166
168
170
172
РЫНОК И СЕРВИСЭКСПЕРТИЗА: СОСТАВЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕНИЯ И ИЗНОСАЗАЧЕМ ЛЕЧИТЬ ЗДОРОВОГО?АЛЕКСАНДР БУДКИННаверное, каждому из нас хоть раз да попадалась на глаза реклама средств, уменьшающих трение и износ. Не обратить на нее внимание трудно. Ведь читаешь, что некий состав «...снижает износ до 10 раз», «восстанавливает изношенные поверхности», «повышает мощность на 5-20%». Иногда обещают даже возможность кратковременной работы без масла и прочее. Не станем это обсуждать - у нас другая цель: в очередной раз (см. ЗР, 2000, № 2) попробовать аргументированно ответить на вопрос, что дают или, наоборот, не дают подобные продукты. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, С КАЖИ Самая хорошая проверка, как известно, натурный эксперимент. Хотите испытать препарат как должно - купите два автомобиля, залейте в один испытуемое снадобье и пройдите, скажем, по 200 тыс. км, определяя, что луч«Базовое» маслонше - с добавками или без них. Хотите сравнить между собой 11 вариантов заправки маслами и присадками (столько мы представляем сегодня) - потребуется столько же автомобилей. Если учесть, что они не смогут отработать в абсолютно идентичных условиях, придется увеличить число экспериментов (и, соответственно, машин) хотя бы втрое. В общем, покупаем 35 авто и едем на них 7 млн. км. Будем считать, во что это все обойдется? Есть, конечно, более скромные и, вместе с тем, впечатляющие способы проверки. Скажем, проехать без масла из Москвы в Санкт-Петербург. Такие опыты-тесты, между прочим, сами производители препаратов проводили, да еще с привлечением журналистов. Но вот можно ли по ним судить об увеличении ресурса машин, заправленных маслом? Из того, что гепард быстрее всех пробежит сто метров, не следует, что он первым одолеет и стообычных трансмиссионных масел). Если образец хорошо отработает на обеих установках, то в 99% случаев он также успешно справится с этим километров. Как же тогда в настоящей трансмиссии. прикажете проверять эти соТакая закономерность проверена тысячами лабораторставы? Чтобы упростить задачу, ных тестов и годами испытадля проверки взяли образцы ний в реальных узлах. По не для двигателя, а для этому пути пошли и мы. трансмиссии. Не надо дуЧем отличаются два метомать, как влияет на эффекда? На четырехшариковои тивность и работоспособмашине (ЧШМ) моделируетность присадок температуся трение между стальными ра в цилиндре, все ли они шариками из стали ШХ-15 пройдут через фильтр. И по(один давит на три остальтом: сколько важных пар ных), а на СМТ-1 вращающийся стальной диск (сталь 45, твердость 50-55 HRC) работает в паре с неподвижной чугунной колодкой (чугун СЧ-20, твердость НВ 150200). Если говорить упрощенно, первая установка моделирует контакт в точке, вторая - по линии. И еще одно, очень важтрения в двигателе и скольное: испытания на ЧШМ поко, например, в заднем мослучили большее распространение при экспресс-оценке ту - одна? Если не проверять низкопродуктов. Скажем, наиботемпературные или антикорлее подходящую противоизрозионные свойства, исчерносную присадку для уже гопывающую информацию тового масла подбирают чаможно получить, используя ще всего именно на ЧШМ и, две машины трения - ЧШМ и лишь отыскав с помощью маСМТ-1 (по крайней мере, для шины трения лучший вари-Трение и износ вещи разные, хотя второй и является следствием первого.MANN0LМаслошитое|«базовое» SAE 85W9011 •НИМИШ Цена - около 22 руб. за литр. И Группа GL-5. Ш Класс вязкости 85W90. • Если бы не более дорогие трансмиссионные масла, участвовавшие в тесте, результаты этого образца можно считать блестящими. Именно он послужил отправной точкой в испытаниях составов для снижения трения. 