138
139
ИНОМАРОК В РОССИИ В 2003 ГОДУДАЕШЬ П1 Продажи автомобилей в прошлом году во всем мире упали. В Западной Европе на 1,3% (данные Европейской ассоциации автопроизводителей АСЕА), причем в конце года, в декабре, и вовсе на 1,8%. А в России, напротив, весь год и продажи иномарок, и цены на них (в среднем на 5-10%) росли. В итоге зафиксирован очередной рекорд: почти двукратный рост продаж за год - свыше 220 тыс. машин. Можно смело предположить - полумиллионный рубеж будет преодолен через год, максимум два. Не позже... ПОПАЛИ В ДЕСЯТКУ Совершенно закономерно первое место заняла корпорация «Дженерал моторе». Она реализовала в России 29 771 автомобиль: 8339 ввезено в Россию, остальные (21 432) - вседорожники «Шевроле-Нива», собранные на СП «GM-АвтоВАЗ». В минувшем году было продано 7318 автомобилей марки «Опель» (рост по сравнению с 2002 годом - 255%), причем лидировал «Опель-Астра» (3859 машин). Далее идут: 605 «Шевроле» (без «Нивы», +220%), 375 СААБ (+188%) и 41 «Кадиллак». В 2004 году «Джи-Эм» грозится заметно прибавить, в первую очередь, конечно, благодаря «Шевроле-Ниве» и «Шевроле-Виве» (бывшая «Опель-Астра»), сборка которой должна начаться в Тольятти в сентябре. На второе место неожиданно для многих вышла компания, не имеющая в России сборочного производства. О разительном росте продаж (в три раза превышающих прошлогодние) объявила «Тойота мотор». Через сеть официальных дилеров было продано 25 075 «тойот» и 1397 «лексусов» (всего 26 472) - результат правильно выбранной ценовой и маркетинговой политики. Лидерами стали «Королла» (8772), «Камри» (6404 - победитель в бизнесклассе) и «Ленд-Крузер-100» (3047). Последних продано в четыре с лишним раза больше, чем в 2002 году; впереди вседорожник RX300 (912 шт.). Кстати, в 2004 году «Тойота мотор» планирует реализовать в России уже 30 тыс. автомобилей. Замыкает тройку лидеров «Форд», продавший 20 712 автомобилей. Чемпион, естественно, «Фокус» made in138 За рулем 3/2004Ш Ш ШГШШИГОРЬ МОРЖАРЕТТОVsevolozhsk - 15 876 шт. Далее идут «Мондео» (2770) и «Маверик» (665). По словам президента «Форд мотор компани» Хенрика Нензена, компании удалось достичь рекордных для себя в России продаж не только благодаря производству во Всеволожске, но и специальным программам кредитования и расширению дилерской сети. Планы на 2004 год - не менее 30 тыс. автомобилей. Потихоньку сдает лидирующие позиции неизменный «номер 1» прошлых лет - компания «УзДэуАвто», хотя про-В 2003 году в России продано более 220 тысяч новых иномарок. Это абсолютный рекорд в набирающем силу сегменте рынка.дажи и растут: в 2003 году в России продано 20 255 автомобилей «Дэу», изготовленных в Узбекистане. Как и раньше, лидер «Нексия» - 14 722 машины, но продано также 5533 микролитражки «Матиз». В результате показатель 2002-го (12 148) превзойден более чем на 8 тыс. Тем не менее в последние годы решающим фактором приДесять самых успешных иностранных компаний в России (продано автомоби лей в 2003 г., шт.)* С учетом продаж «Шевроле-Нивы».покупке для россиян становится не только цена. Это можно проследить по динамике продаж компании «Мицубиси»: она в 2003 году реализовала в России 17 663 автомобиля - на 116% больше, чем годом раньше (8176). Почти половину объема продаж составила «Каризма» - 7867, далее идет прошлогодний лауреат Гран-при «За рулем» обновленный «Лансер» - 2758 машин. Выросла в общем объеме продаж фирмы доля вседорожников (28%), их продано почти 5 тыс. штук (4935): «Паджеро» на третьем месте (1508), на четвертом «Спейс-Стар» (1409). Далее в списке по продажам стоят две корейские компании. У «Хёндэ мотор» они выросли по сравнению с 2002-м в 2,6 раза - 14 