202
АВТОКЛУБК 70-ЛЕТИЮ ЛЬВА ШУГУРОВАВЛАДИМИР АРКУША. ФОТО ИЗ АРХИВА ЛЬВА ШУГУРОВАРИМЛЯННедавно мы встретились на презентации альбома художника Александра Захарова. Опираясь на руку жены, в зал вошел немолодой человек. «Шугуров!» - прошелестело из уст в уста. Да, имя крупнейшего автомобильного журналиста-популяризатора здесь знал каждый. Представление альбома своего коллеги Лев Михайлович закончил коронной фразой: «Я сделал все, что мог - и пусть тот, кто сумеет, сделает лучше!». Эти слова адресовались художнику, но они остаются девизом самого Шугурова на протяжении всей его жизни. Будь то школьные годы, когда, уже влюбленный в автомобили, он старательно зарисовывал их по памяти. (Фотоаппарат - слишком дорогая игрушка для мальчика, который рано лишился отца.) Те альбомы с рисунками Лев хранит по сей день. Будь то годы студенчества, когда он избрал темой курсового проекта в МВТУ подвеску микроавтомобиля с пластиковым кузовом. Машину демонстрировали на ВДНХ; она сохранилась и ныне обретается в запасниках Политехнического музея. Будь то работа на МЗМА (так раньше назывался столичный АЗЛК), где Лев не только Она вышла двумя изданиякомпоновал гоночные мами, а в 90-е, после перерашины будущих чемпионов ботки, стала солидным трехСССР, но еще проектировал томником. Работая над этими книгаи строил двигатель... для соми, он скрупулезно собирал ветского болида формулы 1! А вскоре (точнее, в 1967-м) свидетельства того, что усиобосновался в редакции журлия дореволюционных иннала «За рулем», где уже давно женеров и промышленников сотрудничал. Не сосчитать вовсе не были бесплодными опубликованных им статей, - вопреки официальной точзаметок, брошюр. Больше всеке зрения. Итогом поисков го места журнал уделял отечестали не только статьи и выственной технике, причем ступления, но и объемистая не только автомобильной, рукопись книги «Погоня за но и мотоциклетной. Попу«Руссо-Балтом» - увы, до сих ляризацию зарубежных нопор не изданной. Сегодня трудно представинок в те годы не очень-то приветствовали. Тем не мевить, как скудны были наши нее обзоры международных источники информации. Но автосалонов стали фирменШугуров не унывал. Так и ным блюдом Шугурова: не вижу: сдав очередную руковыезжая из редакции (на пись или верстку, Лева «шеркакие деньги?), он ухитрялстит» (тоже его любимое ся создавать у читателей илсловечко) стопку иностранлюзию своего присутствия ных журналов, приговариво Франкфурте и Женеве, давая: «У нас легче выучить невая убедительный анализ нознакомый язык, чем найти книгу на том, который уже винок. Штат редакции был еще знаешь!». Будто в подтверневелик, нагрузка зав. отдеждение этих слов, он в мололом - немалая. Но действуя дости выучил чешский, перев духе все того же девиза, водя по просьбе коллеги руЛев успел собрать материал ководство по... воспитанию и написал книгу «Автомобифокстерьеров! Острыми выли Страны Советов» - по сусказываниями, своеобразществу, первый общедоступным (нередко черным) юмоный труд по истории отечером он по сей день озадачиственного автопрома, начивает одних и навсегда влюбная с дооктябрьской эпохи. ляет в себя других.Лев Шугуров покинул редакцию «За рулем» 10 лет назад, в 1994-м. Здесь он состоялся как журналист, стал признанным мастером, чья популярность неотделима от имени журнала. Мечтал воплотить свои замыслы в новом издании, но проекты оказались недолговечными. А тут еще навалились тяжелые недуги. Он быстро терял зрение - и все-таки продолжает работать: написал книгу о «Мерседесе» в России, об автомобилях родного города... Низкий поклон его жене Татьяне, спасибо многочисленным друзьям за то, что Левины статьи регулярно появляются в прессе, а его голос звучит по радио. Такому жизнелюбию, самоотверженности и творческой активности 70-летнего юбиляра позавидуешь.Л 1.жЖвжеННастройка гоночного мотора ( М ЗМА , 60-е годы). 202 За рулем 3/2004Студент Шугуров и его курсовой проект {МВТУ, 1957 год).