106
107
108
109
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯФИЛЬТРОВАТЬ, НЕ ЗАСОРЯЯСЬВозможно ли такое? Ведь суть фильтра в том и заключается, что вредные и ненужные частицы задерживает волокнистый материал, а пропускная способность постепенно уменьшается. Как утверждают специалисты фирмы ЗМ, больше известной у нас самоклеящимися лентами (кстати, слово «скотч» вошло в обиход с их легкой руки), к решению сложной задачи можно вплотную подойти, если «спуститься» в микромир. До сих пор доступ в салон автомобиля различных аллергенов, пыли и пыльцы задерживала (весьма эффективно, кстати) набивка из электростатически заряженных полипропиленовых волокон. Но со временем пространство между ними забивалось, так что о дальнейшем поступлении забортного воздуха можно было говорить лишь условно. Новый фильтр HAF (High Airflow Filter - фильтр с большим потоком воздуха) использует технологию микМикроскопическая гребенка задерживает еще более микроскопические, но очень вредные частицы.рорепликации, разработанную фирмой еще в начале 60-х годов прошлого века. Суть ее в том, что каждый квадратный сантиметр поверхности усеян микронеровностями с заданными свойствами. Это могут быть, например, микропризмочки, отражающие свет - так, кстати, работают катафотные пленки. А можно, как выяснилось, «вырастить» электрически заряженные микростолбики, улавливающие посторонние частицы и притягивающие их. При этом поток воздуха почти не тормозится и по крайней мере до 20 000 км пробега по самым пыльным дорогам эффективность вентиляции и качество фильтрации остаются высокими. Потом все же придется поменять фильтр, но по сравнению с устройствами предыдущего поколения срок его службы вырос заметно. мерно и на постоянном удалении. Да и безопасность сварщика нужно обеспечить. Однако решение найдено, и совсем скоро на СТО «Даймлер-Крайслера» и «Фольксвагена» ремонтники выполнят такой же хороший шов, каким он был при рождении.ГИПЕРБОЛОИД ДЛЯ ЖЕСТЯНЩИКАI ш соединены детали причудливой формы, порой из разных материалов. А то и вовсе все сделано из алюминиевых сплавов, сварка которых та еще задачка. На конвейере со сваркой справляются роботы, на рабочем органе которых укреплен лазер. Его луч за доли секунды разогревает детали до нужной температуры и, ведомый компьютером, оставляет идеальный - ровный и прочный - шов. Производителей это устраивает, но ведь в цеху жизнь автомобиля лишь начинается. А продолжается на дорогах, где большие и маленькие «битвы» порой оставляют уродливые вмятины и шрамы. Чтобы устранить их, часто требуется сварка, но заводские роботы здесь не помогут. Сварочную горелку или электрод приходится держать в руках. Если кузов106 За рулем 2/2004К——узов современного автомобиля - это сложнаяалюминиевый, задача еще более осложняется. Благодаря стараниям Ганноверского лазерного центра LZH жестянщики получили возможность работать лазерной сварочной головкой. Решение задачи оказалось не таким простым, как может показаться: ведь рука человека не будет двигаться вдоль шва абсолютно равно НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯТОРНАДО О РАДИАТОРЕНа первый взгляд, в течении воды по трубе нет ничего хитрого. На самом деле, ламинарный (то есть параллельный, без завихрений) поток - не самый эффективный способ прогонять максимальное количество жидкости в единицу времени. Природа порой сама умеет поправить ситуацию: помните, как вода в ванне закручивается в воронку и уходит в слив? А попро-Новые трубки ждут заказчиков. На правах рекламыбуйте «вытряхнуть» напиток из бутылки? Без бульканий, тормозящих процесс, это удается сделать лишь умельцам, закручивающим жидкость. Ну, а если природа не справляется, можно ей