото), но и многие другие фирмы, поначалу ориентируясь на американскую стилистику, прошли путь от «аэрокосмического» стиля (заостренные линии крыльев, козырьки над фарами, обилие хрома) через более спокойные иСравнительно недавно вместо термина «дизайн» употребляли другой - художественное конструирование, а тех, кто создавал облик автомобиля, называли художниками или архитекторами. Второе, конечно, вернее. Художник волен отдаться фантазии и ограничен лишь желанием заказчика (если он есть) да размерами мастерской. А архитектор не вправе забывать, что в нарисованном здании кому-то предстоит жить или работать. У создателей автомобилей - схожие задачи. Не случайно известные зодчие сотрудничали с автомобильными фирмами. Так, на рубеже 1930-х Вальтер Гроппиус102 За рулем 2/2004 ТЕНДЕНЦИИ: ДИЗАЙН СЕГОДНЯ И ЗАВТРА От аэрокосмического дизайна к «новой грани». Эволюция кузовов европейских «фордов»«Таунус» 1959 г.Модель 20М 1968 г.Эклектичный, зато заметный! По такому пути часто идут дизайнеры массовых машин; его выбрали и для концепта КИА-KCV III.«Таунус» («Кортина») 1973 г.«Сьерра» («Меркур») 1985 г. технологичные формы до нынешней «новой грани» (new edge). СКРУГЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ Сегодня стиль «нью эдж», родоначальником которого считают «Форд-Фокус» (отчетливые переходы, даже переломы плоскостей кузова, подчеркнуто «граненые» фары и бамперы), стал очень распространенным. Однако и так называемый биодизайн, родившийся во второй половине 1980-х, до сих пор не сдал позиции. Мягкие, скругленные линии, широко открытые овальные «глазки»фары и вздернутые «носики» решеток радиаторов по-прежнему нередки на небольших машинах. Дизайнеры небезосновательно считают: агрессивная собачонка вызьтает раздражение, а добродушная с наивно-детским взглядом - симпатию. «Новая грань» и «био» вполне жизнестойки, если не доводить идею до абсолюта. У «экстремально-граненого» «Рено-Авантайм» поклонников нашлось маловато. Попытки делать «плюшевые» просторные седаны (например, «ФордСкорпио» второго поколения) и вседорожники тоже не принесли лавров дизайнерам. «Новая грань» как нельзя лучше подошла многим концепт-карам последних лет, особенно тем, в которых стилисты попытались совместить несколько подчас противоречивых «жанров». Именно по граням сподручней «ломать» многофункциональный кузов, превращая его из универсала в пикап или кабриолет. Но время серийных трансформеров пока не наступило (чересчур сложны и дороги), а аналогичных концептов, похоже, проходит. На выставочных подиумах все чаще красуются не менее эффектные, но более узкие по назначению машины. Неудивительно: многие покупатели готовы приза рулем 2/2004 103«Мондео» 2003 г.«Визос» - концепт-кар 2003 г. ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: ДИЗАЙН СЕГОДНЯ И ЗАВТРАКонечно, «Пежо-4002», фантазия на тему «402-й» модели 1930-х, не станет серийным. Но по мотивам концепта, возможно, построят очередной автомобиль в стиле ретро. обрести не единственный (пусть и максимально универсальный), а пару разных автомобилей. Один, например, в дедушкином стиле. ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ? Когда в 1998-м под громкую рекламную кампанию дебютировал «ФольксвагенНью Битл», многим казалось, что он лишь причуда руководителей разбогатевшего концерна. Но вторя режиссерам и продюсерам, не на шутку увлекшимся созданием ремейков популярных некогда спектаклей, фильмов, песен, дизайнеры в последние пять лет стали все чаще обращаться к стилю ретро. Иногда такие машины действительно ремейки - вариации на тему знаменитых в прошлом моделей. Таковы, помимо нового «Жука», серийный «Мини» и пока концептуальные «Форд-Мустанг» (ЗР, 2003, № 3), «Лянча-Фульвия» (ЗР, 2003, № 10). Весной итальянцы грозят показать «перепетый» ФИАТ500, знаменитый в 1950-1960-х гг. Вспомним и «Волгу» ГАЗ-3111, чьи эле104 За рулем 2/2004 менты стилистики перекликались с дизайном любимого у нас ГАЗ-21. Но параллельно с автомобилями воспоминаниями о вполне конкретных знаменитостях все больше ретроновинок, не копирующих определенную модель, а несущих