228
229
230
231
АВТОКЛУБSUBARU LEGACY В ДЕТАЛЯХЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬВРоссии известность «Субару» намного опережает уровень продаж: дешевых машин фирма не делает, а состоятельного клиента порой прельщают не ездовые качества, а кожаные диваны и шторки на окнах. Зато на вторичном рынке «субару» пользуются неплохим спросом, хотя цены на 6-7-летние авто редко опускаются ниже 10 тыс. долларов. Здесь в лидерах «Легаси» и «Импреза», причем первая представлена во всех трех поколениях: BIO. В11 и В12. «Двенадцатых» пока сравнительно немного, поэтому остановимся на первых двух. ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ Оппозитные двигатели - изюминка «Субару». Благодаря «приплюснутому» силовому агрегату удалось существенно понизить и центр тяжести автомобиля, сделав его устойчивее. Полноприводная трансмиссия симметрична относительно продольной оси, поэтому одинаковое поведение в левых и пра«Легаси» первого поколения еще немало на вторичном рынке. Купить их можно по цене новых «Жигулей».АНАТОЛИИ СУХОВвых поворотах у этих машин - от рождения. Постоянный полный привод предназначен не только и не столько для повышения проходимости («Легаси» - не вседорожник), сколько для сложных дорожных условий: лед, снег, гребенка на повороте. Впрочем, неоднократные призеры чемпионата мира по ралли в рекламе не нуждаются. Однако для российского покупателя главным козырем все же стала неубиваемость этих машин. Жесткая длинноходная подвеска «Субару» прекрасно приспособлена к нашим дорогам. Двигатели можно отнести к долгожителям - среди них не редкость и полумиллионники. Но обслуживания и ремонта требует любой автомобиль, а специализированных сервисов в провинции немного. Без специнструмента не обойтись, да и редкие резьбы вроде МП могут стать неожиданным сюрпризом. Запчасти дороги, зато нет проблем с выбором: неоригинал почти не встречается. Предстоящие расходы на секонд-хэнд во многом зависят от особенностей модели и грамотной эксплуатации.ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОТ КОТОРЫХ СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯВ поколении В10 (см. Историю модели) встречались двигатели 1,8 л - карбюраторные ис моновпрыском. Первые давно канули в Лету вместе с запчастями к ним и настройщиками японских карбюраторов. Вторые также в ремонт берут неохотно, поэтому дешевизной таких машин не соблазняйтесь. Надежностью ни тот, ни другой мотор не отличались. Зато впрысковые 2,0 л и, особенно, 2,2 л оказались удачными: неприхотливыми и простыми в обслуживании. Для России это лучший выбор. А вот 2,5-литровый четырехвальный впрысковый мотор на базе 2,2-литрового, выпускавшийся в 1995-1998 гг., крайне чувствителен к перегреву. Нередко уже к 50 тыс. км выходили из строя металлические прокладки головок цилиндров. Для ремонта приходится вынимать и разбирать двигатель - операция недешевая. Проточка привалочных поверхностей и установка оригинальных прокладок проблему не снимали. Решить ее удалось, отказав-228За рулем 4/2004 SUBARU LEGACY В ДЕТАЛЯХИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 1989 год. Начало выпуска «Субару-Легаси» В10. Кузова - седан и универсал. Двигатели - бензиновые четырехтактные четырехцилиндровые шестнадцатиклапанные, олпозитные, S0HC, расположены спереди продольно: 1,8 л, 76 кВт/103 л. с; 2,0 л, 85 кВт/116 л. с. и 92 кВт/125 л. с; 2,2 л, 94 кВт/128 л. с. Коробка передач - механическая пятиступенчатая (на универсалах - дополнительный понижающий ряд) или автоматическая четырехступенчатая, привод - передний или постоянный полный (вискомуфта). • 1990 год. Двигатель 2,2 л Турбо, 162 кВт/220 л. с. для рынка США. • 1991 год. Двигатели 2,0 л D0HC, 110 кВт/150 л. с; 2,0 л турбо, 147 кВт/200 л. а и 184 кВт/250 л. с. • 1993 год. Сняты с производства двигатели 1,8 л. Осенью представлено новое поколение в кузове В11. Изменилась передняя оптика, бамперы, капот. • 1995 год. Начат выпуск «Аутбека» для рынка США с двигателем 2,5 л D0HC, 110 кВт/150 л. с. • 1996 год. Двигатель 2,0 л турбо, 206 кВт/ 280 л. с. «Аутбек» появился на европейском рынке. • 1997 год. Из комплектации исключен двигатель 2,2 л. • 1998 год. Смена поколения на В12.