168
169
СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗР&ДЕЛО О ДОБРОМ МЕНЕДЖЕРЕ- Страховая компания отказывается мне выплачивать деньги! - заявил прямо с порога Михаил С. То, что он рассказал, больше похоже на сюжет кинодетектива, чем на реальное событие. А все начиналось так обыденно... ЛОВКОСТЬ РУК - И НИКАКОГО АВТОМОБИЛЯ Новый «Мицубиси-Галант» Михаил приобрел два года назад и был очень доволен: комфортный, престижный, ни разу не подвел хозяина. Потому он так расстроился, когда на стоянке какой-то «чайник», паркуясь, немного помял крыло его «ласточки». Машина была застрахована, и Михаил сразу обратился в страховую компанию - благо по правилам страхования небольшие повреждения оформлять в милиции не обязательно. Вежливый менеджер быстро оформил все документы и через полчаса Михаил держал в руках направление в фирменный автосервис. Туда168 За рулем 3/2004СЕРГЕИ ВОЛГИНС. позвонил прямо из офиса страховой фирмы. - К сожалению, на сегодня все занято, - вежливо ответил ему по телефону женский голос, но можем вас записать на среду, на 12 часов. Михаила это устроило, он согласился и поехал по своим делам. Через некоторое время зазвонил мобильный телефон. Мужчина, представившись менеджером автосервиса по работе с клиентами Петром И., предложил: «Вы сегодня записались на среду, а у нас неожиданно образовалось «окно», буквально через час Можете подъехать?» «Конечно!» - ответил Михаил - до сервиса было рукой подать. Когда он подъехал к воротам, его уже ждал молодой человек, который помог припарковать машину и пригласил в офис. По дороге еще раз представился и вручил визитку. В зале менеджер взял у Михаила документы на машину и предложил присесть за столик,полистать журналы, пока будет оформляться заказ-наряд. Через несколько минут менеджер попросил Михаила подписать заказ - и Михаил легко поставил росчерк, практически не читая: его окружали такие вежливые люди, какие могут быть сомнения... «Через пару дней мы вам позвоним, - уверенно сказал менеджер, - и вы не найдете места, где была вмятина. Машина будет как новенькая! Не беспокойтесь ни о чем, а в цех я ее сам отгоню». Михаил без малейших сомнений оставил на сервисе машину, ключи, только удивился - а документы зачем? Ответ развеял все сомнения. Оказывается, они необходимы, чтобы в случае чего не пришлось объясняться с сотрудниками правоохранительных органов. Ремонтировать-то предстоит переднее крыло -любая проверка сразу заинтересуется: может, машина угнанная или скрылась с места ДТП. А раз документы есть, то и подозрений никаких... СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДействительно, ровно через два дня, в среду, после полудня Михаилу позвонили из автосервиса. Только не для того, чтобы сообщить, когда можно забрать автомобиль. Приятный женский голос поинтересовался, когда же его привезут, ведь он записан на 12 часов! Михаил даже сразу не нашелся что ответить... Автомобиль уже два дня как в ремонте в этом сервисе. Когда он это произнес, на том конце началась легкая паника. О чем-то переговаривались менеджеры, мастера, потом несколько раз просили перезвонить или перезванивали сами... Наконец, объявился тот самый менеджер Петр И., что оформлял заказ-наряд, и сказал... что никакого автомобиля в глаза не видел ис Михаилом общается в первый раз! В общем, машины в сервисном центре не оказалось. Михаил тут же бросился в салон. Встретился с Петром И. и должен был признать, что действительно видит его в первый раз. Ничего не оставалось, как вызвать милицию. Стражи порядка приехали буквально через несколько минут. Оказалось, в салоне установлены камеры видеонаблюдения для круглосуточной записи. Прокрутив пленки двухдневной давности, сыщики увидели, что возле стойки довольно долго крутился какой-то мужчина: он то сидел в кресле, то подходил поближе к диспетчерам. В салоне всех обратившихся клиентов записывают в специальный журнал, который лежит на столе администратора. И который отчетливо виден из-за стойки. В него заносят все сведения о клиенте имя, телефон, номер и марку машины, причину обращения. По всей видимости, «посетитель» просто ждал «достойный» автомобиль. Выбор пал на двухлетний «Галант» Михаила. А дальше все было делом техники: подсмотрев в журнале номер телефона, лжеменеджер позвонил Михаилу и предложил приехать прямо сейчас, сославшись на пресловутое «окно». Прихватив с той же стойки визитку одного из менеджеров, вышел на улицу встречать «клиента». После этого он опять появился в кадре уже с техпаспортом и, представившись владельцем автомобиля, попросил бланк заказ-наряда. И