194
195
196
АВТОКЛУБПАРК ЗРИГОРЬ ТВЕРДУНОВ. ФОТО АВТОРАВ ЖЕРТВУ НАУКЕговорилось, было запланировано заранее и отменять его никто не собирался. Снят капот, отсоединены патрубки, провода, кардан, рабочий нахлобучил белую каску (техника безопасности!), и вот тельфер уже тянет мотор с насиженного места - сейчас начнут разбирать. Ручка и блокнот наготове - буду записывать, что там изношено и где сломано... Увы, повода блеснуть технической эрудицией дизель не дал. Подозрения, что причин для критики будет мало, появились сразу, при визуальном осмотре только что вскрытого мотора. Все чисто, нет царапин и задиров на трущихся поверхностях, нагара в цилиндрах и на поршнях самая малость, никаких отложений и грязи. Проведенные на следующий день обмеры только подтвердили первые впечатления. Вердикт специалиста был коротким: «Двигатель «в чертеже!». Это значит, что размеры трущихся поверхностей дизеля (шеек коленчатого и распределительного валов, вкладышей, цилиндров, поршней, оси коромысел привода насос-форсунок) попадают в поле допуска для новых деталей. Получается, двигатель мы разбирали зря! Ради чистой науки - чтобы подтвердить заявления газовцев о его большом ресурсе и опровергнуть собственные сомнения. Следующий номер программы - топливная аппаратура. Наблюдая, как мастер заворачивает насос-форсунки в промасленную бумагу для отправки на диагностику, мы ожидали, что хоть они дадут пищу для умных рассуждений и ругани. Ведь недаром ходят страшные слухи о том, как российская солярка расправляется с дорогими прецизионными изделиями. Форсунки вернулись до блеска отмытыми, каждаято вы делаете? Зачем испортили хороший мотор? Как тщательно ни собирай - вскрытие все равно скажется на ресурсе! - возмущению заводского инженера не было предела. Занося в карту обмеров очередную цифру, специалист все глубже убеждался, что износы минимальны или их нет вовсе, и все более настороженно поглядывал на «этих странных» журналистов. Мы уже стали чувствовать себя злодеями вивисекторами, кромсающими живую и здоровую собачку, чтобы поглядеть, что у нее внутри. Так оно по сути и было, только препарировали не собачку - дизель ГАЗ-560. Российско-австрийскому движку давно была предназначена нелегкая доля подопытного животного, и вскрытие планировалось заранее. Несколько месяцев назад закончил свою жизнь в «зарулевском» автопарке его напарник, дизель ВАЗ-341 (ЗР, 2003, № 11). Пришла очередь и газовского мотора. За три с небольшим года двигатель пробежал почти 140 тыс. км. В середине жизни его оборудовали промежуточным охладителем (интеркулером). Мотор стал заметно бодрее, поломками не досаждал. К случившимся ранее (замена помпы по гарантии и замена электромагнита, управляющего рейкой подачи топлива) добавились прогоревшая прокладка выпускного коллектора и реле свечей накаливания. Не много за семьдесят тысяч, но возраст берет свое. После 110 тыс. км дизель начал потихоньку подъедать масло, резвости поубавилось, зимой возникли проблемы с пуском. При этом мотор вполне сносно таскал «Волгу». Можно было ездить и дальше, но вскрытие, как ужеЧЗамена блока нам, к счастью, в обозримом будущем не грозит: геометрия цилиндров - в норме, износа практически нет, будто только вчера хонинговали.Австрийская разработка, отечественная сборка, комплектующие из России и со всей Европы - таков ГАЗ-560.Сейчас снимут насос-форсунки и... нам придется заплатить всего лишь 800 рублей за диагностику и чистку засорившегося фильтра на одной из форсунок.194За рулем 4/2004 ПАРК ЗР 1 АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕИмаГод рождения Профессия Место работы Пробег на момент заполнения анкеты Место жительства Гражданство Потребляемое топливо (сколько и каков) Используемое масло Место обслуживания ГАЗ-560 2000 Дизель Автомобиль ГАЗ-310221-600 140000 кмШейки коленчатого (да и распределительного) вала выглядят безупречно.