158
159
РЫНОК И СЕРВИСПРОИЗВОДСТВО ГРУЗОВИКОВ И АВТОБУСОВ В 2003 ГОДУ ширить свое присутствие в секторе среднетоннажников, начав выпуск городского грузовика «Валдай». КамАЗ. Свежих КамАЗов на российских дорогах в минувшем году появилось около 20 тысяч (на 20% больше, чем год назад), часть из них - в виде спецмашин и вахтовых автобусов НефАЗ. В активе Камского завода - старт производства среднетоннажника КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 тонны, а также подготовка к серии двух большегрузов: седельного тягача КамАЗ-65116 (грузоподъемностью 15 тонн) и бортового КамАЗ-65117 (14 тонн). «ИЖ-Авто». Новые ижевские «каблучки» тоже в числе востребованных: за год выпустили 15 тысяч (на четверть больше, чем годом ранее). 2004-й на автозаводе обещают сделать годом качества. Для «большого рывка» в Ижевск пригласили новую команду топ-менеджеров во главе с М. Добындо, бывшим вице-президентом по производству АвтоВАЗа. ЗИЛ. Московский завод им. Лихачева, оказывается, еще «очень даже может»: за год из заводских ворот вышли почти 7 тысяч «бычков» и 6 тысяч ЗИЛ-43336 (рост по разным моделям 2-20%). Здесь тоже свежие кадры в руководстве: придя на АМО «ЗИЛ» в начале 2003 года, они, кажется, сумели вытянуть завод из кризиса. Упор сегодня делается не на продажах «голых» шасси, а на собственном производстве спецавтомобилей скажем, пожарной машины или кареты скорой помощи на базе «Бычка». УралАЗ. Уральский завод в минувшем году немного подкачал, выпустив 6 тысяч грузовиков (на 10% меньше, чем в 2002-м). Причин называют несколько - срыв контракта с Ираком на поставку 1,5 тысячи машин, неэффективная работа товаропроводящей сети, дисбаланс в системе управления - и обещают исправиться, уже с новым руководством. Некоторое количество тягачей, фургонов, пикапов добавили к основным производителям сборочные предприятия. В их числе тольяттинские «ВАЗинтерсервис» (более 3 тысяч коммерческих машин) и «Лада-Тул» (около 500), СП «ИВЕКО-УралАЗ» (93 грузовика), зеленоградский завод «Вольво» (80 авто), Саранский завод самосвалов (почти 1000) и НефАЗ. Свою лепту внес и калининградский «АвтоТОР», который в прошлом году начал собирать легкие грузовики КИА трех серий: сделано более 800 машин. ИНОСТРАНЦЫ. Новых импортных машин («еканий», «вольво», «мерседесов», ИВЕК0, «рено», МАНов) за год в России было продано около 2,4 тысячи. Плюс прибыло еще примерно 10 тысяч новых грузовиков из ближнего зарубежья (МАЗов, БелАЗов, КрАЗов). Подержанной техники появилось около 35 тысяч единиц, в основном из Европы.ОЛЬГА ГОРДЕЕВА, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОПОСЛЕ спячкиГАЗ. Горьковский автозавод остается лидером по выпуску грузовиков (и микроавтобусов, кстати, тоже). С его конвейеров сошло более 108 тысяч грузовых машин и шасси (на 8% больше, чем в 2002 году), половина из которых «газели» модели 3302. Среднетоннажных ГАЗ-3308 и 3309 собрали почти в пять (!) раз больше, чем годом ранее. Причем распродали практически всё, что сделали. К концу нынешнего года ГАЗ намерен расПроизводство грузовиков в РФ (шт.) 800 000 700 000 600 000500 000 400 000 300 000 200 000Россииские «тяжеловесы» в прошлом году не подвели: выпуск грузовиков и автобусов в стране увеличился на 12,7%, тогда как в 2002-м никакого роста не наблюдалось (от общего провала отрасль спас ГАЗ, который увеличил производство на 12%). «В 2003 году вырос спрос на