88
89
90
91
ТЮНИНГ: ШИНЫВСЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИИ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВКОЛЕСАМИ ТЮНИНГ: ШИНЫизнь внесла коррективы в нашу тюнинговую программу. Конечно, жалко украденный автомобиль ВАЗ-2114 (ЗР, 2003, № 11), но еще обиднее за пропавшие результаты многомесячного труда. И все же мы продолжаем задуманное. Выбор шин для быстрой езды всегда был делом недешевым и сугубо индивидуальным. Кто-то довольствуется заводской размерностью, покупая покрышки породистее штатных. Это практично, но есть одна проблема - размеры большинства современных топ-моделей, ориентированных на горячих драйверов, начинаются с 15, 16, а то и 17 дюймов. Зачастую для того, чтобы приспособить к ним почти стандартный ВАЗ, нужна переделка колесных ниш и очень тщательная настройка шасси. Зато достигнутый результат впечатляет. На больших колесах автомобиль не только смотрится иначе, но и ездит по-другому, приобщая хозяина к ранее недостижимому миру скоростей и перегрузок. Естественно, одни только шины не научат машину ездить быстро и правильно. Здесь нужна серьезная перестройка двигателя, коробки передач, тормозов и шасси. Именно поэтому в своем внезапно прерванном эксперименте с «четырнадцатой» мы сначала доводили сам автомобиль, оставив нюансы на потом. Увы, в сложившейся ситуации приходится прибегать к обходным технологиям. В качестве автомобиляшиноносителя выбран изрядно потрудившийся ВАЗ-2112, на который московские доработчики из фирмы «Протек» установили свой тюнинговый вариант передней и задней подвесок, а в коробку передач - знакомый читателям «18-й» ряд шестерен производства «ТоргМаш». Остальное в машине без изменений. Зато уделили внимание шинам в нынешнем тесте мы не просто определим лидера, а сравним несколько вариантов наиболее популярных размерностей и выясним, каковы негативные последствия установки нестандартной резины. Конечно, 16- и 17-дюймовые колеса пока не рассматривались: не тот бюджет, не тот уровень доводки автомобиля. Друг с другом состязались базовые 14-дюймовые и различные варианты 15-дюймовых покрышек.ЖMichelin Pilot ExaltoСтрана-производитель ИталияMichelin Pilot ExaltoСтрана-производитель ИспанияI Размерность и индекс допустимой скорости 185/60R14H (210 км/ч) I Тип рисунка протектора - направленный I Цена $88I Размерность и индекс допустимой скорости185/55R15V(240KM/4)^1ш2вь$129I Тип рисунка протектора - направленный I Ценадюймовой размерностях, отводя эту нишу исключительно шинам стандартным. Вот и получается, что «Экзальто» хоть ив преклонном возрасте, но самые спортивные из серийных. Действительно, покрышки изо всех сил стремятся подтвердить былую славу. Жесткое, шумное качение, резкие темпераментные реакции весьма эффектно подчеркивают тюнинговую направленность нашего авто. К сожалению, последнее далеко от совершенства, особенно его управляемость. Уж слишком активно «двенадцатая» стремится выскользнуть наружу поворота, упорно не желая подменить проскальзывание передней оси какими-либо другими реакциями. Что же - на асфальте это даже упрощает управлениеТормозной пуль (100 -О ки/ч),м на сухом асфальте BrKHjeslolK G3 1 9i*50R15 Ounlop Span 9000 ' 95:50 F Michelin Pilot Eiaitoавтомобилем, а весьма неплохие, особенно в сравнении со стандартными, шины придают его поведению стабильный и хорошо прогнозируемый характер. Особенно на мокром покрытии. И все же душе чего-то не хватает. Много скольжений в поворотах, буксования при разгоне, да и результаты специальных тестов далеки от рекордных. Радуют разве что динамические показатели - как-никак, самый лучший результат.«МИШЛЕН-ПИЛОТ ЭКЗАЛЬТО». 15 ДЮЙМОВНесомненно, сцепные свойства улучшились. Это сразу заметно по результатам замеров. Интереснее стал автомобиль ив управлении. Теперь «двенадцатая» куда охотнее реагирует на подруна мокром асфальте«МИШЛЕН-ЛИЛОТ-ЭКЗАЛЬТО». 