помочь, как ученые из университета в Падерборне и технологи фирмы «Брёкельман алюминиум». Они занялись этой проблемой в стремлении сделать радиаторы, в том числе автомобильные, и теплообменники максимально эффективными. Как оказалось, если закрутить «Тосол» в трубке с помощью специально рассчитанных ребер, идущих винтом, можно повысить теплоотдачу на... 250%! Сделать такую трубку совсем не просто. Тем не менее, этот твердый технологический орешек успешно расколот, и теперь разработчики с гордостью предлагают «Торнадо Флоу». Итак, внутри трубок специальные продольные ребра, причем в центре остается свободный цилиндрический канал. Затем практически готовую трубку слегка закручивают вокруг продольной оси.. Поток жидкости в «Торнадо Флоу»Внутренняя структура довольно сложн3f...как и течение жидкости. ЗакрученныйВторичные ч—j потокиимеет весьма сложный характер: двигаясь по спирали, она успевает циркулировать между ребрами, активно отдавая тепло стенкам или принимая его. Важно, чтобы антифриз был чистым, иначе трубки быстро забьются отложениями. Что ж, высокие технологии требуют высокого качества жидкостей.Дилеры MITSUBISHI MOTORS: Москва: °ольф-Диамэнт 10951 780-7788, Рольффнтр 10951 7807700 Ролы}ИОг [0951 788-6262: На Таганке [095] 792-5733. Не Волоиоламке (095)193-5061 На Б Серпуховское [095) 236-0122, На Пресне [095I 255С707 На Коломенской [0951 116-2022. В Нрьшатском (035] 79543547. На Соколе (095] 721-3030 Санкт-Петврглтрг^льфНарлайн (812) 3200020, Радаг»Авто (812] 11ТЭ-3242 Архангелься: МартенАвта [В182] 2S0395 Вешний Новгород: Европа-Авто (816221 7-2215. Волгоград: Аркокт [84421 42-6472; Вологда: Мартен-Авто [81721 21-5327 Воронеж: МартенАвто [0732] 332492. Екатеринбург: Сити Моторс (3433] 700132 000 Сквми Моторс» (3432! 240114 Иваново: Ркат (0932) 30-7771 Ижевск: Ижавтогаз 13412) 75-6798 Иркутск: Россе-Моторс [3952) 42-7282; Казань: Райцентр 1В432) 64-3204, ТТС (8432) 18-4318 Немерово: 000 «Ав-осфера» [ЗВ42] 25-9421 Краснодар: Модус [В612] 25-1592 Красноярск: Медведь (3912) 25-1655. Набережные Челны: ТТС (В552) 392525; Нижний Новгород: Центротех (8312) 24-1801 Новосибирск: Автоленд [3832174-2123 74-3525 Омск: Автоцентр Барс 13812) 50-2040 Оренбург: Автосалон 200013532) 65X3192 Пенза: ПензевтоГАЗсервис IB412] 49-7254 Пермь: УралАвтоИмпорт [3422] 90-2900 Петрозаводск: СТН (8142) 79-7000: Росто»на-Дзну: Модус (8632) 24-8339 Рязань: Шест [0912) 34-5960 Самара: Самарские Автомобили (84В2) 57-1690 Саратов: СэрМоторс (В452] 52-7658. Сочи: Сочи АТО (8622) 69451В Ставрополь: Mofl\r;(8652) 2В-2В2В: Сургут: Зибкар (3462) 77-5656 Тольятти: Ориент-Моторс (84В2) 35-7806 Томск: Автодоктор (ЗВ22) 613-0177; Тула: 000 «Автонласс» (0В721 27-2253: Тюмень: Спецавтоцентр Анта-ино [3452] 39-7333. Ульяновск: Мотом (В422) 69-1969 Уфа: Сити-Моторс-Уфэ (3472) 520027 Челябинск: Регинас [3512] 94к3616. РольфЛрокат, Москва (095) 7ВВ68В8 Рольф-Лизинг, Москва (095) 785-1972 Товар сертифицирован Гарантия - 3 года или 100000 нм WWW MITSUBISHI-MOTORS RUЗа рулем 2/2004107 ТЕХНИКАМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВПомните строки из старого учебника водителя: «При заносе сбросьте газ и поверните руль в сторону заноса»? Не сложно? А если автомобиль переднеприводный? А со всеми ведущими колесами? И на сколько поворачивать руль? Сделать правильные движения в доли секунды порой может только водитель, прошедший специальную подготовку. Но много ли таких на дорогах общего пользования?