166 За рулем 4 / 2 004И Активный реметаллизант. • Заявленный производитель - ЗАО НПП ВМП, Екатеринбург Ш Цена - около 75 руб. • Один из ветеранов на нашем рынке Может быть, именно «опыт» помог. На обеих машинах трения результат положительньм, но «вязкая» «трансмиссионка» все же впечатляет больше. • Заявленный производитель - SCT GmbH-D-22880 Wede/Hamburg. Ш Органометаллокерамика активная. • Заявленный производитель - «И. С. Ш Цена - около 75 руб. Лаборатория», Новосибирск. • Этот препарат тоже обвинять не моИ Цена - неизвестна. жем. На четырехшариковои машине • Положительный эффект на машине трения результат нулевой, на СМТ-1 трения ЧШМ и почти полное отсутстнебольшой положительньм: коэффивие таких результатов на СМТ-1. Зато циент трения остался почти без измеи отрицательных последствий не выявнений, но несколько снизился износ. лено - ни по трению, ни по износу. РЫНОК И СЕРВИСЭКСПЕРТИЗА: СОСТАВЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕНИЯ И ИЗНОСАER Energy ReleaseMANNOL estocada 9999MANNOLИ Активный реметаллизант. • Заявленный производитель - «ВМП АВТО», Санкт-Петербург. Ш Цена - около 100 руб. • При испытании на ЧШМ, как и большинство конкурентов, показал неплохой результат. Но, опять же, как и большинство, оставил двойственное впечатление после СМТ-1. Коэффициент трения снизился, износ увеличился. • Антифрикционный кондиционер металла; • Заявленный производитель - Energy Release Products Corporation для HiGear Products Inc/Hudson, MA, US. Ш Цена - около 330 руб. • У продукта один из лучших результатов на ЧШМ... А вот на СМТ-1 измерения зафиксировали некоторое снижение трения при увеличении износа. • Многофункциональный кондицио- • Заявленный производитель - SCT нер металла. GmbH D-22880 Wede/Hamburg. И Цена - около 125 руб. • Заявленный производитель - «Лаборатория Триботехнологии», Москва. • Второй препарат от одного производителя, принимавший участие в тесте. И Цена - около 320 руб. • Результаты на ЧШМ одни из самых Первый понравился больше - вреда высоких. Но во втором тесте отмечено от него не обнаружили, а здесь уже знакомый положительный эффект на небольшое увеличение износа при том, ЧШМ и ухудшение обоих параметров что не обнаружено влияния на коэффина СМТ-1. циент трения.ант, проводят окончательные полноценные испытания, в том числе с использованием СМТ-1. Поэтому добросовестные производители присадок и масел, скорее всего, проверяли или даже разрабатывали свой продукт, проводя испытания на ЧШМ. А вот на СМТ-1 они могли свою присадку и не пробовать. ДАЙТЕ ТОЧКУ ОПОРЫ Чтобы ответить на вопрос, эффективна добавка или нет, ее нужно с чем-то сравнить. Например, сначала проверить обычное трансмиссионное масло, а затем его же, но с добавкой специальных препаратов. А еще лучше купить кроме этого парочку дорогих трансмиссионных масел может, они окажутся лучше добавок? Так и поступили - взяли и три трансмиссионных масла разной вязкости. В качестве базового, в котором мы проверяли все добавки, выступила «трансмиссионка» вязкостью 85W90 (наиболее распространенная) одного из самых уважаемых у нас производителей. Далее по тексту будем называть его «базовое».168 За рулем 4/2004Второе трансмиссионное масло - с максимально широким диапазоном вязкости 75W140, незамерзающее в сильный мороз и способное переносить особо большие нагрузки, когда механизм прогрет. Его нельзя или крайне нежелательно заливать в коробки передач или «раздатки» (туда, где есть синхронизаторы), но можно использовать в мостах. Взяли за способность снижать износ по сравнению с «базовым» маслом в качестве конкурента испытуемым продуктам. Далее будем его называть «вязкое». Наконец, третье трансмиссионное масло для теста вязкостью 75W90. При работе прогретого механизма у него такая же вязкость, как иу «базового», оно обладает хорошей текучестью на сильном морозе. Мы рассчитывали на его способности снижать потери на трение (впредь будем именовать «жидкое»). ЛИКУЕТ ПИОНЕРИЯ Итак, первая у нас по плану четырехшариковая машина трения. На ней определяются несколько параметров. Го-воря по-научному, это индекс задира, нагрузка заедания, нагрузка сваривания и показатель износа. Мы решили остановиться здесь на двух последних, с простым физическим смыслом. Первый имеет размерность силы - он показывает, при каком давлении одного шарика на остальные происходит их локальное сваривание с последующим выкрашиванием. Второй - это, по сути, диаметр пятна износа в миллиметрах. Очевидно: чем нагрузка выше, а пятно износа меньше, тем лучше. Сначала, как и положено, упражнение выполнило «базовое» трансмиссионное масло, а затем оно же с добавками. Некоторые из них упорно не хотели растворяться - пришлось долго размешивать. Но простим претендентов хотя бы за то, что на ЧШМ они неплохо отработали. Если «базовое» масло показало нагрузку сваривания 422 кгс (или 4136 Н, если кому-то так удобнее), то с некоторыми из добавок (см. табл. 1) удалось получить результат до 531 кгс (5204 Н) - на 26% больше.Заметен эффект ив снижении износа - с 0,69 мм для «базового» масла до 0,40 мм, показанных сразу несколькими из препаратов. Хотя далеко не все оказались геО ТЕРМИНОЛОГИИКак называть продукты, о которых идет речь? Производители величают их по-разному: реметаллизант, активный реметаллизант, кондиционер металла, активный кондиционер металла, многофункциональный кондиционер металла, органометаллокерамика активная... На «присадку» некоторые обижаются, «модификатор трения» считают нарицательным. Остановились на следующем: «Средства (составы) для снижения трения и износа». Впрочем, и это не всем по душе - некоторые собираются восстанавливать изношенные поверхности! Мы не против: пусть даже из «жигулей» «мерседесы» дел ают - проверим, что получится. РЫНОК И СЕРВИСLIQUI MOLYЭКСПЕРТИЗА: ТРЕНИЕ И ИЗНОС«Жидкое» масло«Вязкое» маслоТРЕНИЕ И ИЗНОСНе раз приходилось сталкиваться с тем, что в обиходе трение и износ различают с трудом. Представим дорогу с насыпанным гранитным щебнем. Автомобиль будет держаться за нее очень плохо - попросту говоря, трение будет низким. Но износ шин при этом окажется куда выше, чем при езде по асфальту. В общем, трение и износ - вещи разные, хотя второй и является следствием первого.~~s(-^Масло«жидкое» SAE75W90Масло«вязкое» SAE75W140iВ Заявленный производитель - UQUI MOLY GmbH D-89081 UUWGermany. В Цена - около ПО руб. В Положительный эффект на ЧШМ и даже снижение трения на СМТ-1. В последнем случае лучший показатель среди испытуемых составов (не считая масел}. Однако износ на этой же машине трения оказался самым большим. I Цена - около 270 руб. I Группа GL-5. I Класс вязкости 75W90 В Те же показатели, что иу «базового» масла на первой установке, в два раза ниже коэффициент трения на второй, но почти в полтора раза больший износ (не страшный на фоне испытуемых добавок^ В Цена - около 450 руб. за литр. В Группа GL-5. В Класс вязкости 75W140. В Еще раз повторим - это масло для мостов. Зато какое! Коэффициент трения 0,018 по сравнению с 0,05 у «жидкого» масла и 0,08 у «базового» с лучшей из добавок. Правда, износ оказался несколько выше.роями, все равно похвально. Впрочем, если при разработке препаратов проводились испытания на ЧШМ, плохо быть и не должно.ТАБЛИЦА I. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ НА ЧШМ«Базовое» масло РИМЁТ MANNOL ОМКА ER Energy Release FENOM MANNOL estocada 9999 LIQUI MOLY «Жидкое» масло «Вязкое» маслогесугс-т422 473 422 447 473 531 531 447 422 422 5310.69 0.42 0.69 0,40 0.40 0.40 0.40 0.40 0.60 0.69 0.54ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ НА СМТ-1А как повели себя две другие «трансмиссионки»? Никто не ждал от «жидкого» масла снижения износа. Поэтому те же цифры, что у «базового» масла, - это уже повод для одобрения. Для «вязкого» коллеги машина трения - лишний повод похвалиться. Он превысил достижение «базового» на те же 26%, встав в один ряд с лучшими из добавок. А вот по износу, хотя и был лучше других «трансмиссионок», до волшебных жидкостей не дотянул. Тут бы, кажется, и сделать выводы, кто кого победил. Но давайте не будем спешить, а обратимся ко второй части испытаний, которую нельзя назвать «домашней заготовкой».