СПОРТРАЛЛИСЕКРЕТЫ БУКВ И ЦИФРСЕРГЕИ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: DPPI И ОЛЬГА КОРНЕЕВАГонками в Тверской области и Карелии начался чемпионат России по ралли. И, наверное, тем, кто собирается посмотреть другие его этапы, полезно разобраться в классификации раллийной техники. Шутка ли - даже в нашей, далекой от европейских раллийных эталонов стране медали разыгрываются в шести зачетах! В центре внимания большинства зрителей -самые быстрые машины «полноприводного» класса N4, но ведь ив зачетах А6 или Р11 - своя собственная интрига, не менее острая и интересная борьба. Что означают эти комбинации букв и цифр? С прошлого года Россия взяла на вооружение принцип раллийной классификации, разработанный ФИА. Буква А (и у нас, и во всем мире) указывает на автомобили, специально подготовленные для ралли на базе серийных. Тут допустимы существенные переделки они могут касаться самой конструкции двигателей, трансмиссии, подвески и тормозов, даже очертаний кузова. N - машины серийные (Production car), адаптированные к ралли. Эта адаптация заключается, главным образом, в установке элементов безопасности. Любой автомобиль, выходящий на старт, должен быть оборудован особым каркасом, многоточечными ремнями, специальным «противопожарным» баком и т. д. Спортсмены могут лишь поставить усиленную подвеску, более выносливые амортизаторы, сцепление и цепкие гоночные тормоза (адекватные размерам колес), а дальше работают, в основном, с настройкамиНовинки группы N4 в России сегодня появляются в тот же день, что ив Европе. Две самые массовые модели чемпионатов мирового и национальных - «Импреза» и «Лансер» обновляются производителем ежегодно. Мощность - около 199 кВт/270 л. с, крутящий момент - 370 Н-м.Основа национальной зачетной группы Р11 - «ФольксвагенГольф GTi» (второй и третьей серий) с двухлитровым атмосферным мотором. Идея зачета Р11 - продлить гоночную жизнь машинам, чьи хозяева не в состоянии обзавестись современной и, соответственно, более дорогой техникой.Вершина раллийной эволюции - WRC. Заявленная мощность «Фокуса» - 221 кВт/300 л. с. (фактическая - больше), максимальный крутящий момент - 550 Н-м при 4000 об/мин, полный привод, турбонаддув. Оригинальные технические разработки (трансмиссия, тормоза и т. д.) изготовитель держит в секрете. 254 За рулем 4/2004WRC в миниатюре - «Рено-Клио» действующего чемпиона мира среди юниоров Брюса Тирбасси. Около десятка фирм, включая АвтоВАЗ, сочли нужным создать машины класса «Супер1600». С этого объема снимают примерно 220 «сил». Крутящий момент достигает 200 Н-м при 7000 об/мин. РАЛЛИ«Зажившаяся» на этом свете и отставшая от мировых стандартов «Волга» благодаря 2,3-литровому мотору ЗМЗ-406 попадает в одну компанию с такими заслуженными ветеранами, как, например, полноприводная «Лянча-Дельта Интеграле». Поэтому для немногочисленных раллийных «волг» в этом году учреждена отдельная трехэтапная серия.Типичный и повсеместно распространенный представитель класса А6 - 150-сильный «Пежо-206». Для подобных маленьких машин в разных странах проводят отдельные соревнования. Так, в Великобритании много лет успешно стартует Суперкубок «Пежо-206» - соревнование только для этой модели. Аналогичные автомобили есть ив России.