176
177
178
ПАРК ЗРАНТОН ЧУЙКИНОТСЧЕТОн отправился домой в Ульяновск на автовозе - увы, цейтнот не оставлял нам иного выхода. Срок договора, по которому УАЗ передал автомобиль для редакционных испытаний, истекал, а ремонт мог затянуться. С тяжелым сердцем мы погрузили «шестьдесят второй», помахали вслед платочком... Теперь жду заключения заводских специалистов о причинах поломки и прокручиваю в обратном направлении непростую биографию Гудвина (в приватных беседах я называл его так - нельзя же машине без имени!).53 673 км. Приятель попросил помочь с переездом. В воскресное утро его «Ленд-Крузер» и мой УАЗ вместили все пожитки. На полдороге к новоселью все и случилось - я даже не сразу понял, в чем дело: жму на газ, а машина не реагирует. Выскочила передача? Да нет, рычаг на месте. Ах, черт, мотор заглох! И с ходу не заводится... Уже на обочине пробую включить стартер, и он крутит вал как-то подозрительно весело. Что, опять? Через маслозаливную горловину дотягиваюсь кончиками пальцев до распредвала, а помощниквключает стартер. Так и есть, кулачок стоит на месте! Неисправность привода ГРМ на дороге не устранишь... Неужели УАЗ годится только на то, чтобы служить прицепом японскому вседорожнику? Утешает одно: завтра я собирался в Ульяновск; вот было бы интересно потерпеть аварию где-нибудь под Саранском! Когда утешаться нечем, начинаешь изобретать поводы... Кстати, всего тысячу километров назад мы уже столкнулись с той же серьезной проблемой. Вспоминаем дальше. 53-я тысяча. Поздний вечер, Ярославское шоссе. Неожиданно, без всяких стуков и скрежетов, встает двигатель. Бензонасос работает, стартер крутит, искра есть, лампа «Проверь двигатель» не беспокоит... Только на следующий день, вернувшись к переночевавшему у обочины Гудвину, я догадался проверить привод распредвалов. Затылок кулачка не шевелился, пока работал стартер! Хорошо, что в редакции есть полноприводный пикап «Ниссан»! Машин, способных буксировать двухтонный УАЗ, еще поискать... Едучи за «японцем» на веревке в наш техцентр, я стыдил УАЗ: вот, посмотри, как коллега работает, бери пример с него! Тщетно... Двигатель вскрыли, чтобы в поддоне и за передними крышками увидеть, ох, душераздирающее зрелище (см. фото). Напомню, что на ЗМЗ-409 привод распредвалов модернизирован: цепи натягивают не башмаки, а звездочки, снимая тем самым ряд проблем, известных по двигателю ЗМЗ-406. Да вот беда: оригинальные детали искать приходится, как говорится, днем с огнем. Мы обратились в Заволжье - мужики, помогайте,§г>5Остатки привода распредвалов в масляном поддоне. 176 За рулем 2/2004 На 50-й тысяче вышел из строя ШРУС. ПАРК ЗРУАЗ-31622Изготовитель: Год выпуска: В эксплуатация «ЗА РУЛЕМ»:УАЗ2002 с марта 2002Пробег на момент отчета:53 тыс. кмПредыдущие публикации в журнале: 2002,№7,11;2003, №1,3,6,10 Амортизаторы (2 шт., 2370 руб., 28 тыс. км).Главный тормозной цилиндр (4 шт., 2690 руб., 28-38 тыс. кмПривод распредели тельных валов (753 руб.*, 5 2и 53 тыс. км).Сцепление (7800 руб., 28 тыс. км).Стабилизатор (сместилась штанга, 290 руб., 27 тыс. км).Шарнир равных угловых скоростей (удалили разрушенный сепаратор, 49 тыс. км).Коробка передач (2270 руб., 28 тыс. к м . Дефект присутствует до сих пор).Раздаточная коробка (вылетает пониженная передача, 3 0 тыс. км).Регулятор тормозных сил (205 руб., 38 тыс. км).* Расходные материалы, детали предоставлены ЗМЗ.все-таки ваш мотор полетел. Надо отдать должное заводчанам: буквально через несколько дней примчались с ремкомплектом и помогли восстановить двигатель. Заключение о причинах поломки привожу отдельно, а здесь - одно замечание. Еще при разборке нас удивили шарики, среди прочего железного мусора и обломков затерявшиеся в поддоне. Это оказался разрушенный подшипник звездочки натяжителя верхней цепи. Почему он вышел из строя, если оборвало нижнюю цепь? И не он ли издавал странное жужжание на протяжении едва ли не всей жизни мотора? Кстати, от других машин я такого не слыхал... Быть может, разрушение подшипника и стало первым звеном в цепи неисправностей: из-за этого заклинило привод, оборвало цепь, которая натворила бед?Впрочем, это только предположение. Еще раз подчеркну, что пока не знаю, из-за чего мотор сломался второй раз. Но звук его работы перед поломкой был таким же. Как говорил Винни-Пух, это ж-ж-ж-ж неспроста! 50-я тысяча. Как-то, выехав на природу, услышал новый шум из-под машины: гул не гул, скрежет не скрежет... Он был негромким и прекратился, как только я повернул муфты, выключая привод передних колес. Прошло две недели, снова еду в деревню. Как обычно, пересчитываю автомобиль по формуле 4x4, довольно резво беру глинистый подъем... а дальше, чувствую, что-то не то. Машина очень неуверенно идет по проселку, пробуксовывая в самых безобидных местах. Останавливаюсь, а тронуться не могу! Так и есть, вращаются только задние колеса.