АВТОКЛУБМОТОР-ТЕСТЕРЫ£L—-rife**.доСЕРГЕИ ВОЛОШЕНКО, НПП «АСЕ»втомобили устаревших моделей без систем самодиагностики пока преобладают в России - при их обслуживании сканеры (ЗР, 2003, № 11) не помогут. Впрочем, и самый современный автомобиль способен выкинуть такое коленце, когда информации со сканера явно недостаточно. Нужен другой прибор - мотор-тестер. Опытный автолюбитель наверняка о нем слышал, ведь мотор-тестер «прописался» на сервисных станциях гораздо раньше сканера. И до сих пор помогает устранять сложные неисправности двигателя и его систем. Главное достоинство мотор-тестера (и отличие от сканера!) - универсальность: он позволяет ставить диагноз автомобилям самых разных марок. Его провода с зажимами подключают неАк диагностическому разъему, а прямо к датчикам - в зависимости от поставленной задачи. Отчасти этим можно объяснить богатые возможности мотор-тестера. Вот примеры....Потребовалось проверить регулятор холостого хода. Подключив мотортестер и пустив двигатель, оператор меняет его обороты (фото 1). По форме сигнала, его задержке и т. д. он легко определит неполадки в регуляторе, например, не подклинивает ли. А вот довольно сложный дефект. Двигатель ВАЗ-2111 весьма странно вел себя при разгоне: при оборотах около 3900—4000 часто «проваливал», примерно на секунду, словно выключаясь. Потом работа возобновлялась, разгон можно было продолжать. В чем же дело? Подключили сканер, но ошибок в памяти контроллера не было. Он только подтвердил факт «провала» оборотов, при котором, конечно, меняются и другие параметры. Круг вопросов расширяется вместе со списком «подозреваемых» датчиков! Что же теперь - менять их все на заведомо исправные? Путь простой, но дорогой. (Владельцам «серьезных» иномарок в этом случае особо сочувствуем...) А давайте-ка опросим датчики мотор-тестером! Причину странного «провала» нашли быстро: как раз при оборотах около 4000 датчик положения коленвала из-за собственного внутреннего дефекта прерывал сигналы блока управления, а тот логично расценивал это как остановку двигателя - и прекращал подачу топлива. После такого сбоя датчик оживал, двигатель приходил в себя и продолжал разгон. Осталось лишь заменить единственный неисправный датчик. В некоторых случаях с подобными задачами справляется и мастер, вооруженный осциллографом. Но все-таки осциллограф - не специализированный автомобильный прибор: некоторых функций, позволяющих детально изучить особенности исследуемого сигнала, он не имеет. И в этом мотор-тестеру сильно уступает. Попробуем теперь оценить эффективность системы зажигания. Подключив провода мотор-тестера к цепям первичного и вторичного напряженияФорма сигнала от регулятора холостого хода.Подключение датчиков мотор-тестера к двигателю автомобиля «Фольксваген»...180За рулем 2/2004 МОТОР-ТЕСТЕРЫНа правах рекламы...и ко вторичной цепи системы зажигания на ВАЗ-2112.Графики напряжения во вторичной цепи зажигания.Бесконтактный датчик.342?ш.ООГрафик относительной компрессии.Замер «абсолютной компрессии».(фото 2, 3), специалист анализирует форму сигнала (фото 4), что позволяет локализовать неисправность. Неполадки в коммутаторе, катушках зажигания, свечах, проводах по-разному проявляются в форме этих кривых на экране, и опытный диагност в них разберется. Эти данные полезно сохранить в памяти компьютера в виде графиков пригодятся при последующей работе. Ну а почему прибор называется «мотор-тестером», не забыли? Корень «мотор» говорит о том, что прибор способен контролировать и состояние механической части двигателя, что сканеру, конечно, недоступно. Начнем с оценки относительной компрессии. На «плюсовый» провод стартера ставим бесконтактный датчик (фото 5), который при прокрутке стартера фиксирует пульсации тока (фото 6). И опять форма сигнала даст понять, все ли в порядке в «механике», нет ли большого разброса компрессии по цилиндрам. Правда, ее истинных значений мы не узнаем, но оценка в первом приближении часто оказывается достаточной. Если же мотор-тестер укомплектован датчиком давления, можно измерить «абсолютную» компрессию (фото 7), для большинства из нас привычную. Другая важная функция - баланс мощности. О чем идет речь? Если двигатель в идеальном состоянии, то при поочередном отключении цилиндров обороты коленчатого вала падают на одну и ту же величину. Если же, например, отключение третьего цилиндра резко снижает обороты, а первого почти на них не влияет, то третий, несомненно, работает более полноценно. Так проверяли моторы еще наши отцы. Но мотор-тестер позволяет не только выявить лучший или худший цилиндр, но и дать количественную оценку, а затем уже искать причину такого неравенства более углубленно. Описанные нами функции мотор-тестера - лишь небольшая часть его возможностей. Человек, впервые знакомящийся с этим прибором, открыв заводское руководство, нередко испытывает чувство растерянности: столько там параметров, о которых до сих пор и не слышал! Зато досконально овладев этим мощным «оружием», можно приступить к решению самых сложных и запутанных задач. Конечно, для этого надо самому быть специалистом широкого профиля, посвященным во все тайны двигателя. От механики до электрики. Но для полной и основательной диагностики нужен еще один прибор газоанализатор. О нем расскажем в следующем номере журнала. DКрутить леШоот "Кедр", баранку крутить легко. От каждой выбоины шарахаться не будешь, посреди шоссе колесо не потеряешь. Шаровые от "Кедр" п окрыты составом "Нильбор" и прошли ультразвуковой контроль, имеют накатную резьбу, не боятся коррозии. Компоненты рулевого управления и подвески для всех автомобилей ВАЗ. Поршневая группа ДВС. Комплекты рулевых шарниров для автомобилей ГАЗ. Все виды тросов стояночногоКедрЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕДР" 456320. Россия. Челябинская обл.. г. Миасс. а/я 572 Тел.(35135)42859.42451 e-mail:
[email protected] Торговое представительство ООО "Кедр-Авто" 115404. Москва, ул. Липецкая, д. 10. кор.З тел.(095)975-7341. 975-7342 e-mai:kedravt
[email protected] www.kedr.ru Товар сертифицированЗа рулем 2/2004181