все! Спустя несколько минут мошенник уже умчался в неизвестном направлении. ВО ВСЕМ ВИНОВАТ... ТЫ САМ ! По этому факту сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ). Только особых надежд увидеть снова свой «Галант» Михаил не питал: как правило,если пропажа такого автомобиля не ховой компании предъявлять какиеобнаруживается по горячим следам, либо претензии практически бесполезшансы найти его не слишком велики. но - клиент действительно нарушил Разве только случайно машина один из основных пунктов правил. При «всплывет» при перепродаже в десяэтом юристы страховой компании легтые руки, причем чаще всего - в соверко объяснят в суде, что, во-первых, ни шенно «убитом» состоянии. Следоваодин приличный сервис никогда не тели, конечно, разрабатывали версию, просит у клиента оставить им докуменчто мошенник имел отношение к салоты на машину. Единственное - могут ну, но подтверждения она не нашла. сделать с них ксерокопию. Более того Преступника не испугало даже обилие забирать у клиента свидетельство о рекамер видеонаблюдения. Правда, лица гистрации прямо запрещено постановего разглядеть почти не удалось - лением Правительства РФ № 290 от он все время то поворачивался спи11.04.2001 г. И это еще не все. Если для ной, то «случайно» закрывался бумагавыполнения работ клиент оставляет ми или потирал глаза... Не запомнил в салоне автомобиль, должен быть соего лица и Михаил, разве что в общих ставлен приемо-сдаточный акт с укачертах, так что толком и фоторобот созанием комплектации автомобиля и ставить не удалось. Несомненно, схеналичия видимых повреждений. Этот ма действий была продумана до мелоакт уже подписывается должностным лицом исполнителя и заверяется печачей: работал настоящий профессионал тью организации! Так записано в том (может, даже целая группа). Дело на же постановлении и исполняется в люглазах «зависало». бом нормальном сервисе, не говоря уже о дилерском центре иностранной компании. В нашей ситуации ничего подобного лжеменджер, естественно, даже не предложил сделать. У Михаила же при Скоро выяснился еще один неприэтом никаких подозрений не возникло ятный момент. Автомобиль был за- ни когда ему неожиданно перезвонистрахован, в том числе и от угона. ли, ни когда вместо акта приема-сдачи Правда, в правилах страхования был предложили подписать наряд-заказ такой хитрый пункт (Михаил, естест(это вообще-то внутренний документ), венно, внимания на него не обратил): ни даже тогда, когда его попросили осв случае хищения застрахованного автавить техпаспорт на автомобиль (четомобиля страхователь должен предго, как он сам признался, раньше никоставить в компанию справку о возбужгда не случалось)... Да и заказ-наряд на дении уголовного дела, документы на ремонт он прочитал невнимательно... машину и комплект ключей. Ничего Страховая компания справедливо особенного в этом нет - подобное часрасценила такие действия Михаила как то встречается в правилах страховабанальную неосторожность и отказала ния различных компаний и вызвано в выплате. И суд, скорей всего, встанет желанием фирмы защититься от страна сторону страховщиков. хового мошенничества. Не получится также предъявить Михаил обратился в свою страхопретензии к работникам салона: чтобы вую компанию, и через две недели пополучить бланк заказ-наряда, мошенлучил по почте ответ, который сразил ник представил им все необходимые его наповал: «страховая компания X. документы, которые за минуту до того не находит оснований для выплаты получил от Михаила. Да, администрастрахового возмещения в связи с тем, тор по халатности держал открытым что С. нарушил правила страхования - журнал ив него мог заглянуть посетисам передал злоумышленнику докутель, но за это не то что к суду, к адмименты и ключи от автомобиля». Увы, нистративной ответственности не прикак это ни горько, с таким ответом влечешь. Так что остается только еще страховщиков трудно спорить. Страхораз напомнить известную истину ватель должен, в первую очередь, бене доверяться первому встречному и режно относиться к застрахованному всегда тщательно проверять любые доимуществу - оставляя, например, документы, которые приходится подпикументы в автомобиле он существенно сывать. Тем более, когда дело касается облегчает работу угонщику. А что готакой дорогой во всех отношениях веворить о случае, когда документы отщи, как автомобиль. дают добровольно! А Михаилу - увы! - теперь приходитК сожалению, и мы вынуждены быся только надеяться на профессионаа ли отказать Михаилу в помощи. К стрализм следователей.За рулем 3/2004 169Неосторожный владелец сам отдал машину вору.