собирательный образ машин той или иной эпохи. Первым в этом ряду называют «Крайслер-РТ Крузер», представленный в 1999-м, однако еще раньше авто в стиле ретро стали выпускать японские фирмы для избалованного изобилием и разнообразием внутреннего рынка. Стилизованные под старину машины популярны не только и не столько утех, кто помнит оригиналы. Машины ремейки часто покупают совсем молодые люди. Но наибольшего успеха добиваются именно те модели, прототипы которых заслужили любовь еще у дедушек. Вечные ценности не стареют, если они... действительно ценности. Режиссеров ведь тоже вдохновляют отнюдь не все старые сюжеты. ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО! А ВСЕ ПРОСТОЕ? Параллельно с другими стилями, подчас перекликаясь с ними, иногда забирая далеко в сторону, развивалось направление, которое в последние годы называли «техно». Его истоки уходят в далекие 1920-е. Создавая облик «Адлера-Стандарт 8», Вальтер Гроппиус придерживался максимально простых, «циркульно-линейных» форм. Архитектор исходил из того, что автомобили, как и жилище, тем более предметы домашнего обихода, должны быть строго функциональны, а их форма - лаконичной, без украшений и излишеств. Примеры стиля «техно» (в архитектурном языке самый близкий термин конструктивизм) - «Фольксваген-Жук» (но не «Нью Битл», который демонстративно отошел от современных представлений о функциональности), «Ситроен-Де шво», «Мини» первого поколения. Среди моделей нашего времени к «техно» близки «Ауди-ТТ», классические «квадратные» вседорожники (на- ТЕНДЕНЦИИ: ДИЗАЙН СЕГОДНЯ И ЗАВТРАЯрчайший представитель экстремального «техно» - «Ниссан-Куб3».пример, «Мерседес-Бенц Гелендеваген») и японские «кубики», которых с каждым годом все больше. Дизайнеры высоких угловатых универсалов руководствуются, видимо, постулатом: в автомобиле главное - вместимость и комфорт. Аэродинамика для машин, редко выезжающих из мегаполиса, вторична. А для наслаждения изяществом линий и утонченностью декора существуют родстеры, купе или представительские седаны. Все они, кстати, заметно проигрывают «кубикам» в практичности. Функциональность, доведенная до абсолюта, нередко оборачивается стилистическим примитивизмом. Но определенная логика в таком подходе есть: мы ведь спокойно воспринимаем «примитивную» форму телевизора, а от коробки, в которую упаковываем вещи при переезде, требуем вместительности и прочности, а не изящества.НОВЫЕ ПЛАТЬЯ КОРОЛЕЙ И ПРИДВОРНЫХГородская «вагонетка» будущего должна быть просторной, с огромной площадью остекления, без ярко выраженного стиля, считают создатели прототипа «МицубисиSE-RO».Ц\В*Л^^ааввв»£.Г'\ \- &£^ЯВ^ЯВ^i-w.i_*Ш ИЦ ^ - :ЩМ ^.^^^^^^^^^Ш^^^^^^Стиль «Фольксвагена-Концепт R» близок к «новой грани».Поголовье оригинальных, но узких по назначению машин - кабриолетов и родстеров, купе и по-спортивному динамичных компактов - растет от салона к салону. Такие относительно малотиражные модели - благодатный материал для стилистических изысков вроде дружелюбной «мордочки» «Дайхатсу-Копен», энергичной агрессивности «Фольксвагена-Концепт R» или технократичного примитивизма «Ниссана-Куб3». Биодизайн наверняка и дальше будет востребован покупателями маленьких машин. Маркетологи справедливо считают, что среди них немало женщин, которым особенно близок «плюшевый» стиль. Очевидно, в ближайшие годы появятся и очередные ретроновинки, ведь запас знаменитых машин прошлого не исчерпан. На волне успеха автомобилей-воспоминаний о легендарных моделях обязательно родятся и очередные собирательные образы. Некоторые, как «Крайслер-РТ Крузер» или «Лянча-Тезис», - тонко выверенные, иные - вычурно-эклектичные. Какие удачнее, решат покупатели. Чистота стиля - удел машин, которые в семье станут вторыми, а то и третьими. Массовые универсальные (но не всегда универсалы) автомобили должны нравиться миллионам, а значит, обречены быть немного эклектичными. Делать упор на «мягкость» или «граненость» рискованно. Хотя порой рыночного успеха добиваются изделия отнюдь не с самым выразительным дизайном. По одежке ведь только встречают...За рулем 2/2004 105