- той самой подвески, мотора и турбины (если она предусмотрена) . Наконец, буква Р означает, что речь идет о машинах, подготовленных по национальным техническим требованиям либо утративших международную омологацию (попросту говоря, технически устаревших). Омологация - это официальное подтверждение соответствия автомобиля современным требованиям. Не так давно истек срок действия омологации для семейства ВАЗ-2108 - «восьмеркам» с той поры вход на зарубежные соревнования закрыт. Цифры в названиях классов говорят о рабочем объеме двигателя. У нас, как и во всей Европе, принята такаяградация: до 1400 см 3 , до 1600, до 2000 и свыше 2000. А все используемые комбинации букв и цифр можно свести в незатейливую таблицу. Ее можно взять с собой не только на ралли «Карелия» или «Новороссийск», но и на любой из этапов чемпионата мира или Европы. Правда, в мировой практике существует еще разделение внутри зачетов. Например, проводят чемпионат мира для пилотов на машинах класса «Супер-1600» - это та же группа А6, но с рядом свобод в подготовке (строго оговорена лишь максимально допустимая стоимость машины). Еще немного специфики и терминологии. WRC, то есть «мировой раллийныйавтомобиль» - world rally car, формально попадает в зачет А8, являясь более совершенным, чем машина «чистой» группы А. Термин «кит-кар» говорит о чуть менее жестких рамках, в которых подготовлен данный автомобиль (см. также ЗР, 2004, № 1). Нет смысла проводить состязания для машин, которых в стране очень мало или нет вовсе. Поэтому у нас отменили так называемый абсолютный зачет (общий для всех, а побеждали там в последние годы на WRC) и остаРабочий объем двигатели, с м3 Серийные Специальные Национальные 1400 N1 А5 Р9вили лишь наиболее массовые: N2, N4, А6, Р10, Р11 и Р12. Отметим нюанс: если у вас продвинутый «Пежо206WRC», то вы сможете выиграть любую гонку, но... никак не российский чемпионат, где нет зачета А8! И добавим, что эта система не делает никаких скидок на «национальность» автомобиля. Марка ВАЗ в России не наделена преимуществом перед «Ситроеном» или «Ниссаном». Машины разных заводов сражаются на раллийных трассах в абсолютно равных условиях. а1N4 АВ Р121600 2000 более 20001 РОССИЙСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЛЛИЙНОЙ ТЕХНИКИN2 А6 Р10 N3 А7 Р11На правах рекламыIA/IVW.KINGTONY.RUесть каш дилер.О<т> KING TONYТел./факс: (095) 933 27 77 Москва, 2-я Звенигородска1~^vЗа рулем 4/2004 255 «ЗВЕЗДЫ»СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: ЮРИЙ ТЮРИНОдна из самых престижных гонок Алексей Дудукало с честью выходил дастраны - традиционная «Все звезже из таких неприятных ситуаций. ды» в Раменском - долгие годы страдала из-за технического неравенства пилотов. «Восьмерки», а потом и «десятки» с неописуемым трудом завозили своих хозяев на подиум, где законные места уже занимали иномарки - «хонды», «опели», «ситроены». Будучи заряженными до максимально возможного предела, отечественные машины чаще выходили из строя, нежели выигрывали заезды. Отчасти по этой причине Сергею Успенскому удалось выиграть «Звезды» Участь сия не обошла стороной и самочетыре раза подряд - трижды на «Опе- го титулованного трекового пилота - селе-Корса» и один раз на «Ситроене-Сак- микратного победителя «Звезд». со». Изрядное однообразие итоговых результатов мало-помалу снижало всетойно. Часть машин была на руках у общий интерес к гонке. Вопрос, кто погонщиков, часть можно было взять в бедит, давно уже не вызывал сомнений: аренду, еще несколько организаторы «Разумеется, Успенский!». Кроме того, просто выдали (даром!) приглашенным гонщиков-звезд все труднее было вытамастерам. И все равно Успенскому прищить на ледяную дорожку - никто шлось использовать весь авторитет, не