Будучи наслышан о том, что «хабы» (так называют муфты включения передних колес) иногда выходят из строя, решил их разобрать. Они оказались ни при чем, а вот правое переднее колесо не вращалось ни при каких обстоятельствах. Очевидно, ШРУС? Как я выбирался по бездорожью отдельный рассказ. Позже в нашем техцентре «раскидали» привод колеса и нашли причину: сломан сепаратор в шарнире равных угловых скоростей (см. фото). Он не только лишил машину проходимости, но и сделал опасным маневрирование: осколки попадали под корпус ШРУСа и не давали полностью повернуть колесо, так что радиус поворота оказывался больше ожидаемого! Поскольку других выездов на проселки я не планировал, автомобиль собрали в варианте 4x2: удалили шарнирЗа рулем 2/2004 177 АВТОКЛУБПАРК ЗРОАО « З аволжский моторный завод»Управление Главного конструктора Техническая справка О причине отказа двигателя, проходящего испытания в редакции журнала «За рулем». При вскрытии двигателя обнаружено: 1. Разрушение подшипника звездочки верхнего рычага натяжителя цепи. 2. Обрыв болта нижнего рычага натяжителя цепи. 3. Разрушение нижней цепи привода распредвалов. 4. Разрушение нижнего рычага натяжителя цепи. 5. Разрушение нижнего успокоителя цепи. 6. Обломан зуб ведущей звездочки промежуточного вала. ...При обследовании двигателя отмечено: гидронатяжители в момент поломки находились в рабочем состоянии... Согласно результатам металлографического исследования, причиной выхода из строя привода распредвалов следует считать разрушение нижнего рычага натяжителя цепи по сварному шву. Рычаги этой конструкции применялись в первой опытной партии до 2000 года ив настоящее время в производстве не применяются (печатается с сокращениями - ред.). Затраты на эксплуатациюУАЗ-31622 (1-53 тыс. км) Средний расход топлива, л/100 км (исходы на бензин, руб. Расходы на обслуживание и запчасти, руб. Итого, руб. 14,7 73670 68131 141801вовсе и зафиксировали вал привода колеса, подложив резиновую шайбу. Машина подарила такой букет неисправностей примерно на отметке 50 тысяч. Увы, и прежние юбилеи Гудвин отмечал с размахом. Напомню отдельные неисправности, о которых уже рас178 За рулем 2/2004сказывал в предыдущих публикациях (также см. фото). 30-40 тыс. км. Этот интервал прошел под знаком тормозов. В прошлую зиму переделали «печку»: уплотнили воздуховоды, по-новому организовали забор жидкости, чтобы была погорячее. Стало более-менее тепло (до этого даже в дальней дороге экипаж не снимал курток). Из «мелочей»: поломка диффузора радиатора, масляного штуцера при преодолении снежного бруствера, течь бензина из-под фильтра, проблемы с зарядкой... 20-30 тыс. км. Штатное сцепление потребовало замены - почему так мал оказался его ресурс?! Непомерных нагрузок ему не предлагали... Тогда же ремонтировали коробку передач, где вылетала задняя. Ремонт не удался: передача стала вылетать вновь через несколько тысяч, чуть позже к ней присоединилась пониженная в раздаточной коробке. На бездорожье приходилось просить пассажира придерживать рычаг. А если едешь один? Сдавать назад та еще эквилибристика: одной рукой держишь рычаг коробки, другой - «раздатки», а руль чем крутить? 0-20 тыс. км. Самый беспроблемный период жизни Гудвина. Неполадки вроде течи ГУРа и погасших навсегда противотуманок - не в счет. 0 км. Ну, вот мы и дошли до конца... вернее, начала жизни нашего УАЗ3162. Тогда мы и нарекли его Гудвином- великим и... ужасным, как показали два года эксплуатации. Действительно, у самого большого из УАЗов ломалось почти все. Может, стоит продолжить погружение в прошлое, дойти до чистого листа ватмана, где еще только предстояло появиться «шестьдесят второму», да и... занять конструкторов чемнибудь другим? Впрочем... СЛОВО В ЗАЩИТУ Семейство 3160/62, рожденное в угоду технологии (нужно было автоматизировать кузовное производство), поначалу базировалось на старых узлах. С течением времени появилась новая платформа, начиная с двигателя и заканчивая широкими мостами. Агрегаты, на мой взгляд, сырые, но без них была бы невозможна сегодняшняя жизнь ульяновского завода. Глубокая модернизация «козлика» осуществлена благодаря семейству 3160 - на серийном «Хантере» применили дисковые тормоза, моторы Евро П, ШРУСы в приводе передних колес, гидроусилитель руля и многое другое. Дай бог, чтобы это работало лучше, чем на нашем Гудвине, который оснащали многими деталями еще из опытного производства. Тем же, кто ждет действительно другой вседорожник, остается потерпеть год-два: заводчане обещают избавить модернизированный УАЗ-3163 от недостатков сегодняшней модели. Или я опять начинаю «изобретать поводы»?