14 ДЮЙМОВЗнатоки тюнинга сразу возразят - старовата эта шина для нынешних испытаний. Сейчас пора примерять «Мишлен» модели «Пилот-Спорт». Беда в том, что его просто не выпускают в 14- и 15-Michelin Pilot Exalto IS'I '40За рулем 2/200489 ТЕХНИКАPirelli Р7Страна-производительТЮНИНГ: ШИНЫDunlop Sport 9000Испания Страна-производитель ЯпонияBridgestone Potenza G3Страна-производитель ЯпонияI Размерность и индекс допустимой скорости185/55R15V|240KM/4)I Размерность и индекс допустимой скорости 195/50ZR15 (свыше 240 км/ч) I Тип рисунка протектора - направленный I Цена $120*I Размерность и индекс допустимой скорости 195/50R15V (240 км/ч) I Тип рисунка протектора - направленный I Цена $120*I Тип рисунка протектора - асимметричный I Цена $150ливания в быстрых поворотах, а при сбросе газа еще и норовит подыграть задней осью, провоцируя к темпераментной езде. Вольнее можно обращаться с педалью акселератора и на выходе из виража. Большие запасы позволяют раньше начинать разгон. То, что сцепных свойств прибавилось, чувствуется и при выполнении специальных маневров «переставка» и «поворот». Словом, 15-дюймовая шина превосходит стандартную соперницу, почти во всех номинациях. Конечно, эти шины не эталон, но преимущества 15-дюймовых очевидны - как, впрочем, и недостатки. Даже с измененной по передаточным числам коробкой передач «двенадцатая» тут же реагирует на увеличе*Цена на рынках Москвы.ние размера обуви снижением «максималки», ухудшением динамики и эластичности. Такова плата за возросшую безопасность.«ПИРЕЛЛИ-Р7»С этой шиной сложилась весьма необычная ситуация. Знакомясь с «Пирелли» в обкаточных режимах, чуть было не забраковали покрышку применительно к тюнинговым задачам. Уж больно комфортной показалась Р7 после жестких и агрессивных «мишленов». А здесь спокойный, уравновешенный характер, достаточно мягкое качение по мелким неровностям и никакой тебе резкости или напористости. Словом, надежно, но скучновато. Торможение на сухом асфальте подтвердило первонана мокром асфальте Pirelli Р7 185/55 R15 Dunlop Sport 9000 19M>0R Bridgestone G3 195/50 R15чальные предположения. И тут вдруг началось: лучший результат во всех «мокрых» номинациях и небольшой проигрыш более мощному и широкому лидеру на «переставке». Столь стремительный прорыв заставил задуматься. Ведь то, что эта шина будет жестко соперничать с «Мишленом», было очевидно, но ее серьезное вторжение в предполагаемую группу лидеров стало совершенно неожиданным. И все же - четкие реакции, отменные сцепные свойства и очень стабильные результаты на мокрых покрытиях заставили потесниться группу более мощных покрышек.«ДАНЛОП-СПОРТ-9000»Автомобиль вновь стал жестким, резким, напористым. Немного насторажиПредельная скорость при маневре "поворот" ка мокром асфальте, км/чПредельная скорость при маневре "перестзвка" км/ч на сухом асфальте Bn4qesloneG3 195/50 R15M.1 (1,190.6 89.6 87.3 BndgestoneG3 195/50 R1 Dunlop Sport 9000 Mictiefin Pilol Exalto 185/55 R1 Mictielin Pilot Exalto 185/60 Ri A 74Л 74,1 74 72,8 I 70 I ' ' 75Michelin Pilot Ejalto Micftelm Pilot Eialto iIИ 100Michelin Pilot Eialto 185/55 R1 Michelin Pilot Exalto 185/60 R1I 'I85i5590За рулем 2/2004 ТЮНИНГ: Ш ИНЫуверенно заявляет, что эти шины могут «сбросить» еще несколько метров тормозного пути. Дескать, необходимо вмешательство в конструкцию, ибо серийная схема не рассчитана на подобные сцепные возможности. Лишь мокрый асфальт несколько усмиряет цепкий нрав «G-третьих», весьма наглядно доказывая, что даже очень современные технологии пока не в силах обеспечить полной универсальности. Но ив этих условиях «Бриджстоун» лишь немного сдает позиции, уступая лидерам в основном по точности управления. ПОДВОДИМ итоги Очевидно, чем крупнее и шире шина, тем напряженнее станет жизнь мотора и трансмиссии. Применительно к стандартному вазовскому двигателю 15Разгон (0-100 км/ч), с дюймовые покрышки, вне зависимости от ширины и высоты профиля, проигрывают 14-дюймовым в максимальной скорости, динамике и эластичности. Понятно, что лишь более серьезная тюнинговая программа позволит нивелировать этот недостаток. 