561. Наибольшей популярностью в 2003 году пользовался у нас «Акцент», продажи которого составили 6198 шт. (сборку этих машин ведет Таганрогский автозавод) и«Гетц» (4132). В прошлом году в России было реализовано 12 420 автомобилей марки КИА - в 2,3 раза больше, чем годом раньше, при этом 77% продаж пришлось на долю калининградского «АвтоТОРа» - 9548 автомобилей. Лидером остался «КИА-Рио» (5479) - он в 2003-м вошел в десятку самых популярных иномарок в России. На 64% (с 1467 автомобилей до 2406) выросли продажи вседорожника «Спортидж». Далее идут «Сефия»/«Шума» (2066) и представительский «Мажентис» (836). Уже пятый год подряд увеличивает продажи «Рено», и не только у нас, но иу соседей. За 2003 год рост в России составил 36,2%, на Украине 51,8%, а в Белоруссии - 72,8%! Компании удалось упрочить свои позиции, несмотря на неблагоприятную ситуацию, вызванную усилением евро. За год дилерская сеть выросла на 20 салонов (до 83 в 33 городах), а гарантия на новые автомобили «Рено» в России увеличилась до 2 лет (без ограничения пробега). В итоге «Рено» на почетном восьмом месте: продано 11 357 автомобилей, что на 36,2 % больше, чем в 2002 году. Самая продаваемая у нас модель, естественно, «Клио» - 5741 автомобиль (5212 «Клио Символ» и 529 «Клио»). С появлением нового «Мегана 2» продажи автомобилей этого семейства выросли на 35% и достигли ИТОГИ ПРОДАЖ ИНОМАРОК В РОССИИ В 2003 ГОДУпочти четырех тысяч (3934). А модель «Кангу» стала в 2003-м бесспорным лидером в своем сегменте (продано 797 штук). У японского «Ниссана» в минувшем году дела в России шли не лучшим образом, хотя продажи и увеличились на 18%. Причина та же - евро, который появился в ценниках автосалонов в начале года. В итоге было продано 9470 «ниссанов» (против 8026 в 2002-м). Лидер «Премьера» - 3041 шт., на втором месте - «Алмера» (2587). С нового года японская фирма снова вернулась в долларовую зону, чем, наверное, не преминут воспользоваться покупатели. Замыкает «великолепную десятку» «Пежо» - продажи автомобилей этой марки в 2003 году составили у нас 8850 автомобилей (рост - 23%). Судя по годовому отчету, компании принадлежит 5,7% российского рынка иномарок.• 5533 [4717«Дэу-Мвтиз» И 2003 г.Десять самых популярных в России иномарок по итогам продаж (шт.) в 2003 г.В РОЛИ догоняющихПервую десятку покинули все без исключения марки германского концерна «Фольксваген-Ауди групп», еще недавно занимавшие верхние строчки в рейтингах продаж. Было реализовано всего 7408 «фольксвагенов» (6335 легковых и 1073 коммерческих) - падение свыше 7%! И виной тому не только сильный евро, но и попытки позиционировать «народные» автомобили в классе «премиум», из-за чего компания теряет в России свои позиции производителя доступных средств передвижения. На первом месте среди легковых автомобилей, как и раньше, «Пассат» - 2994 шт. (3543 в 2002-м), на втором - не самый дешевый вседорожник «Туарег» (1089). Исправить положение, скорее всего, собираются выводом на наш рынок пятого поколения «Гольф», обновленных «Пассата» и «Шарана». Дочерняя «Шкода» продала за прошлый год 6291 автомобиль (минус 37% - абсолютный рекорд падения на нашем рынке). Лидер продаж по-прежнему «Октавия» - 3611 шт., далее - «Фабия» (2112). В десятке лидеров их уже нет - стали дороги, да и устарели изрядно. По слухам, премьера полностью нового поколения «Октавии» состоится уже скоро - в Женеве. А вот шведская «Вольво» медленно, но верно наращивает объемы продаж: в 2003-м они выросли на 72% и составили 5027 автомобилей. Самой популярной моделью стал седан S60 - 1965 машин, на втором месте - S40/V40 1351, на третьем - седан бизнес-класса S80 (1174).