112
113
114
ТЕХНИКАНАШЕ ЗНАКОМСТВО: САМОСВАЛ MAN TG-AОДИНАКОВЫ С ЛИЦАНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВотите купить самосвал? Присмотритесь к МАНам на шасси большой грузоподъемности - TG-A. Три модели разных конструкций и колесных формул, но с одинаковой комфортабельной кабиной к вашим услугам: MAN TG-A 33.363 FDK-WW (6x4), 33.363 FDAK (6x6) и 41.363 FFDK (8x4).ХЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ У истоков двигателестроения МАНа стоял сам Рудольф Дизель: какая еще фирма может этим похвастать? Целое столетие концерн находится на острие технического прогресса: судовые, стационарные и автомобильные двигатели, традиционное качество и надежность, конструктивные решения, ставшие112 За рулем 4/2004классикой, и экзотика. Только на магистральных грузовиках МАН можно было увидеть горизонтальный дизель, установленный под рамой в пределах базы, или рядную «пятерку» объемом 10 л. На семействе TG-A чаще всего применяют 12-литровую рядную «шестерку» серии D2866 с турбонаддувом, интеркулером, четырьмя клапанами на цилиндр и рециркуляцией отработавших газов (см. ЗР, 2002, № 5). В зависимости от исполнения и настройки получают необходимую мощность, крутящий момент и соответствие требованиям Евро II или Евро III. От 310 до 460 л. с. снимают с двигателей с электронно-управляемым ТНВД. Более мощные моторы - от 480до 530 л. с. и самый-самый D2840LF25, V-образная «десятка» объемом 18,3 л, 660 л. с. - оснащают системой «коммон рейл». Конечно, они больше предназначены под седло, а на самосвалы в Россию ради таможенных льгот ставят 360-сильные D2866 LF27 (Евро III). Кроме необходимого здесь топливного фильтра-отстойника с электроподогревом, есть жидкостная «автономка» с таймером, которая утром разогреет двигатель. По заказу к ней подключат теплообменник для подогрева батареи - нужная вещь для Крайнего Севера. Диафрагменное сцепление «Закс» устанавливают в одно- или двухдисковом исполнении, с гидроприводом и пневмоусилителем. Коробка - традиционно марки ZF, 16-ступенчатая, с прямой или повышающей передачей и гидропневмоприводом «комфорт шифт». Маленький рычаг заведует четырьмя управляющими хтгдроцилиндрами, связанными шлангами с двумя исполни- НАШЕ ЗНАКОМСТВО: САМОСВАЛ MAN TG-AТент укроет груз от ветра, мороза и посторонних глаз.тельными на основной коробке, они и перераспределяют воздух в пневмоцилиндры той или иной передачи. Нужный ряд в делителе и демультипликаторе включают две клавиши на рычаге - удобное, легкое и четкое управление. Еще проще электропневматические включения блокировок дифференциалов и раздаточной коробки у полноприводных модификаций. На панели приборов только вращающаяся ручка - и никаких дополнительных рычагов на полу кабины! Размещать на стороне производство раздаточных коробок и ведущих мостов МАНу нет нужды - все свое. А кроме того, есть «Штайр» - теперь это австрийское подразделение концерна. Его «раздатка» стоит даже на дакаровском КамАЗе наших чемпионов, а там нагрузки запредельные. Самосвальная, конечно, нагружена меньше, но тоже с принудительнойсистемой смазки. Кстати, у некоторых моделей на выходном валу есть дополнительный насос ГУРа. Так сделано на тяжелых минских тягачах МЗКТ: гидроусилитель работает, покуда крутятся колеса. Ведущие мосты с разнесенной главной передачей - центральная коническая и планетарные ступичные редукторы. Так балка моста получается компактней, меньше крутящий момент на полуосях и самом редукторе с дифференциалом. МАЛ ЗОЛОТНИК Для снижения центра тяжести машины используют лонжероны рамы очень малого сечения - всего 270 мм. Секрет прочности - высококачественная сталь. Траверсы и кронштейны надежно соединены холодной клепкой и высокопрочными болтами. Впереди у рамы стальной трехэлементный бампер с защитной решеткой радиатора,Каков гусь! За рулем 4/2004 113 сайлент-блоках без лишних точек смазки. Если передний мост самосвала не ведущий, его балку делают прямой, без поднятых шкворневых ушей - увеличивают клиренс. Колеса тоже немаленькие, с посадкой на 22,5 дюйма, хотя конкуренты «Скания» и «Рено» для России обуваются в 24-дюймовые. Управлять груженой машиной с хилым ГУРом тяжело, а если у нее еще и несколько управляемых осей - просто невозможно. На четырехосном самосвале 8x4 интегральный рулевой механизм управляет колесами передней оси, а через его золотниковое устройство еще питается второй силовой цилиндр. Он стоит за маятниковым рычагом параллельно второй продольной тяге.ПОДЪЕМНАЯ СИЛАКрасногорский «термос» для асфальта: 17 кубов, 27 тонн.Печь согреет бока аккумулятора.Самосвалу спрямили балку.сзади - противоподкатный брус с регулировкой по высоте или откидывающийся, такой удобен при движении в колее. У самосвалов для Западной Европы есть даже пневмоподвеска задней те-лежки, но для дорог Восточной предпочтительней современная малолистовая рессора. На всех мостах амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости, а реактивные штанги и рессоры наСкромное обаяние интерьера. 114 За рулем 4/2004Делать самосвальные установки изготовитель шасси обычно не берется - другая специфика. Поэтому у каждого есть свои партнеры. МАН работает с голландской фирмой «Хива» и немецкой «Майллер», именно ее кузов объемом 10 м3 стоит на полноприводном шасси. Эта машина создана для дорожных служб - дополнительные фары, проблесковые маячки, кузов с трехсторонней разгрузкой, на бампере плата для навешивания снежного отвала. Его можно поставить ис правой стороны, в пределах базы или смонтировать щетку с гидроприводом. Для привода оборудования есть два варианта отбора мощности: от шестерен газораспределения двигателя 600 Н-м и 1000 Н-м от промежуточного вала коробки - хватит с избытком. А тратят этот избыток так: между кабиной и кузовом смонтирован гидравлический кран, «гусь» по-нашему. Грузоподъемность, конечно, не ахти какая, от 0,75 до 1,5 тонны, в зависимости от модели, но помощник незаменимый. Другие кузова отечественные, красногорской «Бецемы», ценой и амбициями пониже, но достойного уровня качества и добротной конструкторской проработки. Самый интересный у четырехосника - его тоже делали под заказ дорожников. Горячий асфальт быстро стынет, поэтому днище и борта двойные с 70-мм прослойкой минваты, а сверху смесь укрывают термостойким (до 200°С) тентом. Подогрев выхлопными газами здесь тоже не лишний, но, в отличие от западных конструкций, они попадают в кузов, минуя глушитель так получается «горячей». Гидравлика итальянская «Бинотто», машины с ней надежно работают даже в Якутии. Ведь хорошие дороги нужны всей России и МАН помогает их строить. •