216
217
218
Vir.vo«СУПЕР» В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ, АО «АВТОВАЗ»Быстро ездить у нас не только любят, но и умеют - было б на чем. На «десятке», хоть и подготовленной, международные соревнования не выиграть, нужна техника посерьезнее. Вот и пересели наши гонщики в «Мицубиси» да «Субару». Теперь, наконец, появились свои сани. В Тольятти построили раллийный аппарат по международным требованиям группы А6. Называется LADA Super 1600. Машину омологировали (то есть официально подтвердили соответствие) в версии kit car. По-русски - автомобиль-конструктор. Доработанный по требованиям безопасности кузов серийной «двенадцатой» начиняют агрегатами, специально предназначенными для спорта. Преобладают отечест216 За рулем 2/2004венные, но есть и импортные. Готовый автомобиль должен стоить не дороже 100 тыс. евро и существовать не менее чем в двадцати экземплярах. Впрочем, хранить «живые» болиды не обязательно - можно и россыпью, в запчастях. Автомобили этой группы популярны в чемпионатах Европы и мира среди юниоров. Заводы, хозяева техники, своих команд, как правило, не выставляют, но за участниками присматривают. Ведь в автогонках - год за три: где еще наберешь такую статистику отказов! На ВАЗе спортом ведает Управление форсированных испытаний. Пламенный мотор спорткара создали на базе серийного шестнадцатиклапанного двигателя 2112. В стремлении найти компромисс между надежностью, мощностью и ресурсом бились долго, ведь двигатель должен служить ровно сезон (10-12 тыс. км). Рабочий объем увеличили до 1600 см3, в основном, за счет хода поршня. Новое соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня - 82,5x74,8 мм против 82x71 у штатного. Коленвал с увеличенным радиусом кривошипа, измененными каналами смазки и облегченными противовесами. Маховик доработан под керамическое сцепление. Масляный картер - литой, увеличенный. Лишние полтора литра позволяют заполнить масляный радиатор и избежать осушения маслоприемника при резких маневрах. Еще лучше была бы система с сухим картером (когда запас В кокпите Super-1600 традиционный набор - анатомические сиденья, замшевый руль, приборный дисплей Stack, многоточечные ремни, резервуар автоматической системы пожаротушения, штурманское оборудование. На металлические накладки педалей спортсмены перед гонкой наклеивают... наждачную бумагу! С крупнозернистой шкурки нога точно не соскользнет.Снизу к блоку привернута пятимиллиметровая стальная плита. Она связывает стенки корпуса и коренные опоры, придавая конструкции особую жесткость. Шейки коленвала обработаны с учетом нужного размера кривошипа, противовесы - облегчены.Поршни - облегченные, кольца - от серийного «Фольксвагена». Оригинальный шатун фрезеруют из поковки. Его длина - 135,1 мм (типовой - 121 мм) - с таким шатуном давление поршня на стенку цилиндра ниже, оттого меньше потери на трение.масла хранится в отдельном баке) и двумя насосами - нагнетающим и откачивающим, но требования ФИА этого не позволяют. С учетом возросших нагрузок в парах трения несколько увеличили давление масла, поджав пружину редукционного клапана. Блок венчает головка, уплотненная серийной прокладкой. Болты крепления толще штатных - от «восьмерки»: дополнительная пара миллиметров в диаметре стержня дала существенное повышение жесткости. А вот в самой головке от серийного образца - лишь отливка. Изменены впускные и выпускные каналы по сечению и форме. Распредвалы - с подъемом клапана 12,3 мм (у серийного - 7,6 мм). Чтобы при максимальных оборотах клапан не зависал (как говорят специалисты, не разрывалась кинематическая связь между кулачком и стержнем клапана), конструкторы разработали и запатентовали кулачки особого профиля. В пару к ним подобрали пружины с одногоМощность двигателя - 190 «лошадей» (140 кВт) при 8700 об/мин! Крутящий момент тоже неслабый - 164 Н-м при 6800 об/мин. У прародителя эти же показатели составляют 91 л. с. при 5600 об/мин и 1273 Н-м при 3700 об/мин. Ушел вверх