126
127
128
ТЕХНИКА^^ят•***Яг| Г ^ Ч вВ " Ч ^ ^ ^ ^ 1 « 1 Vi^ ^ ИTitIII! ||VН ИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВЕСТЬ СКАМЕЕЧКА НА НЕВСКОМ...ми: ГолАЗ с мерседесовской звездой и технологиями, отверточная сборка междугородних «Вольво-ВЮМ» в Омске, но все это несколько устаревшие модели. И вот в Санкт-Петербурге построили завод, где выпускают современный, европейского качества и комфорта красавец «Скания-Омни Линк CL94UB», дебютировавший в Европе в 2000 году. В 2004-м планируется изготовить 150 автобусов, но уже сейчас они появились на маршрутах Москвы и области, в Самаре, Кургане, Красноярске, Кемерове, Пскове, Нерюнгри, а несколько штук даже отправлены на экспорт - в Финляндию и Голландию. Шведы проверили качество питерской сборки: оно оказалось лучше, чем на автобусных заводах Скании в Польше, Эстонии, и сопоставимо со шведским. ТИХМИ ЛЕЖЕБОКА Автобусную версию 9-литрового турбодизеля DC9 мощностью 230 л.с, известного дальнобойщикам по тягачам «Скания» (ЗР, 2003, №7), устанавливают в заднем свесе, чуть завалив набок, изменив поддон, маслоприемник и центрифугу. Автобус - машина электрифицированная, лампочек и электромоторчиков множество, поэтому в помощь основному 65-амперному генератору установили второй на 140 А. Приводятся они поликлиновым ремнем, а вот для вентилятора системы охлаждения пришлось делать свой гидропривод с насосом, мотором и регулятором. Шум сегодня не меньшее зло, чем, скажем, дымность выхлопа, поэтому для автобуса обороты и мощность дизе-Что ни говори, а любая, даже самая экономичная и компактная легковушка в эффективности транспортной работы значительно уступает автобусу. Перемещаться по городу на персональной тонне железа не очень-то разумно (о комфорте, независимости ио том, что подумают соседи, мы сейчас не говорим). Простая арифметика показывает, что один автобус за день в среднем перевозит столько же пассажиров, сколько пять сотен (!) легковушек. О методике подсчета можно, конечно, спорить, но тенденция налицо!ЭКСПОРТ - ИМПОРТ Сборку легковых и грузовых иномарок у нас уже наладили довольно серьезно, а вот автобусам как-то не везло. Удовлетворить спрос пытались разными путя126 За рулем 5/2004 АВТОБУС «СКАНИЯ-ОМНИ ЛИНК» ИЗ ПИТЕРАля уменьшили и чуть придушили его эффективным глушителем. Коробка передач, как и надлежит городскому автобусу, - гидромеханическая, фирмы ZR По схеме - планетарная четырехступенчатая, с блокируемым на высшей передаче гидротрансформатором и встроенным ретардером. Если не прислушиваться специально, переключения совершенно незаметны, а о начавшемся торможении можно догадаться только по едва слышному подвыванию гидравлического замедлителя. Кстати, тормоза у «Омни Линк» дисковые вентилируемые, легко обслуживаемые - не то что барабанные у «Скании-СК112», выпускаемой в Полтаве. (Добрались-таки шведы до нее...) СКЕЛЕТ ИЗ ЯЩИКА Сборка начинается с трех стальных модулей шасси, которые привозят из Швеции. К переднему крепят рулевое управление, подвеску и мост, к заднему двигатель и трансмиссию, а потом стягивают болтами со средним. Модульная конструкция очень удобна при постройке кузовов, различных по длине, колесной формуле и назначению. Из Польши с завода «Скания» привозят заготовки кузова: алюминиевые стойки, продольные балки, панели крыши, пластмассовые «маски» и боковые панели. В Питере их готовят к сборке: сверлят отверстия, окрашивают и собирают скелет кузова. Соединения - болтами, алюминиевыми заклепками и на клею. В готовый скелет вклеивают стеклопакеты окон, вставляют ветровое стекло,С таким капотом ив ремзоне просторнее, и ночью на обочине он заметнее.