горел желанием строить серьезный чтобы уговорить выйти на старт своих соперников по раллийному чемпионаавтомобиль на одну гонку в году. Реформа назревала, а реализовал ее ту - Андрея Жигунова и Станислава не кто иной, как сам Успенский. В этом Грязина. Назовем еще две грандиозные году он предложил провести «Звезды» и доселе невиданные на треке фигуры в режиме монокласса - все пилоты на призер кроссового чемпионата Европы одинаковых машинах. Боевой аппарат Илья Резниченко и петербуржец Алек- «Саксо», изначально построенный для сандр Львов, некогда титулованный как ралли: 140 «сил» плюс дорожный шип лучший гонщик страны. В сумме - 12 (!) чемпионов страны 1,5 мм выдают на-гора среднюю скорость на круге 117 км/ч - очень дос- разных лет ив разных дисциплинах. ТаЗа рулем 4/2004кое последний раз случалось лет десять назад, когда еще не истекли лучшие времена у заводской команды АвтоВАЗа. Нынче, кстати, «Все звезды» прошли вообще без участия тольяттинцев, но, будем надеяться, что и они когданибудь не постесняются сесть за руль иностранной машины. Под стать составу участников была и гонка. Напряжение невероятное, только что искры не летали. Желание обогнать любой ценой (при равенстве-то лошадиных сил!) зачастую приводило к вылетам и переворотам. Заколдованному четвертому заезду старт пришлось давать четыре раза - угодившие в аварию машины перегораживали трассу! Побоище, форменное побоище. Мечта болельщика, но едва ли идеал спортсмена. Отвалившиеся бамперы ближе к концу вообще перестали пристегивать обратно. Успенский тоже однажды угодил в небольшую заварушку, вернувшись из нее на трех колесах. Как вам замена задней подвески в полевых условиях? Механикам - слава! Даже сильно помятые, лишенные стекол «саксо» продолжали энергично двигаться. Полностью вышла из строя лишь одна из 17 машин. Волнующие приключения не коснулись, пожалуй, только одного пилота Алексея Дудукало из команды «ЛУКой-Самая непредсказуемая за последние десять лет тройка призеров: Успенский (пьет шампанское), Дудукало и Орловский.ла». Он провел заезды на удивление быстро и ровно - пять побед в шести заездах. Хотя совсем недавно, в трех других гонках, восхождения на подиум давались ему крайне тяжело. Успенский выцарапал второе место, на третье неожиданно поднялся Александр Орловский, после победы в кольцевом Кубке «Лады» три года назад завязавший с гонками. В шестерку лучших вошли также Резниченко и опытные трековые бойцы Сергей Баддыков (Ижевск) и Владимир Черевань (Орел) - двое из них сели за руль «Саксо» впервые. «Звезды», бесспорно, удались. Но вот вопрос на засыпку: куда теперь девать столько битых «ситроенов»?256 С МИРУ ПО ГОНКЕУСПЕНСКИЙ СДЕЛАЛ ДУБЛЬшем гонку, решилась судьба призовых мест екатеринбуржец Александр Доросинский, вылетев с трассы, уступил третью позицию тольяттинцу Руслану Федику. Ралли «Ладога» в окрестностях карельского городка Лахденпохья прошло по иному сценарию. Главные соперники Сергея Успенского стали жертвами сугробов Станислав Грязин сошел, не видя смысла продолжать борьбу, а Андрей Жигунов финишировал далеко от лидеров. Успенский, одержав две победы кряду, утвердился в качестве лидера чемпионата в зачете N4, где сражение за медали ведут, по меньшей мере, семь экипажей на примерно равной технике.КАЛЕНДАРЬКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ 1-2 Чемпионат России («Туринг», «ТурингЛайт». формула «Русь»), С.-Петербург 14-15 Гоночная серия LADA («Лада», «ЛадаРеволюшн», формула-! 