OPEL OMEGA В ДЕТАЛЯХПобычно меняют лишь кольца и маслоотражательные колпачки да притирают клапаны. Следы хона на зеркале цилиндров, как правило, сохраняются. Следить за уровнем масла стоит почаще: система смазки питает и гидрокомпенЗАПАС ПОД ПЕДАЛЬЮ Лучший выбор двигателя для «Омеги» - саторы зазоров клапанов, и натяжитель V-образная «шестерка». Четырехцилинремня ГРМ на двигателях V6. Воздушдровый для тяжелой машины слабоват, ный коктейль для них губителен. да и проблем с ним чуточку больше. НаНе пропустите срок замены ремня пример, отказ регулятора холостого хораспредвала - 60 тыс. км или четыре года. Виной тому отложения, которые да для всех моторов. Одновременно меприносят с собой картерные газы. Проняем ролики, а на «четверках» - и поммывка узла не всегда восстанавливает пу. Не дай бог, заклинит ее подшипник работоспособность. Продлит жизнь ре- обязательно срежутся зубья ремня. гулятору дополнительно устанавливаеОдно утешение - переборка шестицимый фирменный маслоотражатель. линдрового мотора обошлась бы вдвое С двигателями V6 таких проблем нет. дороже (3,2 тыс. и 6,5 тыс. долларов соПо ресурсу «четверки» уступают «шеответственно). стеркам»: 150-200 тыс. км против Системе питания коррозия не страш250-400. Расход масла тоже не в пользу на: и бак, и топливопроводы - пластикопервых: допустимый - 1,0 и 0,6 л на вые. Форсунки служат долго, профилак1000 км соответственно (реальный притическая промывка им не нужна. А вот мерно в два раза ниже). Не исключено, забитые грязью радиаторы не только что это связано с большей нагруженно- грозят перегревом двигателя, но и мо'Усилие на руле зависит от скорости движения авгут спровоцировать разрядку аккумулятомобиля: чем она выше, темрулъ «тяжелее», чтостью «четверок», особенно при интенсивном разгоне. При первом ремонте тора: электровентиляторы на «омегах» улучшает чувство дороги. ришедшая некогда на смену «Сенатору» «Омега» венчает модельный ряд «Опеля». Второе поколение этих машин выпускается почти десять лет - с 1994 года и еще долго будет пользоваться спросом на вторичном рынке. Цены на топ-модель весьма привлекательны: четырех-шестилетняя «Омега» стоит в Москве около 10 тыс. долларов. Сравнительно дешевы и запчасти, есть большой выбор «неоригинала» от известных фирм. Многие операции по обслуживанию и ремонту вполне по силам владельцу (ЗР, 2002, №10, с. 248). «Омега» привлекает просторным салоном, хорошей звукоизоляцией, мощной вентиляцией и жаркой «печкой» стекла не замерзнут и не запотеют, комфортной подвеской в сочетании с отменной управляемостью, а часть автомобилей комплектовалась также параметрическим усилителем руля*. К тому же это один из немногих ныне (на198 За рулем 2/2004ряду с «Мерседесом» и БМВ) автомобилей классической (заднеприводной) компоновки. Как говорится, для тех, кто понимает... OPEL OMEGA В ДЕТАЛЯХДвигатель V6: отказы редки, но обслуживание дорого. Не все операции по СИ' лам владельцу.Фирменный маслоотражатель сбережет датчик массового расхода воздуха на четырехцилиндровом моторе.Слабое место передней подвески - стойка стабилизатора (красная стрелка). Заводская опора - на заклепках (в кружке), при замене их удаляют и устанавливают болты. Течь рулевого редуктора (зеленая стрелка) - повод для торга. Параметрический усилитель можно отличить по датчику с проводами.продолжают работать и при выключенном зажигании до пяти минут, потребляя ток в десятки ампер. Очищать соты желательно каждый год. Мыть же двигатель водой нельзя: могут выйти из строя катушки зажигания, блок управления, генератор. Допускается лишь чистка специальной «химией». Купив подержанный автомобиль, поменяйте, помимо жидкостей, ремней и фильтров, также высоковольтные провода. Опыт показывает, что вскоре после 100 тыс. км они выходят из строя, вызывая пробой катушки зажигания а это уже другие деньги. Чтобы двигатель лучше пускался, желательно выждать несколько секунд между включением зажигания и стартера. А перед началом движения немного прогрейте мотор, пока стрелка указателя температуры не сдвинется от начала шкалы. Это позволит застраховаться от обратной вспышки (во впускной коллектор) при разгоне - она может вывести из строя дорогой датчик массового расхода воздуха. В обслуживании V-образные моторы намного сложнее «четверок». Непрофессионалу не стоит браться даже за замену свечей и высоковольтных проводов. Непросто запомнить и расположение ремня привода вспомогательных агрегатов. Потребуется специальный съемник для замены топливного насоса. Все двигатели «Омеги» достаточно тихие, за исключением 2,2-литрового. Жесткий, «дизельный» звук - для него норма, причем вибрации ощущаются ив салоне. Дизельных «омег» в России практически нет, зато попадаются авто на газе, в основном из Голландии. От их покупки лучше воздержаться. Помимо ускоренного износа (прогара) клапанов, у них могут быть проблемы с регулировкой холостого хода, особенно учитывая перепады температур в России. Поэтому, как правило, владельцы возвращаются к родному бензину, переделывая систему питания. ШАРИКИ ЗА РОЛИКИ С механическими коробками передач никаких проблем. Сцепление служит 150-200 тыс. км с двигателями V6 и 100-150 тыс. км с Р4 (комплекты разные). Определить его износ можно по положению педали: если она поднялась (механизм автоподвода выбрал весь ход) и стала «жесткой», замена не за горами. При покупке это повод для хорошего торга. «Автомат» потребует переборки примерно к 200 тыс. км, но это при условии регулярной замены масла и фильтра (каждые 60 тыс. км). ИногдаИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 1993 год. В декабре дебютировала «Омега» второго поколения: седан и универсал. Бензиновые двигатели: четырехцилиндровый рядный (2,0 л, 85 и 100 кВт/116 и 136 л. с), шестицилиндровые V-образные (2,5 л, 125 кВт/170 л.с. и 3,0 л, 155 кВт/211 л. с), турбодизель - 2,5 л, 96 кВт/ 131 л. с. Коробки передач - механические или автоматические. Привод - задний. С двигателями V6 устанавливалась система ограничения тяги (traction control) для уменьшения пробуксовки при троганье и разгоне. В базовое оснащение входят ABS, две фронтальные подушки безопасности. • 1998 год. Новые фары с линзами «рыбий глаз» (взаимозаменяемы со старыми). В штатном оснащении добавились две боковые подушки. • 1999 год. Четырехцилиндровый рядный бензиновый двигатель - 2,2 л, 106 кВт/144 л. с, турбодизель с непосредственным впрыском - 2,0 л, 74 кВт/101 л. с. Обновлен внешний вид автомобиля: капот приобрел «клюв», новые бампера окрашены в цвет кузова, как и молдинги, изменилась передняя и задняя оптика, наружные зеркала (см. фото на предыдущей странице слева). В штатной комплектации появились легкосплавные диски R16 (ранее были R15). В интерьере изменилась панель приборов, декоративные вставки, обивки дверей. • 2000 год. Шестицилиндровые V-образные бензиновые двигатели - 2,6 л, 132 кВт/180 л. с. и 3,2 л, 160 кВт/218 л. с.зимой из-за дефекта в датчике положения селектора (он находится под днищем автомобиля) не удается включить нужный режим. Добираться к месту ремонта придется на эвакуаторе. Единственный карданный шарнир и обе эластичные муфты внимания не потребуют: служат сотни тысяч километров. То же относится ик редуктору. Масло в обычной коробке и редукторе, залитое «на весь срок службы», желательно менять каждые 90 тыс. км - наши «сроки» куда больше западных. Но не перепутайте: с двигателями 2,2 л устанавливали самоблокирующийся дифференциал - у него масло свое. Приводы колес служат по 250-300 тыс. км. После этого неизбежно появляется люфт в шлицах. Менять лучше привод в сборе - люфтят обе «гранаты». Подшипники ступиц держатся более 200 тыс. км; задние на универсале около 170 тысяч, если только автомобиль не поработал такси на рынке. СТОЙ - РАЗ, ДВА! Подвеской здесь придется заниматься не слишком часто. Самые слабые узлы стойки стабилизатора поперечной устойчивости служат в среднем 60 тыс. км, сайлент-блоки рычага передней подвески - 90 тыс. км. Шаровые опоры можно заменить отдельно. Долговечность их впечатляет - 200-250 тыс. км. Определить, что деталь меняли, просто: на заводе опору приклепываютЗа рулем 2/2004 199Задняя подвеска надежна. При обслуживании тормозных механизмов обращайте внимание на крепление колодок ручного тормоза - при коррозии щита колесо может заклинить. OPEL OMEGA В ДЕТАЛЯХБак и топливопроводы - пластмассовые, коррозии не боятся. Да и защита на месте.