навешивают двери, настилают пол из водостойкой фанеры, прокладывают под потолком проводку и часть пневмомагистралей. Интересно отопление: две мощные 14-киловаттные «печки», использующие тепло системы охлаждения двигателя, для снижения шума в салоне «закинули»... на крышу, а вдоль бортов трубы-конвекторы, в них тоже циркулирует горячий «Тосол». У дверей установлены калориферы, они же растопят снег на полу, а на передней площадке пол и вовсе с электроподогревом. С таким теплоотводом дизель зимой до рабочей температуры нагреется нескоро, поэтому в систему включен подогреватель «Вебасто».Потолок высокий - в иной квартире ниже.Работа - только поворачивайся. За рулем 5/2004 127 ТЕХНИКААВТОБУС «СКАНИЯ-ОМНИ ЛИНК» ИЗ ПИТЕРАДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «СКАНИЯ-ОМНИ ЛИНК* C194UB4X2 • Общие данные Размеры, мм; длина ширина высота база Внешний радиус поворота, м Полная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км Топливные баки расположены над передними арками. Реле и предохранителям нашлось место под потолком - сухо и доступно. Число мест общее для сидения • Двигатель 11985 2550 3133 8000 125 17ЭО0 80 20,6 122 23-39 дизельный, РБ с турбонаддувом и интеркулером, Евро III «Скания-ОС901» 8,97 169/230 1900 1100 1100-1200 ГМП ZF4HP502CN одинарная гипоидная главная передача с 1=4,88 зависимая, пневматическая, электронно-управляемая, на реактивных штангах с сайлент блоками, со стабилизаторами поперечной устойчивости пневматическая, двухконтурная с дисковыми тормозными механизмами, с противобуксовочной и антиблокировочной системами 275/70R22,5 155Сиденья наши, из Павлова-на-Оке. Прочный каркас, аккуратная обивка в фирменных для «Скании» серо-синих тонах - сделали не хуже шведов. Изготовить качественную пластмассу для салона взялось одно из предприятий Ленинградской области, а на очереди и отечественный производитель стеклопакетов. Несомненное достоинство «шведа» низкий, всего 230 мм, уровень пола. Он может стать и еще ниже - обучили вежливо приседать перед входящими пассажирами. Очень удобно тем, кому сложно преодолевать полуметровую высоту. После посадки автобус можно приподнять относительно среднего положения на 110 мм, тогда в движении не зацепишь «лежачего полицейского» и прочие неровности, а на скорости свыше 30 км/ч электроника автоматически вернет пневмоподвеску в исходное состояние.Модель Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия Коробка передач Задний мост • Ходовая часть ПодвескаТормозная системаБез скрипа и асбестовой пыли.Размер шин Цена в базовой комплектации, тыс. евроИНФРАСТРУКТУРА Итак, у нас появился завод, выпускающий современный европейский автобус. А готовы ли работать на нем перевозчики? Пока машины свежие, они кое-как обойдутся без налаженной технической службы. Автобус не дальнобойный тягач, который стараются обслуживать получше, за границей, хотя бы ив рейсе. Все должно быть под рукой, свое. Нет хорошей мойки - песок протрет пневмобаллоны подвески, разбитый стеклопакет не заменить за полчаса, с помощью одного шнура - автобус должен сутки простоять в теплом боксе. Нет в «Скании» запасного колеса. Да что колесо - хорошего инструментального ящика нет! Значит, должна стоять под парами техничка с обученным экипажем, а чтобы ее вызвать, придется снабдить водителя мобильной связью. Дорого? Возможно, но на примере «Омни Линк» очень хорошо видно: новые технологии в изготовлении подразумевают и новый подход к ремонту и обслуживанию. D128 За рулем 5/2004