Четырехвальный двигатель 2,5 л выпуска до 1998 года - частый гость на СТО.Под капотом тесно, с «жигулевским» инструментом к «оппозиту» не подступиться.За уплотнениями бачка ГУ Ра надо следить. Вытечет жидкость - придется менять на насос и рейку.шись от штатных прокладок ГБЦ в пользу обычных (не металлических), которые российские мастера изготавливали на заказ. Похожее решение фирма использовала на американских «субару» золотой серии (1998 год). Естественно, качество заводских прокладок было заметно выше. Выпускавшийся с 1998 года новый двигатель того же объема (уже для кузова В12) получил усиленный блок цилиндров и избавился от этого недостатка. Впрочем, перегрев вреден для любого мотора. Поэтому следует минимум раз в год промывать ячейки радиатора и регулярно менять охлаждающую жидкость (см. ниже). Немногие сервисы берутся за ремонт самого мощного из моторов «битурбо», такой устанавливали направорульные «легаси», хотя в целом моторы зарекомендовали себя неплохо. Выбирая автомобиль с «автоматом», не поскупитесь на диагностику - ремонт агрегата нередко переваливает за две тысячи долларов. А любителям «механики» стоит присмотреться к универсалам В11: их коробки оснащены пониженным рядом передач - хорошее подспорье на проселке. К тому же в базовую комплектацию входит устройство, помогающее трогаться на подъеме. Десятилетний «Легаси» по цене «Жигулей» может оказаться «овцой в волчьей шкуре» - с приводом только на передние колеса. Покупка такого «Субару» вряд ли оправдана. Часть универсалов оснащалась пневмоподвеской с регулировкой клиренса. Нажатием кнопки кузов можноприподнять на пять сантиметров удобно. Только в России больше двух сезонов (50-70 тыс. км) пневмостойки не живут, а восстановлению не подлежат. «Легаси Аутбек» - универсал повышенной проходимости (небольшая партия седанов была выпущена лишь для рынка США). Он отличается скругленным снизу бампером, увеличенным клиренсом и более энергоемкой (соответственно, более живучей при прочих равных) подвеской. Мощный мотор, богатая комплектация и дорогая отделка - непременные атрибуты «Аутбека», поэтому и цены на него существенно выше. Пожалуй, единственный минус машин выпуска до 1998 года - уже упомянутая склонность к перегреву двигателя 2,5 л DOHC.На правах рекламыШ^У/ЧТАг.Валка:ДШ1Г@Ш@[Ш1ШШг.Киев: (044 1 561-1 4-40. Россия: г.Москва: (095) 775-28-89. 420-32-00. 737-05-31. 970-16-88 тербург: (812) 118-59-29, г.Ростов - н а - Д ону : (8632) 905-905. г.Нижний Новгород: (8312) 79-05-53 нбург : (3432) 33-15-19 I Иркутск: (3952) 11-60-50, Беларусь: г.Минск: (375 17) 284-70-11 i Кишинев: (3732) 50-33-52. Азербайджан г.Баку: (994 12) 42-71-56 г.Алматы: (3272) 73-36-09. рузия г Тбилиси (995 32) 524-920. Латвия г.Валииера: (371) 428-10-99 г Ереван: (3741) 540-333. г.Валга: ( 3 72 ) 7 64 - 3 7 - 2 8 (371) 470-70-74За рулем 4/2004229 АВТОКЛУБSUBARU LEGACY В ДЕТАЛЯХПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Прокладки ГВЦ двигателя 2,5 л (до 1998 г.) за 1 шт. Ремень ГРМ/натяжной ролик Сальник коленчатого вала/ распредвала за 1 шт. Свеча зажигания обычная/ платиновая за 1 шт. Втулки/стойки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески за 1 шт. Передний/ задний сайлент-блок рычага передней подвески за 1 шт. Задние амортизаторы (2 шт| Комплект для переделки пневмоподвески на обычную Защитный чехол наружного ШРУСа Наружный/внутренний ШРУС Подшипник задней ступицы в комплекте с сальниками Передние тормозные диски (2 шт.)