полнительно ограничивала тормозное усилие на правых колесах. Автомобиль оставался на прямой, но тормозной путь увеличивался. Теперь благодаря самоподруливающей электронике машина остановится метров на пять раньше. Разработчики утверждают, что новое устройство вмешивается в процесс управления быстрее, но незаметнее, чем прежде. Ведь неожиданное притормаживание водитель ощущает как некое неприятное воздействие, а подруливание, необходимое для удержания на заданной траектории, совершенно неощутимо. «Сердце» новой системы устройство ESAS (Electric Steer Assisted Steering - управление с электрическим подруливанием). В рулевой вал встроено звено с планетарным редуктором и электромотором - все в общем-то похоже на «эктив драйв». Различия, по сути, в проФирма «Континенталь учебник: как быть с поворограммном обеспечении: оно позволяет не только измеТевес» решила использовать том руля? В новейшей ESPII разранять передаточное отношересурсы электроники, способной хладнокровно, без ботчики решились на ноние, но и самостоятельно паники, обработать всю невый шаг: отныне ЭВМ при (без участия водителя!) пообходимую информацию и необходимости сама крутаворачивать колеса на некопринять единственно пранет - нет, конечно, не руль, торый угол. вильное решение. Системы а передние колеса. АвтоВ будущих учебниках по стабилизации ESP уже эфмобиль сохранит выбранвождению, вероятно, напифективно трудятся на мноный курс даже при торшут: «В случае заноса сохрагих автомобилях, особенно можении на «миксте», когда, няйте спокойствие» - впроее последние версии с «чек примеру, коэффициент чем, откуда ему взяться, затырьмя педалями тормоза», сцепления слева равен 0,2, носу-то? (Подробный матеспособные замедлять ота справа -1,0. риал о современных вариандельно любое из четырех коРаньше в такой ситуации тах рулевого управления чилес. Но вспомним еще раз тайте в этом номере.) ABS (а позднее и ESPI) доСердце ESPII электропривод ESAS.108За рулем 2/2004 НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯХОРОША ПОДУШКА... ВОВРЕМЯНадувные мешки стали обязательным элементом пассивной безопасности. Но спасительное устройство порой наносит травмы - прежде всего, если человек оказался при столкновении в «нештатном» положении. Конечно, на сей случай ставят преднатяжители ремней, но иногда беспечные ездоки вовсе не пристегиваются либо усаживают на сиденье беззащитного ребенка... Но беда может случиться, когда голова ударяется о еще только раскрывающийся (со скоростью до 100 м/с!) мешок. При встречном движении скорости объектов, как известно, суммируются - вот и получается опасный удар. Хорошо бы начать стравливать газ из подушки сразу после (или даже чуть раньНа правах рекламыше) ее соприкосновения с головой, но для этого нужна точная информация о ее положении. Всевозможные датчики, например, измеряющие давление на сиденье, а также видеокамеры помогают решить эту непростую задачу лишь отчасти. Теперь конструкторы решили сделать умной саму подушку, превратив ее в автономную систему. Устройство, разработанное фирмой «Сименс рестрейнт системз» так и называется: ЗА (Autonomous Adaptive Airbag). Принципиально все очень просто. На внутренней поверхности подушки приклеена отражающая радиоволны фольга. Ее облучают радаром в диапазонах 2,4 и 10 ГГц. При раскрытии мешка радар, подобно спидгану инспектора ДПС, замеряет скорость движения передней стенкиподушки. Если та может слишком рано соприкоснуться с головой человека, мгновенно открываются клапаны, стравливающие газ.Но просто все, конечно, лишь в теории. Стоит лишь прикинуть, каким должно быть быстродействие системы, чтобы оценить уровень технологий, «упакованных» в несложный с виду мешок. Но ненужные теперь датчики в сиденьях едва ли проще.Подушка раскрывается быстро, но радиоволны летят быстрее.S. КворгегИз самых отборных продуктов начин/а сыр, салями, оливки, ветчинка,,. Так и просит: "Съешь меняГПицца Пит< И * ™лии ПиццаНЯИМОЯ