18
19
20
АКТУАЛЬНОЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮХанс Олоф Олссон (Hans-Olof Olsson) Родился в 1941 году в Швеции, окончил Гётеборгский университет (магистр политических наук) и Гётеборгскую школу экономики по специальности «информатика управления». В «Вольво» работает на различных постах с 1966 года. 1982-1986 - директор по экспорту маркетинговой службы продаж. В 1990- 1996 гг. - президент «Вольво карз Япония». 1996-1998 гг. - старший вице-президент «Вольво карз корпорейшн» по продажам в Европе. 1998-2000 гг. - старший вице-президент «Вольво карз корпорейшн», президент «Вольво карз Норд Америка». С 2000 года президент-генеральный директор «Вольво карз корпорейшн».С «ВОЛЬВО» по жизнирования, из-за которой мы не скоро сможем создать свое предприятие. Ситуация в России в определенном смысле похожа. Но, подчеркну, самое главНемногие бизнесмены могут похвастаться таким постоянством и верноное для нас - наращивать продажи мастью одной компании, как Ханс-Олоф Олссон (Hans-Olof Olsson), презишин, которые определяют дальнейшие дент-генеральный директор «Вольво кар корпорейшн». Он пришел рабодействия на рынке. тать в компанию в 1966 году, не президентом, разумеется, и с тех пор - На какие модели стоит рассчитывать, если начнется российская сборне менял места работы. Но не это стало причиной встречи главного редактора «За рулем» Петра ка «Вольво»? - В первую очередь, это новые S40 и Меньших с первым человеком «Вольво». Поводом послужили успехи комV50, которые, надеюсь, будут хорошо пании на российском рынке. продаваться в России. Что касается ос- Мы уже рассматриваем возможтальной программы, то многое зависит - «Вольво» - одна из самых известных в России иностранных автомобильность создания сборочного завода в от запросов клиентов. Например, ХС90 районе Санкт-Петербурга, но пока это - популярная машина, но дорогая. Для ных марок. Как это получилось? - Это началось давно. В Москве еще еще не оформилось в конкретный пролюдей, которые любят скорость и при МИД СССР создали департамент по ект. Пока главная задача - поддержамощь, прекрасно подошла бы S60 R. обслуживанию туристов и дипломатов. ние дистрибьюторскои сети. Прежде Модель S80 прочно укрепилась здесь в Видимо, ориентируясь на северное прочем задумываться о производстве, надо сегменте престижных автомобилей. исхождение, закупили автомобили убедиться, что оно будет оправдано, наПовышенным спросом пользуется S60, «Вольво». Нам же поручили их обслудо, чтобы на данном рынке продаваа вот V70, да и вообще универсалы не живание. И мы это делали на высоком лось минимум 10-15 тысяч автомобиочень популярны в России. уровне. Затем из Москвы сфера деялей. Конечно, это во многом зависит и - Новая линейка автомобилей «Вольтельности расширилась до Петербурга. от властей, которые либо предлагают во» разрушает представления о них, Теперь эти два города - главные центры более выгодные условия для местного как о чисто семейных машинах. производства, линашего бизнеса в России. Россия очень важный для нас рынок. бо вводят специДинамика продаж автомобилей престижных марок в России (шт.) В прошлом году мы продали здесь более альные импортпошлины. 5 тысяч автомобилей. И хотя это колиные чество не ставит Россию в число десяти «Форд», частью кокрупнейших рынков компании, думаю, торого мы являемчто рост ее экономики открывает шися, уже инвестиророкие перспективы для «Вольво». Для вал средства в нас важно создать здесь стабильную дипроизводство под лерскую сеть. Сейчас в России 15 дилеСанкт-Петербурров марки - из них семь в Москве и два гом, есть у этой компании и завод в Санкт-Петербурге. - Ну, а насколько близка перспектива в Китае. Кстати, действует российской сборки, как делают, скатам весьма сложная жем, БМВ и «Форд»? Или, по-вашему, система лицензиинтереснее производить в Китае? 18 За рулем 2/2004 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮЙТ'ЖИ! _И"^шш«Вольво-БДО». Вторая по популярности модель компании на российском рынке уступает место преемнице (см. тест на с. 70). Выпускалась с 1995 года в Нидерландах. Оснащалась четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями 1,8-2,0 л, 109-200 л. с. и дизельными 1,9 л, 102-115 л.с.