Состояние поршней и колец не вызвало у специалистов никаких нареканий.в индивидуальной упаковке со страшным счетом на... 800 рублей. У одной из них оказался загрязнен входной фильтр - вот и все проблемы. Так что, мотор оказался безупречен? Увы, нет. Потребовали замены свечи накаливания и управляющее ими реле в них - причина ухудшения зимнего пуска. Передний сальник коленвала пропускал масло - заменили. Поставили пару новых прокладок - вот и весь ремонт. Больше всего насторожило состояние турбокомпрессора, ведь агрегат уже далек от юношеских кондиций. Состояние его можно описать так: пока работает, но сколько еще протянет, неизвестно. Менять не стали: инте-ресно узнать, долго ли протянет на самом деле? Оппоненты, критикуя ГАЗ-560, основным аргументом выставляют его низкую ремонтопригодность: дескать, мотор сложный - замучаешься перебирать. Сторонники этого дизеля возражают: хороший мотор не требует переборки и переживет сам автомобиль. Теперь и мы можем обоснованно занять позицию последних. Вскрытие показало, что мотор, пробежав 140 тыс. км, находится, как говаривал Карлссон, «в самом расцвете сил». Если что и сократило его ресурс, так это преждевременная переборка. Ради науки мы нарушили незыблемый принцип:Россия, Москва, Селиверстов пер., 10, редакция журнала «За рулем» Россия (до 1995 года - Австрия) Дизельное топливо, в среднем 8,4 л/ 100 км, обычно с крупных сетевых заправок («Лукойл», ТНК, «ЮКОС», «Татнефть» и т. д.) Круглогодично полусинтетическое «Спектрол» SAE 10W40, API СМВ гарантийный период - фирма «Даниан», после гарантии - там же либо самостоятельно Привлекался ли 1. Замена помпы, гарантия 2. Замена электромагнита управления к ремонту (за что и почем| рейкой - 8000 руб. 3. Замена прокладок выпускного коллектора - 250 руб. 4. Замена свечей накаливания, реле свечей накаливания, сальников коленвала и распредвала - 4000 руб. 5. Диагностика форсунок, замена фильтра форсунки - 800 руб«не мешай машине работать!». Все те поломки, что случились за три года эксплуатации, устранялись без особых проблем и не требовали специальных знаний и навыков. Что-то делали на фирменном сервисе, что-то в частнойНа правах рекламы№1 в миреwww.ngk.de свечи зажигания свечи накаливания кислородные датчики высоковольтные провода свечные колпачкиNGK - поставщик на конвейеры: Alfa Romeo • AMG Mercedes Aston Martin Audi Bentley BMW Daewoo Daihatsu DaimlerChrysler Ferrari Fiat Ford General Motors Honda Hyundai Isuzu Jaguar Kawasaki Kia Lancia Lexus Lotus Maserati Mazda Mitsubishi Nissan Renault Rolls-Royce Rover Saab Seat Skoda Subaru Suzuki Toyota VW Volvo Yamaha " дером по производству свечей зажиганияNGKЗа рулем 4/2004 195 АВТОКЛУБПАРК ЗРИмпортные шатунные вкладыши и отечественные коренные выдержали пробег одинаково достойно.мастерской, а порой обходились своими силами. В общем, работа со «Штайром» не сложнее, чем с любым другим современным мотором. Была бы толковая голова и умелые руки. Правда, толковой голове нужна техническая информация, а умелым рукам -доступные запчасти. Самое время вспомнить наставления главного редактора: вы, мол, не просто инженеры, вы журналисты. А коли так - поставив нижегородскому дизелю высокую оценку за технику, посмотрим на него с потребительской точки зрения.Здесь, увы, похвастаться особенно нечем. Выпускают дизель по-прежнему в очень скромных объемах. Раскруткой продукта никто толком не занимается: рекламы нет, информацию надо искать по крохам. К тому же производство лихорадит - то обещают его расширить, то приостанавливают. Откуда взяться спросу? Захочешь купить, сто раз подумаешь: прикроют завтра выпуск, и что потом делать, где запчасти брать? Да и сегодня далеко не везде купишь детали и найдешь специально обученного ремонтника. Надо ехать туда, где все это есть, порой за тысячи ки-БАНАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ. 