НА КРУГИ СВОЯотв. ея- износа, в коде мм теста, "С «Базовое» масло РММЕТ MANNOL UMKA РЕСУРС-Т ER Energy Release FENOM MANNOL estocada 9999 UQUI M0LV «Жидкое» масло «Вязкое» масло 0,109 0,104 0,108 0,108 0,090 0.101 0.109 0,130 0.080 2,10 1,28 1,75 2,10 2.45 2,60 2,15 2.43 2,66 3.05 2.45 10007600 18 29 30ода)0.018Начнем с того, что мы разделяем мнение специалистов, которые считают более достоверными результаты испытаний на машине трения СМТ-1. Во-первых, здесь пара трения больше похожа на те, что есть в автомобиле (из стали ШХ-15 сделаны разве что подшипники), а во-вторых, прикиньте сами, много ли трущихся деталей вмашине контактирует друг с другом в точке. Методика здесь подразумевает предварительный нагрев масла и трущихся деталей до 140°С, после чего начинают испытания продолжительностью в несколько часов (для нас проводили два теста с разными продолжительностью и нагрузкой, но в подробности здесь вдаваться не станем). Итак, в результате проверки получаем три параметра: коэффициент трения, ширину полосы износа и снижение температуры в ходе теста. Последнее, в частности, красноречиво говорит о тепловыделении в зоне трения и возможностях масла по отводу тепла (полагаем, с двумя первыми параметрами все ясно без комментариев). Сначала на помост вновь выходит «базовое». Оно показывает коэффициент трения 0,109, износ - 2,1 мм и снижение температуры в рабочей зоне на 1 градус. Что лучше? В серии экспериментов (табл. 2) с добавками удалось зафиксировать полосу износа от 1,28 до 2,66 мм, снижение температуры от 0 до 18 градусов и разброс коэффициентатрения от 0,08 до 0,13. Вроде бы, некоторые присадки опять работают, но... Но, во-первых, только две из восьми смогли одновременно снизить и трение, и износ. Остальные или снижали коэффициент трения, увеличивая износ, или наоборот. Правда, нашлась еще одна, ничтожно снизившая трение и никак не повлиявшая на износ. Выходит, что большинство продуктов (пять из восьми) несут автомобилю... извините, матине трения добро и зло одновременно.НЕ НАВРЕДИИногда говорят, что присадки для автомобиля - как лекарство для человека. Судя по результатам наших испытаний, эта аналогия не лишена смысла. Ведь ис лекарствами часто случается: одно лечит, другое калечит. Только лекарства не прописывают без надобности. То же ис автомобилем. Специалисты, проводившие для нас испытания, признались, что ожидали от присадок худших результатов, и все же... Оптимистичные выводы можно сделать следующие. Добавка хорошей присадки в дешевое масло способна обеспечить снижение трения, но вряд ли заметно уменьшит износ. А вот заключение пессимиста: лучше покупать качественное трансмиссионное масло, чем лечить «обычное» присадками.170За рулем 4/2004 РЫНОК И СЕРВИСНА ПРИЛАВКЕКОЛДУНЫ ИЗ БЕЛОРУССИИНаименование - тормозной регулятор. Ориентировочная цена - 120 руб. • Не пугайтесь - конечно же, слово «колдун» нужно писать в кавычках. Просто у сленга - свои законы, а потому автомобильную деталь по имени «Тормозной регулятор» молва величает именно так. Более того - это вполне обоснованно, поскольку очень многие автомобилисты даже не знают о ее существовании, а иногда и просто выкидывают! Что тут скажешь... Впрочем, лучше вспомним «азбуку»: при нажатии на тормозную педаль создается продольный опрокидывающий момент - передняя подвеска как бы проседает, а вот задняя, напротив, разгружается. Поэтому