и рабочий диапазон оборотов коленчатого вала - 6500-9000. Шестиступенчатая кулачковая коробка передач - фирмы Sadev, металлокерамическое сцепление Sachs. Появление инородцев вполне объяснимо. Например, корпус серийной коробки передач для могучего мотора слабоват. За рулем 2/2004 217 РАЛЛИИНАЯ ВЕРСИЯ ВАЗ-2112Серийный кузов ВАЗ-2112 усилен, доработаны места крепления агрегатов, установлен каркас безопасности. Каждый аэродинамический элемент тщательно просчитан, доведен в аэродинамической трубе и выполняет определенную задачу. Профили нижней части бамперов и «бугор» позади крыши увеличивают прижимную силу. Воздухозаборник над ветровым стеклом гонит свежий воздух для экипажа. Накладки порогов защищают боковины кузова и стекла от грязи, снега и песка.Форсунки сняты с насиженных мест и отодвинуты подальше от клапанов слишком высока скорость потока. Прежнего расстояния не хватало для полноценного смесеобразования. Столь горячий темперамент двигатеиз серийных моторов «Опель». Они пого впуска. На входе - дроссельный патля потребовал свечей с более высоким рубок большого сечения с одной заслонкалильным числом. Управляет всем хосильнее обычных на 5-8 кг. Приводные шестерни - разрезные. кой диаметром 60 мм (в серии - 52 мм). зяйством контроллер «Январь-5.1» по Вопреки бытующему мнению они предПрежде такие делал «Пекар», теперь ВАЗ специально разработанной программе. Почти все датчики те же, что ив серии. назначены вовсе не для подстройки мообходится своими силами. тора под ту или иную трассу. Установка Воздушный фильтр - текстильный, Пострадал только один - массового расрассчитанных конструктором углов пепропитан маслом. При проверке на хода воздуха. Его заменили датчиками рекрытия фаз - дело тонкое. А заложить стенде проявил себя молодцом: не устуабсолютного давления и температуры, этот параметр в технологию изготовлепив родному по степени очистки, покаустановленными в рампе. ния (как на серийном моторе) в спорте зал меньшее сопротивление. Вы, конечно, удивитесь, но экологи нельзя - слишком велика погрешность. Питается двигатель товарным бензидобрались и до автоспорта. И в техниВращая разрезную шестерню относином АИ-98. Хранилище - мягкий 40-лическом регламенте появилось требовательно вала, сборщик выставляет нужтровый бак из прорезиненной ткани на ние о нейтрализаторе. На вазовском авный угол, обходя огрехи производства. месте запасного колеса. Внутри он затомобиле спортивный отличается от сеЕсли что в этом моторе и понадобитполнен пенополиуретаном вроде строирийного большими проходными сечеся регулировать, так это зазоры в прительной пены - в него и впитывается тониями и металлическим (а не керамиводе клапанов. Ведь гидрокомпенсатопливо! Оно не плещется на ходу, а при ческим) носителем. Металл лучше отров здесь нет - при столь высоких обоповреждении стенки вытекает постеводит тепло и держит удар. Правда, пенно. Пара электрических насосов и стоит такой намного дороже. ротах они неработоспособны. Клапанная крышка более низкая и подключена параллельно. Тумблеры упПилотирует автомобиль один из веабсолютно плоская, ведь на нее ставится равления у пилота. Сломается один надущих раллистов России, мастер спорта ресивер, один из элементов настроенносос - он легко активирует резервный. международного класса Александр Никоненко. По его словам, взаимопонимание с новой техникой возникло почти сразу. Машина получилась комфортной для гонщиков (порой живущих в кокпите по 10-12 часов непрерывно) и удобной для механиков. Ее легко адаптировать к любым дорожным условиям. Предусмотрены два типа подвески (для асфальта и гравия), пять видов стабилизаторов и бессчетное количество всяких регулировок. Но главное у автомобиля высокий потенциал. И если в 2003 году вазовцы ездили быстро, как только возможно, в наступившем Подвеска всех колес - независимая, рулевое управление - с гидроусилителем, торпоедут... еще быстрее! . • моза - АР Racing, кованые колеса - отечественные ВСМПО.218 За рулем 2/2004