/ колодки (за комплект) Ремкомплект (сальник) вала рулевого механизма Уплотнитель бачка ГУ? Крыло переднее Капот(В10/В11) Бампер передний (В! 07В1 I/Outback) Фара Защита картера двигателя оригинал/отечественная Стоимость, долл. США 40 70-100/40-1206/64/17.5В передней подвеске основное внимание - резиновым чехлам. И про рейку не забудем: потеки возле вала - показания к ремонту.За подкрылком левого переднего колеса проходят основные жгуты проводов. Если он расколот или потерян - проблем с электриком не избежать.4-5/30 65/10-15160 800 12150/20065180/10025 5 120250/270 200/250/350 150-250 300/50Задняя подвеска ходит 200 тыс. км. А вот чехлы ШРУСов за этот пробег придется сменить, возможно, не один раз.VIN выбит справа на моторном щите. Табличка с данными - на левой чашке передней подвески.КРУГОВОРОТ МАСЛА В ПРИРОДЕ По заявлениям работников СТО, причина почти 80% случаев ремонта двигателя - масляное голодание. «Легаси» нельзя отнести к масляным обжорам, но расход 0,1 л на 1000 км после пробега 100 тыс. км - норма. Угар масла заметно возрастает при оборотах двигателя выше 4000 в минуту. Если на тысячу уходит более 0,4 л, это уже повод для беспокойства. Проверять уровень масла рекомендуется почаще - контрольная лампа зажигается слишком поздно, когда в картере осталось около литра. «Масляное» ТО для наддувных моторов выпуска 1990-1993 гг. рекомендуется проводить каждые 5 тыс. км, для остальных каждые 10 тысяч. Масло в коробке передач и редукторе заднего моста, а также все прочие эксплуатационные жидкости нуждают-ся в замене раз в 50 тыс. км. При покупке обязательно осмотрите ремень ГРМ. Неоригинал меняйте, не откладывая: при обрыве загиб клапанов на 2,5-литровых и наддувных моторах почти гарантирован, на 2,0 и 2,2 л бывают счастливые исключения. Оригинальный ремень исправно выхаживает предписанные 100 тысяч. Менять его желательно вместе с роликами, а заодно поставить новые сальники коленвала и распредвалов - служат они около 150 тыс. км. Резинки - копеечные, поэтому скупиться не стоит: работать с оппозитным мотором не слишком удобно, и любые внеплановые вмешательства обходятся дорого. При использовании хорошего масла регулировка тепловых зазоров клапанов может не потребоваться и после 200 тыс. км: нет посторонних звуков ездите на здоровье.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ*Работа Сто—ость, доля США Диагностика электронных систем Диагностика кузова/ходовой части Замена прокладок ГВЦ двигателя 2,5 л (до 1998 г.) Замена ремня ГРМ (не турбо/турбо и 2,5 л) Замена сальников распредвалов и коленвала (не турбо/турбо и 2,5 л) Замена свечей зажигания (2,0 и 2,2 л/2,5 л) Замена переднего/заднего сайлент-блока передней подвески Замена задних амортизаторов Переделка пневмоподвески на обычную подвеску Замена наружного ШРУСа/его чехла Замена подшипника задней ступицы Замена передних тормозных дисков (пара)/ колодок Устранение твчи жидкости из рулевого механизма (по сальнику вала) Замена уплотнителя бачка ГУР'На фирменной (не дилерской) СТО55/5 60050/70 80/100 10/25 15/1525 8030/305015/10100 15Рестаилинг 1993 года коснулся в основном внешности. Трансмиссия, ходовая и подвеска не изменились. 230 За рулем 4/2004А вот свечи частенько выходят из строя. Как назло, отечественный бензин быстрее расправляется именно с дорогими платиновыми свечами, которыми комплектуются двигатели объемом 2,5 ли наддувные - там их замена намного сложнее. Поэтому нет смысла выкидывать деньги на ветер вместо платиновых поработают обычные, все равно менять их придется досрочно. Владельцу эта операция вряд ли по силам, а свеча за 18 долларов ломается так же легко, как за 18 рублей. SUBARU LEGACY В ДЕТАЛЯХПредостережем любителей чистоты: водных процедур под давлением моторы не любят. Заливают свечные колодцы - отказывает зажигание, могут выйти из строя датчики массового расхода воздуха и положения дроссельной заслонки. Чистить двигатель допускается только вручную, специальной «химией». МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ РЕМОНТИРОВАТЬ Подвеска В10 и В11 схожа, лишь на «Аутбеке» изменились задние сайлентблоки