136
137
Р ЫНОКИ СЕРВИСРОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ: ИТОГИ ГОДА&1•vKVОЛЬГА ГОРДЕЕВА, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОПо данным, представленным «АСМ-холдингом», в 2003 году производство легковых автомобилей в России выросло на 3,1% по сравнению с 2002-м и превысило миллионную отметку. В стране выпущено 1013 тысяч автомобилей. Причем прибавку дали не «старые» российские лидеры - ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а несколько новых автосборочных заводов во Всеволожске, Калининграде, Москве, Таганроге и Тольятти. На основных же предприятиях в прошлом году выпуск даже несколько сократился. Тем не менее, руководитель департамента машиностроения Минпромнауки РФ Николай Сорокин заявил, что «сектор производства легковых автомобилей постепенно вышел из кризиса, вызванного массовым ввозом в Россию импортных по703040Снижение производства отмечено также ив Ульяновске: УАЗ в 2003 году выпустил на 2,7% меньше легковых вседорожников, чем в предыдущем (32 748 против 33 648). Кто действительно хорошо поработал, так это производители самой маленькой «Оки». По данным «АСМ-холдинга», в прошлом году спрос на микролитражки вырос, благодаря чему Камский и Серпуховский заводы сумели увеличить выпуск на 3,3 и 2,9% соответственно. В 2003 году на заводе микролитражных автомобилей ПО ГАМБУРГСКОМУ (ЗМА) в Набережных Челнах СЧЕТУ Итак, в общем, чуть больше, сборка «Оки» превысила 40 чем в предыдущем году. А естысяч, а в Серпухове - 20 тыли конкретнее - по заводам? сяч. Таким образом, доля На АвтоВАЗе в 2003 году быпроизводства в России автоло собрано 699 889 автомомобилей класса «А» (к нему билей, всего на 0,4% меньше, относится «Ока») в прошлом году составила примерно чем в 2002-м (703 040). 6%. Десять лет назад - всего 1%. По прогнозам экспертов, Производство легковых автомобилей спрос на недорогие автомов России, шт. били класса «А» на нашем рынке - примерно 100-150 тысяч штук, но удовлетворяется он едва наполовину не хватает силовых агрегатов. держанных автомобилей в 2002 году и приводившего к неоднократным остановкам сборочных конвейеров». По его словам, расширению рынка отечественных автомобилей во многом способствует принятое правительством постановление о выравнивании таможенных платежей для юридических и физических лиц, а также вклад предприятий, производящих иностранные модели на территории России, в 2003 году они сделали свыше 57 тыс. легковых машин. На этом перечень «побед» старых отечественных производителей можно считать закрытым. Годовой прирост, как уже было сказано, получен от сборочных производств иномарок. Их сейчас в России пять (о месте, которое они занимают на российском рынке, на с. 138).19435ВАЗ 136ГАЗ«ИЖ-Авто»УАЗКамАЗСеАЗНИКТО НЕ ХОЧЕТ В АРЬЕРГАРД Похоже, что в 2004-м никто из игроков на автомобильном рынке России свои позиции сдавать не намерен. АвтоВАЗ планирует небольшое сокращение выпуска до 684,8 тыс. автомобилей ив то же время готовится к началу производства семейства «Калина», машины «десятого» семейства и «Самары-2» с новыми 1,6-литровыми моторами, опытно-промышленной партии полноприводных ВАЗ-2111 и многого другого (подробнее об этом на с. 18). В Удмуртии «ИЖ-Авто» намерен наконец-то начать серийный выпуск ИЖ-21261 - универсала «Фабула» семейства «Ода» (задне- и полноприводные модификации), полностью перевести все ИЖи на впрысковые двигатели ВАЗ-21067, отвечающие нормам Евро II, а также освоить сборку «КИА-Спектра», сделав к концу года около тысячи этих седанов. По словам генерального директора ОАО «ГАЗ» Алексея Баренцева, в 2004 году планируется собрать 72,5 тыс. «волг» ГАЗ-31105 (седан и универсал), причем в середине года изменить в салоне конструкцию кресел. В ближайших планах - серийный выпуск «русского «Хаммера» - вседорожника «Тигр», который, как считают, будет востребован прежде всего в государственных структурах, а также пробная партия джипов ГАЗ-3106. В планах УАЗа на 2004 год увеличить продажи на 3,7% - до 82 тыс. штук, из которых 33 тыс. новая модель «Хантер». Руководители автомобильного холдинга «Северсталь-Авто» объявили о планах строительства еще одного завода на производственной площадке ОАО «УАЗ». Возможно, там будут собирать импортный вседорожник.