182
183
АВТОКЛУБДИАГНОСТИКА: ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫНЮХАЧИСЕРГЕЙ ВОЛОШЕНКО, НПП «АСЕ»Впредыдущих материалах (ЗР, 2003, № 11, 2004, № 2) мы рассказали о мощных средствах диагностики - сканерах и мотор-тестерах, позволяющих специалистам выявлять многие неисправности. Но не все! Очень часто для принятия правильного решения мастеру необходима не только информация от датчиков и контроллера, но и данные о фактическом составе выхлопных газов. Во многих случаях только этот конечный результат позволяет сделать заключение о состоянии двигателя и его систем. Так появился целый класс специализированных приборов - газоанализаторов. Самые первые измеряли толь182 За рулем 3/2004ко концентрацию оксида углерода СО, опираясь на эффект изменения электропроводности платиновой нити при взаимодействии с этим газом. Такой прибор облегчал регулировку карбюратора, но для оценки полноты сгорания топливовоздушной смеси одного лишь измерения СО недостаточно. Требования экологов к чистоте выхлопа постоянно ужесточались. В ответ был разработан двухкомпонентный газоанализатор, измеряющий, кроме СО, еще и содержание СН - несгоревших углеводородов (в основном, бензина и отчасти масла). В новом газоанализаторе отработавшие газы подвергаются инфракрасному облучению, а интересующие нас СО и СН поглощают его по-разному. Оба вещества, хотя ив разной степени, токсичны, поэтому их концентрацию в выхлопе строго ограничивают. О том, какие нормы действуют для автомобилей в зависимости от года выпуска и комплектации, как измеряют регламентированные параметры, вы могли прочитать в январском номере журнала. Заметим лишь, что для таких измерений оговорены рабочая температура двигателя и частота вращения коленчатого вала, поэтому в комплект прибора входят соответствующие датчики. Но роль газоанализатора не сводится к проверке токсичности. Состав отработавших газов отражает состояние систем зажигания, топливоподачи ив какой-то степени - механическую исправность двигателя. Например, завышенные уровни СО и СН в сочетании с нестабильностью холостого хода свидетельствуют о слишком богатой смеси. Если же уровень СН велик, а СО низок - смесь бедная. В обоих случаях ее воспламенение становится нестабильным, с пропусками, и пары несгоревшего бензина попадают в выхлоп. Еще один вариант: СО в норме, а СН завышен, в выхлопе сизый дым - в камеру сгорания подсасывается масло, двигатель требует ремонта. Внедрение электронных систем управления двигателем с каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода в отработавших газах способствовало появлению прибора, измеряющего концентрацию четырех компонентов: СО, СН, С0 2и кислорода 02 (фото 1). На основе этих данных прибор вычисляет коэффициент избытка воздуха А.. Напомним: эта величина выражает отношение массы воздуха, реально поступающего в цилиндры, к массе воздуха,Четырехкомпонентный газоанализатор «Инфракар».Разъем для подключения к компьютеру (показан стрелкой). ДИАГНОСТИКА: ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫНа правах рекламы•вЬвМвавмми^^^н^Швтавтяявяишнн •мча нмц^^^И• • i ^ i ii ^ ^ ^ ^ сап—11=1 |1 сип I-вСГГЗ«яOIK».*-*- 1.. ,..-".»п .W RP...?H FВj nВшS F[ >**^» *«•Результаты замеров на экране цветного монитора.Газоанализатор удачно дополняет мотор-тестер.?ое-Показания газоанализатора при поочередном отключении цилиндров.теоретически необходимого для полного сгорания топлива. Ряд моделей газоанализаторов может рассчитывать «корректировочное» значение СО - на основе других параметров сгорания (см. выше). Если измеренное значение существенно ниже корректировочного, следует проверить, нет ли в системе выпуска неплотностей, через которые подсасывается воздух. Подтверждает это и высокое содержание кислорода - около 6%. Прежде чем проводить дальнейшую диагностику, нужно отремонтировать систему выпуска. Параметр С0 2 позволяет оценить полноту сгорания топлива. У исправного двигателя с нейтрализатором он приближается к 14-16%. Почти у всех моделей газоанализаторов есть разъем для подключения к персональному компьютеру (фото 2). Последний позволяет обрабатывать и сравнивать результаты, строить наглядные диаграммы в цвете, проводить тесты, хранить подсказки для диагноста, распечатывать данные (фото 3). Таким образом, современные газоанализаторы прекрасно дополняют любой диагностический комплекс на базе персонального компьютера (фото 4). Например, мотор-тестер прерывает поочередно искрообразование в цилиндрах двигателя - и газоанализатор фиксирует рост концентрации СН в отработавших газах. В результате удается оценить не только вклад каждого цилиндра в работу двигателя, но и выявить снижение производительности той или иной форсунки (фото 5). Крайний случай - когда при отключении цилиндра ни частота вращения коленчатого вала, ни содержание СН не меняются: значит, в этот цилиндр топливо вообще не поступает. Форсунка засорена или не получает управляющего сигнала. Анализ выхлопных газов помогает и при поиске неисправностей зажигания. При пропусках воспламенения смеси снижается концентрация СО и С0 2 , растет СН и02 . Любой, кто следит за нашими публикациями, легко поймет логику. Так как в атмосферном воздухе всего 21% кислорода, тогда как азота 78%, необходимо помнить ио «побочных» продуктах сгорания. Вступая в реакцию с кислородом, азот образует токсичные оксиды NOx. Сегодня их концентрация еще не нормируется (в основном, из-за технических трудностей измерения). И все же разработчики диагностических приборов уже освоили пятикомпонентный газоанализатор (СО, СН, С0 2 , 0 2 , NOx). Будучи значительно дороже четырехкомпонентного, он пока не получил широкого распространения. Очевидно, что сегодня оптимальный вариант для диагностики двигателей - четырехкомпонентный газоанализатор. Хотите купить? Выбирайте. Цены отечественных приборов - от $1000 до 2700, импортные - раза в два дороже. Теперь вся команда в сборе - сканер, мотор-тестер, газоанализатор. Приступим к работе? пПродукция сертифицирована органом по сертификации автомобильных изделий "Нами-фонд" и защищена патентами на полезную модель.За рулем 3/2004 183