Клеммы аккумулятора со временем теряют контакт с проводами. Их нагрев при пуске двигателя - показание к замене. ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапасть Стойкость, ашм. США Комплект ремень ГРМ, ролики, помпа для двиг. Р4 (двис Р4 / V6) Регулятор холостого хода (двиг. Р4| Маслоотражатель (двиг Р4) Гидрокомпенсатор клапана Датчик массового расхода воздуха Комплект высоковольтных проводов |двиг.М/У6) Комплект сцепления (двиг. Р4 / V6) ШРУС в сборе Стойка стабилизатора передней подвески Сайлент-блоки / шаровая опора рычага передней подвески Рулевой редуктор / насос ГУР Маятниковый рычаг / рулевой наконечник Комплект передних/ задних тормозных колодок Передние / задние тормозные диски (за 2 шт.) Генератор (двиг 2,0 л) Переключатель наружного освещения Крыло переднее Капот (до / после 1999 года) Бампер передний (до / после 1999 года) Фара (до/после 1999) 182/417Звуковые сигналы расположены неудачно: им достается вся вода и грязь. Долго они не живут. i j ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Диагностика электронных систем автомобиля Диагностика износа двигателя с использованием эндоскопа Диагностика состояния кузова / ходовой части / подвески Замена поршневых колец, маслоотражательных колпачков, притирка клапанов (двиг. W / V6) Замена ремня ГРМ и сопутствующих деталей (двиг. Р4 / V6] Установка маслоотражателя системы вентиляции картера (двиг P4I Переделка системы питания двигателя с газа на бензин* (двиг. Р4 / V6) Замена сцепления (двиг Р4 / У/Б) Замена масла в АКП Замена сайлент-блоков / шаровой опоры рычага передней подвески Замена рулевого редуктора (двиг. Р( / V6) Замена насоса ГУ? (двиг Р4 / V6) Замена передних / задних тормозных дисков (за 2 шт.) Замена щита и колодок ручного тормоза Регулировка углов установки всех колес'Включая запчасти и расходные материалы.к рычагу, а при замене вместо заклепок устанавливают болты с гайками. Резиновые подушки задней балки, как правило, меняют из-за коррозии: резина отслаивается от металла. Амортизаторы служат около 200 тыс. км. Переднюю стойку меняют в сборе с верхней опорой: к этому сроку «подходят» подушка и подшипник. Ремонтировать подвеску вполне по силам самому, но менять сайлент-блоки лучше в фирменном сервисе: требуются специальный инструмент и знания. Не сориентированные по меткам детали быстро выйдут из строя. Тормоза «Омеги» хороши по всем статьям: цепкие, надежные, на всех машинах - ABS с продуманным алгоритмом управления, исключающим преждевременные срабатывания. Передние колодки у машин с механической КП изнашиваются за 30-40 тыс. км, с «автоматом» - за 20-25. Задние служат примерно вдвое дольше. При небольших годовых пробегах менять их приходится по другой причине: из-за коррозии накладка отваливается от основания. Дисков - как передних, так и задних - хватает в среднем на два комплекта колодок. Колодки ручного тормоза здесь упрятаны в задний диск, как на «Мерседесе». Крепятся они подпружиненными «солдатиками» к грязеотражательному щиту. Со временем щит прогнивает, «солдатики» проваливаются, и колодки, получив свободу, разрушаются за сотню-другую километров - конечно, если раньше не заклинит колесо. Поэтому при каждом обслуживании заднего тормоза проверьте состояние щита. Если машина прошла более 150-170 тыс. км, присмотритесь к рулевому редуктору и насосу ГУР. Течь жидкости из них или гул насоса - повод для серьезного торга. Агрегаты лучше менять. Переборка обходится немногим дешевле, но ресурс отремонтированных узлов невелик. Другие, менее значительные вложения потребуются примерно каж200 За рулем 2/2004Стоимость. долл. США 16-44207191539 223148/326 354/3002048/16/16656/896 76/120600 6269/55 1170/650 102/46 55/76 225/13512840/1350 124/1545656/52 56/128 80/276 48/64394 152 163376/455 360/430 276/300100 52дые 60 тыс. км: к этому сроку разбиваются наконечники рулевых тяг и маятниковый рычаг. МОКРОЕ МЕСТО У кузова и электрики общие враги влага и соль. При покупке обращаем внимание на внутреннюю поверхность передних арок, сварной стык задних и низ дверей: если герметик по шву вспучился, ржавые дыры не за горами. Болото под ковриками не так опасно для пола, как для жгута проводов, который по закону подлости проходит в самом низком месте - под ногами водителя и переднего пассажира. Если в салоне перестал гаснуть свет или центральный замок работает через раз, ищите «мокрое место». Избавят от проблем коврики с высокими бортами, хотя смотрятся они не очень элегантно. Можно обойтись впитывающими велюровыми, но сушить пол по крайней мере раз в год все же придется.