176
177
178
179
АВТОКЛУБПАРК НОВОГО ВЕКАЗА РУЛЕМ ПЕРВОГО В МИРЕTOYOTA PRIUSИзготовитель: «ТОЙОТА МОТОР» Год выпуска: 1998 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2003 Пробег в редакции на момент отчета: Общий пробег 2,5 тыс. 139 тыс. км кмМАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВВ176редакционном парке пополнение. «Приус» - автомобиль во всех отношеС виду автомобиль, как автомониях выгодный. Решили попробовать, биль. Но заголовок не обманывакак необычная машина приживется ет: «Тойота-Приус» действительно в России, где таких пока наперечет. стала первой в мире серийной машиной с двумя двигателями - бензиновым В ЗР НЕ БЕЗ ГИБРИДА и электрическим. Другими словами, ее В Японии продажи «приусов» начали еще в 1998 году. Вскоре гибридные силовая установка - гибридная. Подобных машин выпускают все «тойоты» пошли в Америку и Европу. больше: есть купе «Хонда-Инсайт», В Россию их официально пока не везут. стартовал «паркетник» «Лексус», совНовые «приусы» - удовольствие недесем скоро обещают солидные вседо- шевое, особенно для россиян. А вот порожники, пикапы, просторные универдержанный - вполне рациональный салы на «двойной тяге». Уверяют, что выбор.За рулем 3/2004Покупать машину решили в Стране восходящего солнца. Плюсы: автомобиль с чистой репутацией (в подтверждение - сервисная книжка с отметками о ТО) обойдется дешевле, чем европейская версия, привезенная с Запада. Минус, пожалуй, только один - правый руль. Но ведь машина городская, к тому же с вариатором - привыкать к переключению передач левой рукой не придется. Пятилетний «Приус» - серый с сиреневым отливом, пробежавший 136 тыс. км, с учетом доставки во Владивосток и растаможки обошелся в 7200 долларов. По японским меркам комплектация довольно скромная, по отечественным - богатая: две подушки безопасности, электростеклоподъем- ПАРК НОВОГО ВЕКАКРИК ДУШИОчереди в московских ГАИ - как за сосисками в начале 1990-х. Решили воспользоваться новой, широко разрекламированной услугой - регистрацией по предварительной записи. Позвонил, жду две недели, но стоять часами (а то и днями!) в живой очереди еще хуже. В назначенное время предстал перед окошком предварительной записи в 6-м отделении М0Т0ТРЭР УВД Северо-Восточного округа Москвы. Инспектор, проверив и забрав документы, попросил подождать. Чтобы получить заявление (теперь его заполняют сотрудники ГИБДД), понадобилось... 1,5 часа. Ура! На оплату квитанций и осмотр автомобиля времени ушло совсем немного. И номера получил. Еще через... пять (!) часов. Говорят, быстра Те, кто приходит без предварительной записи, иногда проводят у заветных окошек не один день. Интересно, почему заполнить бланк от руки можно за минуты, а на компьютере требуются часы? Все сильнее искусственный интеллект, все совершенней средства связи, вон и машина будущего до Москвы докатилась. А здесь - время словно застыло, вместе с сотнями людей у закрытых окошек...В центре панели приборов - монитор, информирующий о режимах работы гибридной установки. Под левой рукой - рычаг управления вариатором.*•• т 1 • 1тОсновная информация отражена на втором дисплее - электронные спидометр, одометр, указатель топлива, а также режимы вариатора и сигнальные лампы. Полезный объем багажника съедает батарея аккумуляторов. Из-за нее нельзя сложить спинку задних сидений. В нише - домкрат, баллонный ключ и «докатка».