600), Мячково 21-22 Чемпионат России, Мячково РАЛЛИ 22-23 Кубок России, Сестроремк КРОСС 7-9 Чемпионат и Кубок России (все классы), Рязань 15-16 Чемпионат России (легковые, багги). Казань 22-23 Первенство России («Ока-юниор», мини-багги), Калининец 22-23 Чемпионат Рэссии («Волга»), Н Ломов 4x4 8-9 Кубок России по трофи-рейдам, «МВТ Весна». Московская обл. 19-23 Чемпионат России по ралли-рейдам. Астрахань 29-30 Чемпионат России по трофи-рейдач Свердловская обл.^YOKOHAMAРаллииныи чемпионат России стал еще короче. В этом году медали разыграют по итогам пяти этапов - считается, что в списке остались лучшие гонки страны. Хозяева ралли «Пено» (Пено райцентр Тверской области) предложили новшество - провели так называемый super-special «аля чемпионат мира». Это «показательный» скоростной участок, где пилоты стартуют парами по параллельным дорожкам. На нем, замыкавРЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ2-й этап, ралли Швеции : I. С. ЛОЗБ (Франция, «Ситроен-Ксара») 3:26.17,г м. гтонхольм(Финляндия, «Пежо-307») - 0.46, 3 П. СОЛЬБЕРГ (Норвегия. «Субару-Импреза»)-1.21; 4. а ТУ0ХИН0 (Финляндия, «Форд-Фокус») - 1 42, 5. К.САИНС (Испания. «Ситроен-Ксара») - 2.27; 6. X. СОЛЬБЕРГ (Норвегия. «Пежо-206»)- 4.17; 7 М МАРТИН (Эстония. «Форд-Фокус»)-5.38: В. Д. КАРЛССОН (Швеция. «Пежо-206») - 5 50. Ч ЕМПИОНАТ РОССИИ ПО РАЛЛИ 1-й этап , ралли «Пено»: 1 С УСПЕНСКИЙ (Москва, «Субару-Импреза») - 1 23 03, г А ЖИГУНОВ (Москва, «Ми1зл^биси-Лансер») - 029; З.РФЕДИК (Тольятти. «Мицубиси-Лансер») - 1.14; 4. М. НОВИКОВ (Москва. «Субару-Импреза»)-1 30; 5. С. НАРЫШКИН (Москва. «Митзх/оиси-Лансер»)- 3.28; 6. А ДОРОСИНСКИЙ (Екатеринбург. «С^5ар¥-Импреза»|-4Л0. 2-й этап , ралли « Л адога » :СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ.УДИВЛЕНИЕ ФРАНЦУЗАВотличие от ралли «Монте-Карло», где особой борьбы, увы, не наблюдалось, шведский этап чемпионата мира прошел с множеством приключений. Лидер менялся трижды. Мелкие неисправности на новом «Пежо-307» притормозили Маркуса Гронхольма. А Маркко Мартин вылетел с трассы и просидел в сугробе около шести минут, после чего, однако, поехал в прежнем темпе и даже сократил отставание от лидера Себастьена Лоэба. Француз провел сложную гонку на удивление ровно и безошибочно и потом дажесам удивился: «Не думал, что я так хорошо умею ездить по льду и снегу». До сих пор на ралли Швеции побеждали только скандинавы. Действующий чемпион Петтер Сольберг частично реабилитировался за бледную езду на первом этапе. Несколько раз вылетал с дороги, но ему везло - потери времени были невелики. А вот команда «Мицубиси», увы, лишь подтвердила, что в этом сезоне от нее не стоит ждать высоких достижений - оба экипажа сошли в начальной стадии гонки из-за поломок трансмиссии.1. С. УСПЕНСКИЙ-1:43.57; 2. М НОВИКОВ - 0 20 ; З.АЖЕЛУДОВ (Москва. «Субару-Импреза») - 0.40; 4 Е. АКСАКОВ |Королев. «Мицубиси-Лансар») - 4.28; 5 А САПЮК-мл (Украина, ВАЗ-2112) - 9.36, 6. КУУС (Эстония, «Мицубиси-Лансер») - 9.54.ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМ. ИТОГИN1600 1А СОТНИКОВ (Курск. «Хонда-Сивик») - 40; 2. С УСПЕНСКИЙ (Москва. «Ситроен-Саксо») - 20. 3. Л. ФРИДМАН (Москва. «Хонда-Сивик») - 18. 4 Е АКСАКОВ (Королев, «Ситроен-Саксо»)-18; 5 К БОГОМОЛОВ (Москва, «Фольксваген-Поло»)- 16; 6 А ДУДУКАЛО (Москва, «Ситроен-Саксо»)-16. А 1600 1А ФАБРИЦИУС (Омск); 2 А ДОЛЬНИКОВ (Новосибирск); 3 И. УСОВ (Омск), все - ВАЗ-21083.ITR Co. Ltdул. Остоженка, д. 10/2/7, стр. 1 оф. 305, e-mail:
[email protected]_S««<(095) 502-9074