1 80 - 1 20 км/ч Иное дело - тормоза и управляеч 19.3 мость. Здесь как раз наоборот: чем шияк ре шина, тем лучше результат. Стоит 21,1 185/55 R15 помнить ио тесных колесных нишах ^> 22 195/50 R15 всего «десятого» семейства. По нашему i • i . , |,•-. i 1 ' ' ' I ' ' ' мнению, для серийной машины пред20 22 18 19 21 почтительны легкосплавные диски которому удается очень точно управ6-6,5Jxl5 с вылетом (ЕТ) 32-35 мм и шинами 185/55R15. Но даже в этом валять машиной. рианте надо быть готовым к тому, что при больших углах поворота колеса мо«БРИДЖСТОУЬНЗЗ» На сей раз создатели не обошлись без гут слегка цеплять за лонжероны. Главное при выборе шин - понять, использования высоких технологий. На первых тестовых километрах шины не что вам нужно. Для антуража и привлепоражают высокой точностью, резкочения внимания окружающих хороши стью или импульсивностью передачи любые нестандартного размера. Если команд водителя. Тот же «Данлоп» поже хотите ездить по-настоящему быстначалу выглядит куда предпочтительро - пожалуй, стоит обратить вниманее. А эти - вроде бы держат дорогу, но ние на двух лидеров этого теста отклики «двенадцатой» подрастеряли «Бриджстоун-СЗ» и «Пирелли-Р7». Они упругость, став излишне вязкими. Одразные по своей идеологии. Если нако после нескольких быстрых пово«Бриджстоун» покоряет отменными ротов шины прогреваются и что-то неспособностями на сухом асфальте, доумолимо меняется в поведении автомоказывая, что это очень качественный биля. Он начинает «липнуть» к асфальпродукт для любителей быстрой езды, ту, позволяя взвинчивать и без того выто сила «Пирелли-Р7» - в их поведении сокий темп езды. Кажется, только что на мокрых покрытиях. Здесь эти шины в знакомом повороте машина плавно вне конкуренции. выскальзывала наружу, а теперь едет Остальные соперники попроще. как по рельсам, потрескивая усилителя«Данлоп-Спорт-9000» неплох для решеми кузова от непривычных боковых пения большинства тюнинговых задач, регрузок. но ему чуть-чуть не хватает стабильноТорможение на сухом асфальте таксти и сцепных свойств. Ну, а «Пилот-Экже подтверждает серьезную заявку на зальто» просто немного устарел. Ему лидерство. После нескольких циклов на бы приобщиться к современным техно«двенадцатой» начинают дымиться логиям - глядишь, результаты показал о фирменные колодки ATE, а водитель он совсем иные.Динамические показании Максимальная скорость, км/чЭлас1ичнос)ь.с 60 - 1 00 км/ч1!U5/55 R15 И5/50 R15 А,5Ш> !> I * 12.0 ' ' . | . 12.5 . . . 40126 13.0 13,1 I 13.5тi1 11 .1вают лишь возросшие усилия на рулевом колесе, напрягающие даже при спокойной езде, - сказывается иная размерность. Неприятно и то, что при кренах кузова задние колеса задевают за отбортовки крыльев. Приходится даже поработать молотком, чтобы продолжить испытания. Похоже, 195/50R15 предел для всего «десятого» семейства, по крайней мере, без подгонки кузова. В процессе испытаний довольно быстро выясняется, что напористость «Данлопа» не подкреплена надежным контактом с дорогой. Торможение на мокром покрытии вдруг делает автомобиль столь нервным и нестабильным, что водителю никак не удается найти оптимум между максимальным замедлением и усилием на тормозной педали: «двенадцатая» то резко блокирует колеса, то неожиданно демонстрирует очень неплохой результат. Увы, осредненный итог не впечатляет. Тем не менее, резкость и напористость берут свое в управляемости. Здесь «Данлоп» не лучший, но демонстрирует высокие и стабильные показатели. Основное достоинство этой шины при выполнении специальных маневров - быстродействие, благодаряЗа рулем 2/200491