грузовые автомобили в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, а также в быстро развивающемся коммерческом секторе экономики», - сообщил руководитель департамента машиностроения Минпромнауки РФ Н. Сорокин. Словом, последствия обвального кризиса 1993-1994 гг., когда выпуск упал в 3,6 раза, кажется, можно считать преодоленными. В 2003-м постарались практически все производители. За год наши автозаводы собрали 144 тысячи грузовиков, 50,5 тысячи шасси и 75,3 тысячи автобусов. Причем работали явно изобретательнее: в стране на четверть возросло производство спецтехники и автобусов на отечественных шасси, особенно газовских и камазовских. Это спрос свое диктует... Продажи в РФ новых иностранных грузовиков в 2003 году (доли рынка в %)35,8% «Скания»174 250100 0001481851990 919293949596979899000102032010УАЗ. Ульяновский завод на третьем месте в общем зачете «тяжеловесов». Выпуск спецавтомобилей и грузовиков увеличился почти на треть - до 22,6 тыс. штук. Самый значительный прирост (на 30-70%) - у грузовых версий «буханки» (УАЗ-3909, 39094 и 39095). 158 За рулем 4/2004 ПРОИЗВОДСТВО ГРУЗОВИКОВ И АВТОБУСОВ В 2003 ГОДУ81,3%Продажи в РФ грузовиков и автобусов в 2003 году (доли рынка в %)- отечественные производители - подержанные иномарки - новые иномарки (в т. ч. из СНГ)Выпуск автобусов увеличен во многом благодаря ГАЗу.столько же ЛиАЗа, 700 НефАЗа, 550 «икарусов» сборки московской компании «Тушино-Авто» и 500 «уралов». Кроме того, по 100-250 машин вывели на трассы «Волжанин», ГолАЗ, «Скания-Питер», Мичуринский авторемонтный завод и нижегородский «Семар». Еще около 7 тысяч автобусов - в основном подержанных - ввезли из-за рубежа. Бытует мнение, что наш человек выбирает технику исходя, вопервых, из цены (чем меньше, тем лучше, естественно), а во-вторых, ориентируясь на простоту конструкции (чтобы легче было отремонтировать). Данные же статистики говорят о другом: продажи самой ходовой и доступной модели отечестСовременных автобусов в России прибавляется. «Аврора» венного седельного тягача КамАЗПАЗа быстро завоевала симпатии пассажиров. 5411 (от 21 тыс. долл.) остаются неизменными который год, а Между прочим, концепция раздаже сегодняшнего дня, а иноспрос, скажем, на тягачи «Скания» вития автопрома прогнозирует, что странцы не дремлют... (к примеру, модный «Гриффин» через пять-шесть лет спрос на груАВТОБУСЫ. Российский автобусстоит от 65 тыс. евро) за три года зовики в стране возрастет до ный парк в 2003 году прирос на 75,3 вырос в7 раз, почти до 900 штук! 310-330 тыс. шт. в год, причем тыс. единиц (или на 13,8% больше, Да и рост продаж седельных тягароссийские автозаводы способны чем в 2002 году). За 12 месяцев чей МАЗ-МАН (от 49 тыс. долл.) обеспечить эту потребность на прибыло около 30 тысяч новых «гатому подтверждение. Так что оте95%. Хотелось бы верить, но пока зелей» и «соболей», 20 тысяч УАЗов чественным производителям есть большинство новых отечественных и 10 тысяч ПАЗов. К ним добавио чем задуматься... разработок отстает от требований лось около 1500 автобусов КАвЗа и На правах рекламы\жт' MicHELimФИРМЕННЫЕ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ298-19-02 289-21-77 249-45-40 Ул. Молдавская, 4 149-88-95 Б. Устьинский мост Мичуринский просп., 21, корп. 2 995-80-30 Ул. Сущевский вал, 55 Ул. Скульптора Мухиной, 13 732-90-95 Кутузовский просп., 43Интернет-магазинwww.rosshinamaster.ru