АНТИГОЛОЛЕДНЫЕ РЕАГЕНТЫАЛЕКСАНДР ПОПОВ. ФОТО АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ<Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экопогическим правонарушением». Статья 42 Конституции России едавно на Москву коварно обрушился снегопад. А наутро, распекая нерадивых коммунальщиков, ведущий программы «Время» посетовал, что дороги столицы вновь обработали неизвестными реагентами. Дескать, и приводе они вредят, и тормозной путь автомобилей уве• ичивают, а журнал «За ру1ем» провел их испытания ля Дмитровском автополионе, результаты которых... 1асекретил! Подивившись ведь у нас от читателей нет :екретов), мы решили во 1Сем разобраться. КАМЕНЬ ВО РТУ Коллеги, работавшие в командировках на полигоне, подтвердили: всю зиму 2002 года в Дмитрове действительно шли испытания антигололедных реагентов. Работа велась с размахом, была отлично организована и щедро финансировалась. Стоило поменяться погоде, спецдорогу немедленно поливали загадочными составами и выпускали автомобиль-лабораторию с прицепной тормозной тележкой - замеряли коэффициент сцепления с дорожным полотном.НЯсно, что организаторов мероприятия интересовало, насколько изменится тормозной путь на обработанной поверхности. Па вопросы журналистов работники полигона реагировали немногословно. Мол, заказчика не знаем, названия реагентов - тоже, они зашифрованы под номерами, а результаты - под грифом «для служебного пользования». Понять причину такой секретности поможет история появления этих реагентов в Москве. НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ С гололедом на улицах столицы много лет боролись, используя смесь песка и технической соли (обычное соотношение 92:8). До сих пор это непревзойденное по эффективности средство широко используют на загородных магистралях. Городу, однако, смесь противопоказана - накопившийся за зиму песок засоряет каналы ливневой канализации. В поисках выхода правительство Москвы летом 1993 года принимает постановление «О переходе на новые противогололедные реагенты». Пришла зима - и проезжую часть стали посыпать чистой технической солью. В результате концентрация рассола быстро превысила все мыслимые нормы. Убытки от гибели зеленых насаждений и расходы на их восстановление через несколько лет достигли 20% от суммы городского бюджета! Кроме того, корродировали кузова автомобилей, разру-I54За рулем 2/2004 АНТИГОЛОЛЕДНЫЕ РЕАГЕНТЫ*т.CAJLG1UM CHLORIDE PELLETSВот оно - секретное оружие химической войны. Цена вопроса - 385 рублей за 25 кг.шались дороги, выходила из строя контактная электросеть муниципального транспорта, страдали домашние животные и обувь горожан. Наконец (семь лет спустя!) перспектива экологической катастрофы стала очевидной для всех. Тогда в 2000 году городские службы впервые использовали комбинированные химические препараты.ХИМИЯ ижизнь«Антиснег-1» (раствор ацетата аммония), ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный), «Биомаг-ХММ» (модифицированный хлористый магний, он же «Бишофит»),«Нордикс» (раствор ацетата калия), НКММ (реагент на основе нитрата кальция, магния и мочевины), ХК (хлористый кальций), ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), РКМ (реагент на основе нитрата кальция и мочевины) - вот далеко не полный список антигололедных реагентов, успевших пройти испытания на улицах города за три зимы. Методика отбора была крайне проста: жалуются горожане на удушливьш запах уксусной кислоты и аммиака после применения «Антиснега-1» - на следующий год его не используют. Выясняется, что НКММ токсичен для зе-леных насаждений - официально отправляют в отставку. Есть данные, что «Нордикс» увеличивает содержание фосфатов в водоемах, вызывая рост водорослей, - обещают впредь его не применять. Были неприятности и от ХКМ это он резко уменьшал коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием. Устоять на «разъезжающихся» колесах удавалось не всем, из-за чего «день жестянщика» растянулся на весь зимний квартал. Реагент срочно модернизировали, использовав новую добавку «Чистодор». Ею даже стали мыть улицы города перед началом зимнего сезона. Сегодня (зима 2003-2004 годов) доработанный ХКМ официально признан одним из основных средств борьбы с гололедом. Но эксперименты на этом не остановили, полным ходом опробуют очередной препарат - «Ацедор» (ацетат калия и магния).СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Чтобы бороться с гололедом, нужно:В КОРИДОРАХ ВЛАСТИПонятно, что борьба с гололедом ведется во благо человека - как Генерального представителя окружающей среды (именно такое определение дано нам с вами в документах чиновников!). Но получить ответы на вопросы о правовой основе применения реагентов, правилах их использования, влиянии на здоровье людей и состояниеокружающей среды и т. п. в московском Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не удалось. Письменный запрос редакции остался без ответа. Аналогично реагировали на звонки и запрос в отделе нормирования и разрешений Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. Заметьте, первая организация ответственна за применение антигололедных реагентов, вторая обязана контролировать их влияние на экологию и здоровье горожан. Зато от руководителя Департамента государственной службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов г-наПервой в бой идет снегоуборочная техника. В соответствии с ГОСТ 50597-93 «Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки составляет 4-6 часов с момента обнаружения скользкости или окончания снегопада до момента завершения работ».Снеготаялка. Прежде грузовики валили убранный с улиц снег вместе с мусором на лед Москвы-реки или Яузы. Теперь его очищают и растапливают. Талая вода по каналам ТЭЦ и городской канализации идет к очистным сооружениям. Если снег не успевают плавить, машины разгружают на спецплощадках.За рулем 2/2004155