На двухлитровом двигателе нередки отказы генератора (70-100 А) - пробивается диодный мост или обмотка. Ему достается больше воды из луж, да и нагружен он сильнее, чем 120-амперный на V6. А вот то, что слив из водосборника системы вентиляции устроили как раз над датчиком коленвала, иначе как заводским проколом не назовешь. Промокший датчик рано или поздно откажет, и тогда мотор не заведешь, но порой неприятность удается предугадать. Так, нередко неисправный датчик даже при газе в пол не дает двигателю набрать обороты выше 4000. Проблемы с пуском может вызвать и более редкая, но весьма коварная неисправность - отказ вентилятора блока управления. Без обдува блок перегревается и выходит из строя - бывает, навсегда. Если же при пуске с исправным аккумулятором гаснут все лампы, а стартер еле вращается, скорее всего, пора поменять клеммы на проводах к бата- OPEL OMEGA В ДЕТАЛЯХpee. Заводская заделка не отличается контрольная лампа. Дело в том, что ченадежностью, а плохой контакт вызырез нее питается обмотка возбуждения: вает перегрев и дальнейший рост соесли лампа перегорела, ток не идет. противления. Другое «мокрое место» - фары. С Отсоединение аккумулятора не при1998 года появилась новая оптика, водит к сбою в электронике. Потребуетс линзами. Освещенность стала намнося лишь ввести код магнитолы, устаного лучше, но возникла неведомая прежвить время и «обучить» стеклоподъемде болезнь: оригинальные фары «Ваники - трижды нажать «вверх» для заполео» часто запотевают изнутри. минания крайнего положения. «ПрикуА сквозь испарину - какой свет? Можривать» также можно без проблем. Тольно, конечно, попробовать «неоригико если выступаете в качестве донора, нал» или промазать стык герметиком. заглушите двигатель. Если батарея поНо проще поменять дефектную фару по стоянно разряжается, убедитесь, что гарантии (один год на оригинальную при включении зажигания загорается ее запчасть). Опыт показывает, что еслиДаже седаны могут похвастать большим багажником. А складывающиеся заднее и переднее пассажирские сиденья позволяют перевезти небольшой штабель досок. Предусмотрен и лючок для лыж.«Омега Караван» - один из самых вместительных универсалов.Приборная панель до 1998 года. На многофункциональном дисплее (справа от водителя) дата - наверху. Одометр - механический: скрутить пробег несложно.фара за год не потекла, то роса ей не грозит. С противотуманками - наоборот: после 1998 года фары с пластиком вместо стекла перестали трескаться после холодного душа из луж. Зато осталась другая проблема: в цепи противотуманок нет реле, а потребляют они 110 Вт. Поэтому со временем подгорают контакты переключателя, общего для всего освещения; приходится его менять. С 1995 года все «омеги» оснащены встроенным в ключ иммобилайзером. Впрочем, и без этого интерес угонщиков к ним невелик. Против «гоп-стопщиков» есть дополнительная защита - dead lock («мертвый замок»). Два нажатия на кнопку запирания дверей - и теперь, даже разбив стекло, дверь не открыть - тяга не поднимется. О разряженной батарейке пульта предупредит лампочка на нем (до 1999 года). Если же разрядилась батарея, а замок заблокирован, на машинах до 1998 года дверь удастся открыть только изнутри, подняв кнопку при вынутом ключе зажигания, а пробираться в салон придется через багажник. На «омегах» с 1999 года можно открыть дверь ключом, довернув его чуть больше обычного, до щелчка. Благодарим сервисный центр «ОПЕЛЬ КУНЦЕВО» за помощь в подготовке материала.За рулем 2/2004 201Панель после рестайлинга. Дата на многофункциональном дисплее переехала вниз. Появились вставки под дерево, иначе скомпонована консоль.