192
193
ФОРСАЖдорогой датчик массового расхода воздуха. Не ждите, что его заменят по гарантии! Да и вернуть первозданный вид препарированному впуску не удастся, разве что снять с другого автомобиля. Наконец, модифицируя впускную систему, доморощенные установщики невольно изменяют ее резонансные настройки, которые для современных двигателей подбирают специально. Шансов угадать с переделкой фактически никаких. Не забудьте, что «нулевой» фильтр нуждается в регулярном обслуживании - промывке и пропитке. Без этого через 30-^40 тыс. км его сопротивление уже скажется на работе мотора. Но вот парадокс: фильтры раскупают, а специальные жидкости для ухода за ними почти не пользуются спросом. «Паны спортсмены» не хотят руки марать? ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ Следующий подопытный - блок управления двигателем. «Российский» вариант тюнинга незамысловат, а его себестоимость - почти нулевая: в программаторе «перешивают» таблицу расчетных коэффициентов - данные, на которые ориентируется программа при расчете длительности впрыска. Простенький компьютер справляется с задачей за считанные минуты. Но с водой выплескивают и ребенка: случись неполадки - фирменная диагностика окажется бессильной. Так, «перепрошитый» блок управления «Рено» вообще не опознается диагностическим прибором, даже датчики не проверишь. В дилерском техцентре проблему решают, временно подключив новый блок. А заезжать на сервис любителям чип-тюнинга приходится нередко. Например, для чистки закоксовавшихся форсунок: смесь стала богаче, нагара - больше! «Правильный» вариант чип-тюнинга предусматривает установку заводского блока управления. Но, например, для «Рено» его цена - несколько сотен долларов. Измененная программа управления снимает ограничения по экономичности и экологическим требованиям. Это немного улучшает «низы» и «верхи» двигателя - там, где он был ранее наиболее «зажат». При этом блок нормально работает с диагностическими программами и, конечно, находится на гарантии. ПРЯМАЯ КИШКА Как профессионалы настраивают выпускную систему, журнал уже писал (ЗР, 2003, № 1, с. 126). Гаражные умельцы не отягощены тонкостями физики и специальной аппаратурой. «Горшки»ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОРАЛЕКСАНДР ИВАНОВ. ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР «АВТОПЛАНЕТА»Есть люди, у которых жажда необычного в крови. Выбрав себе автомобиль, кто-то уже на следующий день начинает прикидывать, как бы его затюнинговать! Старожилы еще помнят выстланные коврами «Жигули» и «двадцать первые» «волги» с кистями на стеклах. Сегодня владельцы примеряют свою фантазию уже к иномаркам. В России не первый год процветает доморощенный тюнинг - прибыльным делом занимаются и частные умельцы, и мелкие сервисы. Как правило, требования клиента весьма туманны: «Хочу, чтоб машина валила ив поворотах не кренилась!». Спрос породил предложение в виде некоего «джентльменского набора», установить который можно за один день (клиент не ждет!) почти на любую машину. Посмотрим, что он включает и что из него получается.ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ Первым на свалку отправляется штатный воздушный фильтр, уступая место так называемому спортивному - «нулевого» сопротивления. Цена вопроса - 300-400 долларов вместе с работой. Производители фильтров заверяют, что установка их поднимает мощность на 1-2%. Но что это для клиента? Вот пообещав 5-10%, легко заставить его расстаться с такой суммой - при том, что на деле прибавка может обернуться потерей!1Э2 За рулем 3/2004Чем плотнее топливовоздушная смесь, тем больше ее удается «затолкать» в цилиндры. Поэтому в двигатель выгоднее подавать охлажденный, а не подогретый воздух. Это обеспечивается соответствующим расположением штатного воздухозаборника. Спортивный же фильтр не шибко грамотные установщики помещают там, где удобнее и где он лучше смотрится: прямо под капотом, позади горячего радиатора. Результат? Весь ожидаемый выигрыш в связи с уменьшением сопротивления поглотит проигрыш от уменьшения плотности смеси. Лишь у немногих моделей фильтров есть металлический корпус с патрубком, который можно соединить со штатным воздухозаборником или вывести в холодное место. Да и эту возможность установщики зачастую не используют - невдомек им. Другая проблема -герметичность соединений. Фильтры выпускают с круглыми присоединительными