передних рычагов и амортизаторы. Больших сумм в нее вкладывать не придется, но лишь при условии грамотного обслуживания и ремонта. Чаще всего потребуют внимания втулки, стойки стабилизатора поперечной устойчивости (40 тыс. км) и задний сайлент-блок переднего рычага. Последний - с гелевым наполнителем; появились потеки - пора менять (отдельно от рычага). Амортизаторы до 60-70 тыс. км вполне работоспособны. Остальные детали передней и задней подвески продержатся до 200 тыс. км (конечно, если целы, например, пыльники шаровых опор). Особое внимание - чехлам ШРУСов: «гранаты» стоят в 15-20 раз дороже «резинок». При отсутствии воды и грязи они служат не менее 150 тыс. км. К 80 тыс. могут «попроситься» подшипники задних ступиц, но четкой статистики по их долговечности нет. Колодок дискового тормоза хватает примерно на 50 тыс. км с «механикой» и на 30—40 тыс. км с «автоматом». Не забывайте менять и диски: два комплекта колодок для них - максимум. Закисшие суппорты проще заменить, чем «раскачать». Если сзади барабанные тормоза, то про них можно забыть всерьез и надолго - колодок хватает на 150 тыс. км.V^BBBBC-Самый популярный «Легаси» в Европе - универсал с механической коробкой. Для поездок на пикник - в самый раз. Крутые подъемы и легкое бездорожье преодолевает играючи: в тормозной системе - противооткатное устройство, в трансмиссии пониженный ряд передач.Рулевые шарниры нередко служат годами. А вот течь жидкости из рейки по уплотнению вала - болезнь «Легаси». К счастью, в продаже есть недорогой ремкомплект. Сальники - не единственное «мокрое место» ГУРа. Порой течь открывается по уплотнению бачка или - на двигателе 2,5 л - по заделке трубок. Главное - не прозевать течь, чтобы не попасть на замену рейки или насоса ГУР. ЦИНК ОТДЕЛЬНО НЕ ПРОДАЕТСЯ По антикоррозионной стойкости «субару» несколько уступают немецким автомобилям, но в целом держатся неплохо: редкие избежавшие ДТП машины и через десять лет выглядят почти как новые. Исключение - универсалы: у них намного раньше расползается ржавчина на задней двери. Невзрачная, но жизненно важная деталь - подкрылок левого переднегоНомер двигателя выбит на левой части блока, возле коробки передач.колеса. Без него жгуты и разъемы, открытые воде и грязи, долго не протянут. В целом же электрика надежна, не считая проблем с фирменным иммобилайзером - тот подчас «сходит с ума» поблизости от мощных радиопередатчиков. К счастью, хозяина он навечно не забывает, поэтому в заводскую схему все же лучше не вмешиваться. Благодарим техцентр «СУБАРУ СЕРВИС» за помощь в подготовке материала.На правахрекламыНЕ ЗАМАЗЫВАЕТ РЖАВЧИНУ ОСТАНАВЛИВАЕТ КОРРОЗИЮ ОшМОСКВА: 156-83-97. Михалковская ул..63 196-83-97. 1-Волоколамский пр..10 940-01-92. 2-я Магистральная ул.. 18 119-80-00. Варшавское ш.,91 737-50-56. Электрозаводский мост 187-65-18. Мусоргского ул. 135-25-30. Вавилова ул.,21 116-68-48. Андропова пр.. 15 330-98-89,429-71-33. Бутлерова ул.. 17 785-77-09, Новоясеневский пр-т., 8разработан специально для подавления коррозии автомобилей не требует очистки исушки поверхности нетоксичный, экологически чистый (8442) 32-32-32 (3422) 55-42-44 (8432) 54-23-44 (8432) 10-95-84 С.-Петербург (812)230-50-7677 С.-Петербург (812) 346-49-28 Н.Новгород (8312)56-53-33 Псков (8112)72-07-71 (8202)67-73-57 Череповец Смоленск (0812151-33-06 Сергиев Пасад (254)20-691 Подольск (27) 69-43-40 Витебск (212)26-75-73С прашивайте PACT СТОП в аэрозольной упаковке• ТД"За рулем" • 0 00 Теоргий-А" • 0 00 "Ландо-9". • Каширское ш.. 53. к.1 • Кетчерскаяул..2А« Хабаровская ул.. 2 • Новорязанское ш.. 3 • Дмитровское ш.. 91. 131. 13 • М.Рыбалко. 18 • Егерская ул.. 1 • Лесная ул.. 20 • Петрозаводская ул., 34. ст.1 • Щелковское ш.,10 • Ярославское ш.,19 и 136 • Ак.Скрябина.4 • Строителей ул.. 13» Загородное ш.. 15. к.1 • Шенкурский пр..2 • Бутырская ул.. 53'63 • Краснобогатырская ул.. 13Волгоград Пермь Казань КазаньZ ошшQ.За рулем 4/2004231