3. Не химичь. Расхожее поверье: чем Как правильно эксплуатировать дизель? Как больше льешь в бак из разных красивых бапродлить его ресурс? Как избежать затрат ночек, тем лучше станет топливо. «На себе» на внеплановый ремонт? Несколько самых не пробовал - денег жалко. Причем не на химию, а опять-таки на ремонт двигателя. Счипростых советов из собственного опыта. 1. Читай инструкцию. Особенно если нет таю, что не все присадки одинаково полезличного опыта по части дизельных моторов. ны. Сначала возил с собой «зимнюю» добавСервисмены жалуются, что немалая часть ку, потом перестал. Если мотор исправен, поломок - следствие неграмотной эксплуамасло по сезону, аккумулятор заряжен и тотации. Например, масло для ГАЗ-560 требупливо зимнее - градусов до минус 25-27 зается группы качества не ниже CF-4. Примеведется без проблем. Там, где мороз подолнение более простого, даже не поддельного гу «давит» за тридцать, лучше установить масла скажется на ресурсе. Ремень привода подогреватель. ГРМ имеет большой ресурс, но если считать 4. Не рукоблудствуй. Посмотреть, как оно его вечным и не менять вовсе, поршень обятам устроено, разобрать-собрать, что-то зательно встретится с клапанами. Езда с миулучшить - русская народная забава. Когда гающей лампочкой давления масла (норочень захочется, вспомни, что последующий мальное явление для машин ГАЗа, особенно ремонт дизеля у просрессионалов - удовольс «402-м» мотором) - прямой путь к досрочствие дорогое ной замене турбокомпрессора. 5. Покупая - думай. Более-менее совре2. Не экономь на спичках Дизельное томенный дизель довольно дорог, сложен, трепливо из бака трактора позволит выгадать бователен к качеству топлива, смазок, обслурублей двести. Еще полсотни можно сбеживания. Запчасти на него обычно дороже, речь, не заменив вовремя топливные чем на «бензинку». Разница в цене бензина и фильтры. Новая насос-форсунка взамен задизельноготопливау нас не слишком велика губленной стоит никак не меньше 6 тыс. (зависит от региона), а значит, экономии можруб. Поддельное масло из придорожного но достичь только грамотной эксплуатацией ларька или нестандартный масляный любой крупный ремонт сожрет все сбереженфильтр в лучшем случае обойдутся в цену ные средства. Наконец, облитые соляркой комплекта поршней и турбокомпрессора штаны воняют и не отстирываются. А теперь (тысяч этак 30-40), в худшем - придется иссформулируйте для себя достоинства дизеля и решайте, нужен ли вам такой автомобиль. кать новый мотор.лометров. И едут - а куда деваться? Приехали, поглядели на цены и начинаем выворачивать карманы. Хорошие комплектующие и без того недешевы, а уж когда цена подогрета дефицитом... Сегодня нижегородский дизель для многих российских автомобилистов штука немного страшная и загадочная, как импортный автомобиль. Только иномарки, новые и подержанные, покупают все больше, несмотря на те же высокие цены, проблемы с запчастями и ремонтом. Чем больше машин - тем меньше проблем: и чинить их мастера местные постепенно учатся, и запчасти коммерсанты привезут, если спрос есть. К тому же народ верит, и небезосновательно, что импортная машина лучше: престижней, надежней, безопасней, комфортней. Имидж, знаете ли, великая штука. Только обрусевший австрийский дизель по-прежнему копается в ворохе своих проблем: дороговизна, слабый сервис, дефицит, отсутствие информации. Какой уж тут имидж! Уважаемые руководители ГАЗа, решите, наконец, что делать с этим мотором! Если он вам не нужен или завод не может его освоить, если он нерентабелен или слишком сложен - закройте эту тему. Если без дизеля никак нельзя расширяйте производство, рекламируйте, продвигайте, обеспечивайте сервисом и запчастями. Неопределенная ситуация вокруг дизеля плодит самые уродливые слухи и невероятные домыслы. Вам это надо?Мотор впервые за три с лишним года расстается с машиной, отправляясь на стенд для разборки.196За рулем 4/2004