«Вольво-вбО». Самая популярная в России машина шведского концерна выпускается с 2000 года. Комплектуется пятицилиндровыми двигателями: бензиновыми 2,3-2,5 л мощностью 140-250 л. с. и дизельными 2,4 л, 130-163 л. с. В 2003 г. появилась версия S60R с 300-сильным мотором.Традиционное шведское гостеприимство: в честь «За рулем» у штаб-квартиры «Вольво» подняли российский флаг. САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ МОДЕЛИ «ВОЛЬВО» В РОССИИ В 2003 Г .Медаль Volvo S40 Volvo V40 Volvo S60 Volvo V70 Volvo XC70 Volvo S80 Volvo XC90 ВСЕГО в % от общего числа 24,83,138,51,3 5,822,93,6 100«Вольво-С70» Четырехместные кабриолеты «Вольво» делает с 1998 года. В настоящее время предлагаются варианты с шестью силовыми агрегатами и тремя бензиновыми турбонаддувными пятицилиндровыми двигателями 163, 200 и 245 л. с.- Я думаю, что «Вольво» - прежде всего, надежные автомобили ив широком смысле семейные. Это относится ко всему модельному ряду. Хотя в нем есть и быстрые машины, и машины с откидным верхом. Мы только что запустили новый седан S40 и показали универсал V50. Следующим на этой платформе появится кабриолет. Мы разрабатываем его с итальянским дизайнерским домом «Пининфарина», но выпускать будем в Швеции, в Уддевалле. - «Вольво» имеет славу производителя безопасных автомобилей. Ремень безопасности тоже детище компании. Но в последнее время звезды EuroNCAP украшают борта других моделей. Что нового готовит компания? - Мы готовы поддерживать лидерство в этой области, и каждая новая машина выходит с чем-то новым и уникальным. Например, на ХС90 установлена система, предотвращающая опрокидывание: она уникальна для автомобилей данного типа вообще. В моделях S40 и V50 введено предупреждение о непристегнутых ремнях на заднем си-«Вольво-SSO». Эта престижная модель известна с 1998 года. Оснащается рядными пяти- и шестицилиндровыми моторами, устанавливаемыми поперечно: бензиновыми 2,0-2,9 л мощностью 140-272 л. с. и дизельными 2,4 л мощностью 130-163 л.с.«Вольво-ХС70». Полноприводный универсал с усиленной подвеской и увеличенным дорожным просветом (200 мм) приспособлен для трудных дорог. Нижняя часть кузова имеет дополнительную антигравийную защиту. Двигатели - бензиновый 2,5 л, 210 л. с. и дизельный 2,4 л, 163 л. с.«Вольво-ХСЭО». Автомобиль типа SUV для 5-7 человек. Создан на платформе ХС70, имеет аналогичную трансмиссию, дорожный просвет 218 мм. Выпускается в США с 2002 года. Двигатели - бензиновые 2,5 и 2,9 ли дизель 2,4 л. Разгоняется до 100 км/ч за 93си достигает 210 км/ч.За рулем 2/200419 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮСвободное время Ханс-Олоф Олссон проводит в загородном доме на западном побережье Швеции или на своей новой яхте. Олссон о первых шагах в компании: «Я работал над информатизацией различных процессов, которые сегодня так привычны. Это управление ресурсами, закупки, логистика, планирование производства, складской учет. Короче, информатизировал все - от поставок извне до конечной продукции». На вопрос почему он так надолго задержался в Японии, Ханс-Олоф Олссон отвечает: «Если Япония вам нравится ик тому же отвечает взаимностью, то нужно бы там пожить лет пять. Из служебного досье: «За время работы Олссона в Японии годовые продажи «Вольво» увеличились с7 до 20 тысяч автомобилей». Олссон о нынешних задачах: «Моя задача - управлять компанией так, чтобы у нее было стабильное будущее, чтобы марка была в числе первых и встретить успех. Наша цель быть лучше основных конкурентов». Но это на работе, а в частной жизни этот человек влюблен в природу и свежий воздух. Он использует любую возможность, чтобы насладиться природой и заниматься спортом. Он увлечен бегом настолько, что участвует в гётеборгском полумарафоне (дистанция 21 км) вместе со многими работниками предприятия. С укреплением «Вольво» как предприятия зародилось и понятие «дух «Вольво», которое объединяет очень многих людей. По этой причине, подчеркивает Ханс-Олоф Олссон, важно, что «Вольво карз» остается в Гётеборге, где есть многочисленные ассоциации, где крепки связи с родственниками, друзьями, теми, кто когда-то работал здесь.