Еще более быстрыми темпами растут продажи у японской «Сузуки» за год больше чем в два раза (4044 против 1912). Самым популярным в ее линейке стал вседорожник «Гран Витара» (2684 шт.). Лидером среди немецких производителей автомобилей класса «премиум» по-прежнему остался концерн из Баварии: в России было продано 3902 автомобиля марок БМВ и «Мини» (против 3886 в 2002 году). Самой популярной оказалась «пятерка» - 1268 машин, чуть отстала третья серия 1220. А еще граждане небогатой России купили за год 641 «семерку», 571 вседорожник Х5, 73 родстера Z4 и один - Z8. Весной 2004 года на заводе «АвтоТОР» в Калининграде начнется производство новой БМВ 5-й серии и представительских лимузинов 7-й серии. Компания связывает с этим надежды на рост продаж. Реализация «Хонды» в России возросла до 3574 автомобилей, что в 2,7 раза больше, чем в 2002 году (1340). Самая популярная модель, как и прежде, «паркетник» CR-V - 1780 автомобилей. Следом за ним идут «Аккорд» (828) и HR-V (681). Наконец-то есть повод порадоваться представителям концерна «ДаймлерКрайслер»: количество проданных в России автомобилей выросло на 48% и составило 4714 шт. Хорошо расходились легковые автомобили «МерседесБенц» (3205 машин, +50,4%), значительно улучшились позиции марки «Крайслер» и «Джип» (761 - в 2003-м, 380 - в 2002-м). А еще в прошлом году российские номера получили 12 автомобилей «Майбах» - больше, чем во всей Восточной Европе...Рост продаж иу французского «Ситроена» - 3160 машин против 2272 в 2002-м. В лидеры вырвался СЗ - 1107, на втором месте С5 - 915 машин. У концерна «Ауди» хоть и наметился заметный рост (3111 автомобилей против 2700 в 2002-м), но уровень других членов Большой Тройки в классе «премиум» еще не достигнут. Бесспорным лидером в линейке компании стал А4 (1257 автомобилей), на втором месте А6 (815), на третьем - А8 (523). Хуже всего продавался А2 - всего два автомобильчика... Чтобы «подстегнуть» интерес к моделям из Ингольштадта, фирма пошла на беспрецедентный ход: отныне все цены - только в долларах. Компания «Мазда», которая официально на российском рынке представлена совсем недавно, демонстрирует рекордный рост продаж - за год в три раза (1862 против 641). Абсолютным лидером стала новая «Мазда-6». Отмечен заметный рост (+88,6%) и у британской фирмы «Ленд-Ровер» за год продано 1582 автомобиля (574 «Рейндж-Ровер», 521 - «Дискавери», 354 - «Фрилендер» и 133 - «Дефендер»). Видно, никогда не пройдет в России мода на вседорожники. Замыкает список компаний, сумевших преодолеть рубеж в тысячу автомобилей, японская «Субару», которая за год продала в России 1272 машины (в 2002-м - 571). Самой популярной моделью стал вседорожник «Форестер» (472), следом идут «Легаси» и «Легаси Аутбек» (433). В целом же можно сказать, что год для иностранных автоконцернов в России удался. Особенно для тех, кто организовал здесь сборочное производство или, несмотря на все соблазны, продолжал держать цены в долларах. Они сегодня - «на коне». И если не будет никаких политических или экономических потрясений (а прогнозы пока благоприятны), не изменятся таможенные пошлины, рост продаж продолжится ив этом году. На проектную мощность выйдут сборочные заводы во Всеволожске, Калининграде, Таганроге, Тольятти, в салонах появятся новые модели... Так что полмиллиона не кажутся такой уж нереальной цифрой. Во всяком случае, в 2005 году. В этом году мы несколько изменили подсчет проданных в России иномарок. Включили российско-американскую «Шевроле-Ниву» и, наряду с легковыми, в суммарных числах продаж учитывали и коммерческие такие, как «Рено-Кангу» или «Ситроен-Берлинго». К иностранным же грузовикам мы обратимся позже, •За рулем 3/2004 139