патрубками различного диаметра, жесткими или мягкими. Специальные переходники для различных моделей автомобилей весьма дороги - на складе про запас их никто не держит. Да и не заказывают клиент ждать не хочет! Поступают просто: отпиливают часть впускной трубы, нахлобучивают фильтр и затягивают хомутом. Такой монтаж, пусть даже с резиновым переходником, зачастую не обеспечивает герметичности. Первой жертвой в этом случае оказывается ФОРСАЖуправляемость вроде не стала хуже. Особенно если шины подкачать... Кстати, о шинах. Широкие лапти смотрятся эффектно, но машина больше рыскает в колее. Выше и риск аквапланирования, хуже сцепление на льду, так как удельное давление на дорогу снижается. Ведь на заводе шины подбирают исходя из массы автомобиля. Колеса с нештатным (меньшим) вылеВоздушные фильтры «нулевого» сопротитом, торчащие из-под крыльев, в полтовления подбирают в зависимости от объера-два раза снижают срок службы подма двигателя и присоединительного диашипников ступиц, не говоря об управметра впускной трубы. Бескорпусные ляемости - углы обкатки уже не те. Еще фильтры позади горячего радиатора хуже проставки для расширения колеи: красивая игрушка и выброшенные деньги. погрешности изготовления деталей ^ • * v » « . , » » « » (ступицы, проставки и колеса) складываются, и не всегда удачно. Не исключено, что отбалансировать такой конгломерат будет непросто. А вот распорка между чашками стоек действительно полезна. Она увеличиваНОГИ ШИРЕ ПЛЕЧ ет жесткость кузова на кручение, а знаРаботу над «осанкой» принято начинать чит, улучшает управляемость без какихс установки новых амортизаторов. Калибо отрицательных последствий. И закие выбрать? Газовые жестче, значит одно разгружает силовые элементы, лучше - так рассуждают многие. Им неотдаляя начало развития трещин. Кставдомек, что жесткость газовых, точнее, ти, это, пожалуй, самый дешевый элеКорпусный спортивный фильтр нужно газонаполненных амортизаторов - следмент «джентльменского набора». соединить со штатным воздухозаборниствие, но не цель. Действительно, они Подсчитав стоимость эрзац-тюнинга ком или вывести шланг в холодное меслучше приспособлены к работе в спорв разных раскладах, сравните ее с цето. Но до таких «тонкостей» руки не тивных, нагруженных режимах, так как ной заводской заряженной версии. Недошли. газ под давлением препятствует вскипавольно задумаешься: зачем изобретать выбирают по диаметру отростка и их нию жидкости (вспененная, она переплохой велосипед, когда за те же деньги габаритам. Глушители с трубами не стает эффективно работать). А чтобы можно купить хороший? И правда, пользуются большим спросом. И дело вскипятить исправные амортизаторы вместо того чтобы вкладывать деньги, не столько в чуть большей цене; придаже на наших дорогах, надо быть Мя- скажем, в эксперименты с массовым мерно те же 100 долларов сварщик киненом или Шумахером. Многие, поез«Рено-Символ», почему бы не присмотвозьмет за подгонку по месту универдив на рычащей «табуретке» недельку- реться к двухлитровому «Клио Спорт»: сального бочонка. Массовый клиент ходругую, просят вернуть нормальную маведь и двигатель, и подвески настраичет все и фазу, поэтому на складе тольшину. После зубодробильной подвески вали заводские инженеры. А 220 км/ч ко самый ходовой товар. начинаешь снова ценить комфорт, да ии 7,4 с до сотни - вам мало? п| ГЗаменив лишь оконечный глушитель, ни о какой волновой настройке говорить не приходится. Прибавка мощности сравнима с эффектом от спортивного фильтра. Другое дело, если одновременно меняют резонатор и ставят выпускной «паук» из сходящихся попарно труб (четыре-две-одна). Тут прибавка достигает 4-6%. Но такую систему уже придется заказывать, да и цена - примерно 1000 долларов - заставляет призадуматься. Этим обычно и ограничивается «джентльменский набор» для двигателя иномарки. Спортивные распредвалы, разрезные шестерни привода ГРМ, другие головка, поршни и шатуны требуют уже более серьезных вложений и высокой квалификации мастера. Да и кто оценит? Недаром Портос расшил свою перевязь золотом только спереди!У «Рено-Меган» воздуховоды овального сечения. Герметично подсоединить к ним фильтр с круглым патрубком (даже эластичным) без переходника невозможно.Имплантация «универсальных» глушителей не всегда проходит гладко: то кронштейн не выдержал нового изгиба, то сварной шов проржавел. За рулем 3/2004 193