ники, центральный замок, климатконтроль, ABS, аудиосистема. Последнее техобслуживание машина прошла 3 тыс. км назад - с визитом на сервис можно повременить. Два месяца томительных ожиданий, и наш гибрид наконец-то пожаловал на столичную товарную станцию. ЕГО ЗОВУТ «ПРИУС» Первое разочарование - двигатель не прореагировал на поворот ключа зажигания. Пока гибридик путешествовал из конца в конец России, аккумуляторная батарея разрядилась. Вместо проводов для «прикуривания» сгодились цепи противоскольжения, которые японцы отдали вместе с машиной. И «оно» ожило... Привычного стрекота стартера не слышно. Ощущение, будто «завел»... если не космический корабль, то микроволновую печку. На экране дисплея главной достопримечательности «Торпедо» - высветилось приветствие: «Welcome to Prius». Пока бензиновый двигатель прогревался, генератор подзарядил батареи. Их ведь две: маленькая пусковая спрятана в углу багажника, а питающая электромотор - за спинкой заднего сиденья. Кто сказал, что автомобиль - средство передвижения? Этот - игрушка! ПоначаЗа рулем 3/2004 177Маневренности «Приуса» позавидуют многие одноклассники - гибрид может развернуться на пятачке диаметром 9,4 м. ПАРК НОВОГО ВЕКАлу больше смотришь не на дорогу, а на цветной монитор, где оранжевые и зеленые стрелочки показывают, как живет силовая установка. Разгон - работают оба мотора. Притормаживаю - энергия от колес «потекла» обратно в батарею. Плавно подкатываюсь к светофору. Теперь «оно» - троллейбус, только маленький. Двигатель заглох, рука инстинктивно потянулась к ключу зажигания. Но повернуть его не успел, вспомнив, что надо просто нажать педаль. «Приус» бесшумно тронулся на электромоторе. Стоило чуть сильнее надавить газ, как на помощь электрическим лошадкам прискакали бензиновые. Кстати, все-таки приятно сознавать, что в пробке «японец» бережет российскую атмосферу. Чтобы убедиться в выгодности покупки, займемся арифметикой. По данным производителя, «Приус» в городе потребляет в среднем не более 5л бензина на 100 км. В московских пробках, когда морозы ощутимы, просит около 7 литров. Все понятно: бензиновыйдвигатель не выключается, пока не прогреется до рабочей температуры и не протопит салон. Впрочем, и такой показатель вряд ли сумеет побить одноклассник с обычным бензиновым мотором. На загородной зимней трассе «Приус» съедал около 5 литров на сотню. Совсем хорошо! Топливная экономичность - главный козырь гибридов. Но не единственный. Порадовала способность машинки карабкаться по грязи и снегу: ведь электромотор выдает солидный крутящий момент, едва начав вращаться.ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - БЕСПЛАТНО!ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯTOYOTA PRIUS • О бщи данные Размеры, мм: длина ширина высота колесная база Снаряженная масса, кг Полная масса, кг 4315 1695 1475 2550 1240 1515 евдвн 45 гибридная сшивая установи (бензиновый двигатель и электромотор)• КузовКоличество дверей Число мест • ДвигательБензиновый двигательИ опять в руках калькулятор. Необходимая процедура - покупка полиса обязательного страхования. В документах «Приуса» записана только мощность бензинового мотора - 58 л. с, а ведь под капотом спрятано 30 неучтенных электрических киловатт. Итак, оформляя страховку, заплатили 4158 рублей. Недешево: московскиеРАСХОДЫ НА ПОКУПКУ АВТОМОБИЛЯ И ПРОБЕГ* (0-2500 км), ДОЛЛ. США/руб.Автомобиль Доставка Ремонт ABS Комплект зимних колес Справка-счет Страховка Регистрация в ГАИ Щетки стеклоочистителя Рамки под номерные знаки Запасной ключ зажигания Сигнализация «Аллигатор-430» с установкой 7200/21 4560 1254/37000 188,4/5600 350/5400 27,1/800 142,15/4158 9,95/291 19,04/557 3,18/93 6,84/200 140/4045 9340,66/272 704Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Электродвигатель Мощность, кВт/л с при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спередиР» 16 1497 13*1 43/58 4000 102 400030/41 940-2000 305 О-940на передние колеса бесступенчатый вариаторДизайнерскими решениями «Приус» напоминает новую «Тойоту-Королла».