За рулем 3/2004 РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ: итоги ГОДАПроизводство легковых автомобилей в России в 2003 году (доли рынка, % ) :В том числе:На правах рекламы7,8%-«ИЖ-Авто»Ш^dk69%Automotive щ Components _Мы не копируем, мы делаем лучше!5,6%-ГАЗАвтоВАЗ Л остальные производители4%-КамАЗ 3,2%-УАЗ 27%нЛсЛада» т^Ж^оьё1,6%-«Форд мотор компани»0J3%-"ABTDTOP»0,6%-ТагАЗ 0,1%-«Автофрамос»В Набережных Челнах на первом плане увеличение объемов производства «Оки» и модернизация выпускаемой модели. Новый окрасочный цех, полностью введенный в строй в минувшем году, отвечает мировым стандартам и позволяет окрашивать 75 тысяч автомобилей в год. Рассматривается возможность производства силовых агрегатов на площадях ОАО «КамАЗ» с привлечением к сотрудничеству иностранных партнеров. Планы «иностранцев» не такие масштабные, зато с хорошим шансом быть выполненными. Так, на СП «GMАвтоВАЗ» в 2004-м надеются собрать уже 60 тыс. машин, а в 2005-м - и вовсе 75 тыс. (с учетом «Шевроле-Вива» на базе «Опеля-Астра» предыдуПродажи легковых автомобилей в России в 2003 году (доли рынка, %):новые отечественные | подержанные иномарки ) новые иномарки f новые иномарки, собранные в РФщего поколения). В планах ЗАО «АвтоТОР» на 2004 год выпустить 20-24 тыс. легковых «корейцев» и «немцев», расширить модельный ряд за счет «Хаммера» и новых моделей БМВ. А еще - освоение сборки новых моделей мировых брэндов. В Таганроге полны решимости преодолеть заветный рубеж - 10 тыс. корейскороссийских автомобилей «Хёндэ» и запустить вторую модель - представительскую «Сонату». В Москве на «Автофрамосе» идет активная подготовка к выпуску «РеноХ90» - машины гольф-класса, созданной специально для стран Восточной Европы. Как мы уже сообщали, в конце этого года должна сойти с конвейера пробная партия. Завод во Всеволожске запланировал в 2004 году собрать 22 тыс. «фокусов» нынешнего поколения, а в 2005-м - 25 тыс., но уже второго. В общем, все вместе «иностранцы» рассчитывают собрать как минимум 110- 120 тыс. автомобилей. Надо отметить, что на большинство упомянутых моделей по-прежнему существует повышенный спрос. С учетом этого и строили свои планы на новый год их производители.е насосыТрадиционно продукция FENOX под маркой OPTIMAL производится по выверенной годами западной технологии, применяемой крупнейшими мировыми автопроизводителями. Она соответствует самым строгим стандартам, принятым в Европе и США и является самым оптимальным соотношением цены и качества. Насос FENOX OPTIMAL имеет стальную крыльчатку, а не чугунную, как у обычной помпы. Крыльчатка из более прочного металла имеет большую эффективность лопастей и почти в4 раза легче чугунной. Из-за снижения нагрузки подшипник меньше изнашивается и надежнее работает на высоких скоростях Все насосы FENOX производятся с использованием керамических уплотнительных элементов последнего поколения, состоящих из двух подпружиненных керамических элементов, притертых друг к другу на молекулярном уровне. При такой конструкции уплотнение сохраняет герметичность даже при наличии люфта подшипника и медленнее изнашивается благодаря низкому трению между элементами (коэффициент трения f=0,001). Водяные насосы FENOX 0PTIMAL в5 раз долговечнее обычных, более устойчивы к резким перепадам температур (-50...+120°С) и выдерживают скорость вращения до 8000 оборотов в минуту.Компания FENOX пи компонентов для большинства автомобилей: ML AUDI, BMW, FORD, OPEL. RENAULT, FIAT, TOYOTA, MAZDA, NISSAN, HONDA и т.д., в том числе и для российских LADA, ГАЗ, УАЗ.За рулем 3/2004137