денье. Эти машины также оснащаются весьма продвинутой системой, предупреждающей водителя об опасных маневрах и отключающей источники внешней информации в критических ситуациях, чтобы не отвлекать его от дороги. Думаю, обеспечение безопасности езды и заблаговременное оповещение водителя - это те области, где мы будем энергично развивать наши усилия. Сфера безопасности имеет фундаментальное значение для «Вольво», и мы намерены впредь поддерживать нашу конкурентоспособность на самом высоком уровне. Можно дискутировать относительно корректности внешних крэш-тестов, но наши автомобили были и остаются самыми безопасными. - Безопасность дорого стоит. - Конечно, а сколького еще клиент не видит и не догадывается... Например, при изготовлении различных элементов кузова используются специальные марки стали. А исследовательская работа! Мы проводим обширные исследования, чтобы создать и выбрать наилучшие материалы для производства современных безопасных машин, что, естественно, увеличивает их цену. - А каким вы видите автомобиль «Вольво» через 10 лет? Ваши прогнозы насчет гибридных силовых установок, использования альтернативных видов топлива? - Через десять лет гибридных автомобилей станет больше. Но еще раньше мы представим рынку новые технологии, которыми занимаемся уже двадцать лет. В Европе будут преобладать машины с новейшими дизелями, в Японии и некоторых других странах заметно прибавится гибридных автомобилей. Я думаю, не произойдет значительных перемен по сравнению с сегодняшним днем - скорее, большие инвестиции пойдут в экологически чистые технологии. Все развитие будет определять диалог законодателей и производителей. В конце концов, и вы, и я - потребители и должны платить за автомобиль, а «чистая» технология может оказаться настолько дорогой, что его приобретение окажется просто не по карману. - Автомобиль должен быть еще и привлекательным внешне. Что можно сказать о развитии дизайна? - Язык дизайна «Вольво» изменился. Последние модели сильно отличаются от прежних коробообразных. Появились новые черты и формы, например, «плечи» и задние фонари, которых ни у кого больше нет. Решетка радиатора верна традициям. Но стоит обратитьвнимание на обновленный интерьер, особенно у машин S40 и V50. Например, центральная консоль, выполненная в новейшем стиле, выглядит весьма привлекательно. Судя по реакции клиентов, новые тенденции в дизайне «Вольво» пришлись по вкусу. Мы горды, что это заслуги собственного дизайнерского бюро. - Облицовка радиатора «Вольво» несет знак Марса. Что он означает для вас: приверженность традициям фирмы, победу над конкурентами или... это также и мужской знак? - Вначале этот знак был символом сталелитейного производства. Для меня лично он связан с историей «Вольво»: я видел эмблему с тех пор, как был маленьким мальчиком. Признаюсь, никогда не думал о ней как о знаке воинственности или каком-то другом символе. Для меня это знак фирмы, стоящий на ее продукции, символ традиций и стабильности. - Как влияет на традиции «Вольво» интеграция в группу «Форд» и проводимая последним унификация? - Когда «Форд» приобрел нашу компанию, его идея была - сохранить «Вольво» как «Вольво». Люди в городе Гётеборге и его окрестностях и есть гарантия того, что «Вольво» и впредь будет выпускаться. И все развитие производства, вся дизайнерская работа делается здесь, в Гётеборге. Я могу уверить вас, что машины «Вольво» останутся самими собой. И делать их продолжат люди, которые здесь живут и работают. Это основное ядро компании. Но надо понимать и то, насколько важны сегодня глубокая кооперация, обмен технологиями и компонентами. Так ив последних моделях S40 и V50 происходит обмен разработками с фирмами «Форд-Европа» и «Мазда». Что касается меня лично, то я стремлюсь быть ближе к людям, которые работают в компании, живу с ними одной жизнью. Может быть, я не знаю каких-то деталей, но стараюсь понять наш продукт - и старый и новый настолько глубоко, чтобы быть частью этого процесса, эмоций и чувств, которые возникают при создании автомобиля. - На ваш взгляд, если бы известная иностранная компания решила купить Волжский автозавод в Тольятти, это стало бы блатом или все-таки нужно надеяться на собственные силы? - Я считаю, надо стараться сохранить независимость до конца. В беседе принимал участие Владимир Соловьев.20За рулем 2/2004