ИТОГО* Без учета затрат на топливосзади Рулевое управление Шины Тормоза: передние задниенезависимая, типа «Мак-Ферсон», со стабилизатором упругая поперечная балка реечное с усилителем 165/65SR15 гидравлические с ABS дисковые вентилируемые барабанныеПод капотом уместились два мотора с навесным оборудованием и вариатор. 178 За рулем 3/2004«накрутки» плюс условие: за руль сможет сесть любой сотрудник редакции. Но ведь бензиновый мотор на «Приусе» относительно слабый, оттого подпадает под уменьшающий коэффициент 0,7. Если бы платили за реальные 99 л. с, то стоимость страховки, наоборот, возросла бы в 1,3 раза - точнее на 3564 рубля. А еще мы ежегодно сможем экономить 495 рублей на транспортном налоге. Деньги, конечно, невеликие, но хватит почти на бак бензина - считай, бесплатные 700 с гаком километров. Выгодная машинка быстро осваивается на российских просторах. Впереди дальние «забеги», интересные тесты на полигоне, первые ТО на чужбине. Насколько успешной окажется наша попытка обогнать время? Не прогадаем ли, «погнавшись за дешевизной»? Узнаем совсем скоро: цифры на одометре сменяются очень быстро... • автохимияЮрий Гейм:СВ>МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ МОЯ МАШИНА!И я недавно узнал, как продлить ее жизнь.То, что 1Ы видите на снимке, действительно произошло. И произошло совсем недавно - впервые за 30 лет своей автомобильной практики я залил в двигатель своего автомобиля присадку. Нет, двигатель мой не старый, не дымит: «Опель» 2 литра, 16-клапанный, форсированный до 150 л . с , с пробегом 22 000 километров. Я залил присадку именно потом», что движок этот мне жутко нравится и мне бы хотелось, чтобы его надолго хватило. До сих пор я не уставал повторять и для себя, и для читакта (после того, как ролик отвели от диска) составило тателей-автомобилистов, что хорошее автомобильное овал площадью около 0,8 см3 со следами «наволока» мемасло никаких присадок не требует - в нем есть все, что талла одной детали на другую двигателю необходимо Во втором опыте в ванночке к маслу было прибавлено 2 Так оно и было - до недавних пор. До тех пор. пока не несколько капель SMT и диск был повернут к ролику своей новой, неработавшей поверхностью. Визжание не наступоявился SMT2. Пока я не зашел в магазин автопричиндапило ни при 3-х гирях нагрузки, ни при 6-и, ни при 10-и, лов фирмы AGA на Ферсмана, 9 и не заинтересовался одни при 12-и. Площадь же контакта оказалась крохотным ним небольшим станочком. овальчиком размером 0,02 см3 с абсолютно зеркальной Станочек оказался испытательным стендом, демонстповерхностью - в 40 раз меньше! Это заработала микронрирующим возможности американского «кондиционера ная синтетическая пленка металла» SMT2 - чудодейственного, судя по аннотации, препарата, покрывающего трущиеся поверхности прочнейНо самым удивительным оказался третий опыт - то же шей микронной синтетической пленкой Поскольку по персамое, но вообще без какой-либо смазки и добавок. Окавому высшему образованию я инженер-технолог, плюс к залось, что пленка сохраняется - при полной (12 гирь) натому занимался на кафедре МАМИ (Московский автомехагрузке результат тот же, что и во втором опыте. нический институт) упрочением поверхности металлов алСкажу честно - я был поражен. Ведь все это значит, что мазным выглаживанием и тп., вешать мне «на