даже при обыкновенном торможении задние колеса легко могут заблокироваться, а отсюда уже и до заноса недалеко. Не секрет, что пустая и загруженная машины также ведут себя по-разному. Так вот, чтобы забыть про подобные неприятности, как раз и служит «колдун» - он отслеживает расстояние от элементов задней подвески до кузова автомобиля ив зависимости от него ограничивает давление в приводе задних колес - такое вот «колдовство». Немецкая компания «Фенокс» (FENOX Automotive Components), создавшая РК1001 свой филиал на базе действующих белорусских предприятий, в настоящее время изготавливает четыре типа «колдунов»: РК1001 - д ля ВАЗ-2108... 2110 (двухконтурные зависимые); РК1002-для ВАЗ-2101... 2107 (одноконтурные зависимые) ; РК1006 - для УАЗ-3160 (одноконтурные зависимые); РК1007 - для ВАЗ-1111 (двухконтурные независимые). РК1002 Напомним, что двухконтурные регуляторы работают независимо на разные колеса, а одноконтурные влияют на оба колеса одинаково. Кроме того, зависимые могут перестраиваться в соответствии с нагрузкой на заднюю ось автомобиля независимые этого не умеют. Показанные на фото алюминиевые регуляторы РК1001 и РК1002, поступающие в продажу под торговой маркой «Лидер» (LEADER), предназначены для «самар» и «копеек».ЦЕПЬ НА 1,5 ЛИТРАНаименование - цепь приводаГРМ. ^___ Ориентировочная цена (в комплекте со звездами) 320 руб.ХОЛОД ЦИНКАНаименование - грунт-протектор коррозии. Примерная цена 150 руб./кг • В двух словах пояснить сущность этой новинки довольно просто: цинковый антикор! Но правильнее сказать так - на московском предприятии ООО «Матек» создан новый высокоэффективный грунт-протектор коррозии для холодного цинкования металла - «Жидкий цинк» АК-100. Препарат задуман как альтернатива распространенному горячему цинкованию. Его можно использовать в качестве самостоятельного покрывного материала, а также как грунтовку под лакокраску или для межоперационной защиты стальных поверхностей перед резкой, штамповкой или просто дли тельным хранением. Изготовители полагают, что подобная технология имеет многочисленные преимущества перед горячей оцинковкой - некритичность к размерам обрабатываемой поверхности, оцинковка сварных швов по месту, широкий диапазон температур, возможность оперативного ремонта без привлечения специалистов и т. п. Срок службы такого многослойного покрытия - свыше 10-15 лет. При использовании в качестве грунтовки АК-100 хорошо сочетается с алкидными. уретановыми, акриловыми и другими лакокрасочными материалами. Наносить препарат на поверхность можно кистью, валиком или распылителем. Для грунтовки достаточно одного слоя, а собствевво для покрытия двух-трех. Расход материала для нанесения в один слой - 140-250 г/м2.УСЛУГИ «САМУРАЯ»Наименование - автосигнализация. Ориентировочная цена 30 долларов. • Система охраны «Самурай 110» (Samurai 110) - это новинка в спектре известных систем «Самурай», представляемых на российском рынке компанией «Ультра Стар».• Для владельцев вазовской «классики» с полуторалитровыми двигателями - от ВАЗ2103 до ВАЗ-2107 - фирма ПО «Надежда» из Миасса освоила выпуск цепей привода ГРМ из высококачественной легированной стали (напоминаем, что в цепочке 116 звеньев). Все новенькие изделия подвергаются обкатке в специальном режиме - без этого ставить их на двигатель завод не рекомендует. В продажу цепь поступает в комплекте со звездами ГРМ той же фирмы. 172 За рулем 4/2004Привлекает, прежде всего, невысокая цена при довольно широком количестве «талантов» - имеется встроенный многоуровневый датчик удара с автоматической настройкой чувствительности, предусмотрены силовые выходы на центральный замок, сирену и световые приборы, есть возможность дистанционного программирования. А о надежности пока говорить рано - посмотрим на реакцию установщиков и клиентов...