уши лапизнос трущихся деталей уменьшается в несколько раз. Мешу» было бессмысленно Но вежливый молодой человек ня уверяли в магазине что в 3-5 раз. да хоть бы ив полтоМаксим в фирменном обмундировании, которого я попрора! Еще - меньше расход бензина лучше динамика машисил для меня такие испытания провести, этого не знал. ны и запуск двигателя в мороз. Стенд чрезвычайно прост - стальной вращающийся Яс удовольствием «рекламирую» такие замечательные диск с разной силой прижимается к стальному же невраштуки! В общем, не взять это для себя было просто невозщающемуся цилиндру. Нижняя часть диска погружена в можно. И прямо здесь, перед магазином, залил я впервые ванночку, куда наливают масло. Сила прижима трущихся за 30 лет автомобильной жизни присадку в моторное масповерхностей изменяется с помощью обычных дисковых ло моей машины. Называется она SMT2. грузиков-гирек, как на весах Кстати, в любом из фирменных магазинов Свидетельствую: в первом опыте диск был погружен в AGA-АВТОМАГ такой испытательный стенд, на какой я нарвался есть И вам по первой же вашей просьбе покажут синтетическое моторное масло и трение происходило бесто же, что и мне показали После залива присадки мой шумно до тех пор. пока нагрузка не составила 3 гири Подвижок заработал мягче, тише и явно резвее 0 расходе сле третьей масло перестало работать и послышалось бензина расскажу позже когда сожгу с пяток баков. пронзительное визжание трущихся деталей - пятно их конiЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ОТ ТРЕНИЯ, ИЗНОСА И ЗАДИРА! SMT2 — это полностью (100%) синтетический, негорючий, коррозионно не активный, нетоксичный, биоразлагаемый кондиционер металла предназначенный для снижения трения и износа. SMT2 полностью совместим со всеми известными смазочными материалами, спецжидкостями и топливами и не изменяет их физико-химических свойств. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ SMT* В состав SMT2 входит ноу-хау компонент TPF (Temperature. Pressure, Friction), который вступает в действие при повышении Температуры, Давления и Трения в зоне контакта между движущимися поверхностями. формируя граничный защитный слой. ЧТО ДАЕТ ПРИМЕНЕНИЕ МП * В АВТОМОБИЛЯХ: • увеличение срока службы двигателя и КПП в 2-2.5 раза • увеличение мощности и приемистости • облегчение пуска двигателя (особенно зимой) • уменьшение шума в салоне • снижение температуры двигателя (особенно при езде в пробках и буксировке) • уменьшение загрязнения двигателя и масла продуктами износа • снижение расхода топлива на величину до 10% • уменьшение расхода масла на угар • предотвращение окисления масла и увеличение интервалов между его заменами (на величину до 30%) • снижение токсичности выхлопа Применение SMT2 позволяет получить более высокие технические характеристики машин и механизмов, увеличить эффективность и надежность их работы, снизить затраты на эксплуатацию, продлить срок службы.К. i'&'••-* Ш лшщщ*Щ'вИВл<МквкВЫБИРАЙТЕ!масло7нм. безвМТ 2ЩV& 'Сеть специализированных магазинов в Москве, России и странах СНГ Наш сайт: www.agah.ru ^*"вМв»*^ Десятки вакансиймасло 2 cSMTЦентральная справочная служба: (095) 721-3333 Интернет-магазин: www.amag.ru Бесплатная доставка по МосквеО АВТОМАГМАГАЗИНЫ ДЛВ АВТОМОБИЛИСТОВОтдел оптовых продаж • по регионам - т ел . : ( 0 95 ) 1 24 - 6 044 , ф акс : ( 0 95 ) 7 19 - 0 988 • по Москве - ( 0 95 ) 9 75 - 7 371Мелкий опт: 1095) 4 85 - 5 533 . П родажамалыми партиями с доставкой по Москве : ( 0 95 ) 7 21 - 3 333 (доб. 1 179 ) . e - m ail : v ansales @ a oah . r uтггК ОСМЕТИКА•АКСЕССУАРЫ•ИНСТРУМЕНТ